Российская педагогическая энциклопедия

ПЕДОЛОГИЯ

(от греч. pais, paidos — дитя и логос — наука), термин, предложенный в 1893 амер. психологом О. Хризманом (учеником С. Холла) для обозначения всестороннего исследования закономерностей возрастного развития. Идея о важнейшем значении изучения детства для решения как теоретических (филос., методологич.), так и практических (в первую очередь педагогических) задач фактически всегда признавалась передовыми философами и педагогами. На принципе знания психол. и физиол. закономерностей дет. развития основывались пед. системы Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Дж. Лок-ка. В рус. науке этот принцип получил обоснование в трудах К. Д. Ушинского, Н. И. Пирогова. Однако планомерное науч. изучение детства началось лишь во 2-й пол. 19 в., когда в философии (благодаря Г. Гегелю) и в естествознании (в первую очередь благодаря созданию эволюц. теории Ч. Дарвина) получила распространение идея поступательного развития, обозначилась возможность объективного познания ребёнка, к-рая вселяла надежду сделать целенаправленным, научно обоснованным процесс его воспитания, формирования его личности, а тем самым повлиять на улучшение жизни общества в целом. В последнее десятилетие 19 в. в изучение дет. развития включились мн. учёные разных специальностей в разл. странах Европы и Америки. Изучение ребёнка шло в разных направлениях. Врачи и физиологи (первыми обратившиеся к науч. исследованию детства) гл. внимание обращали на психофизиол. закономерности. Гигиенистов интересовали условия, обеспечивающие правильное развитие психофизиол. и физиол. функций, разработка средств, препятствующих отклонению ребёнка от нормы. Изучалось и возрастное развитие психич. функций (вначале элементарных — ощущения, а затем всё более сложных). Социологов и юристов интересовали причины отклонений в обществ. поведении детей, специфика дет. правонарушений. Предметом спец. изучения стали аномальные дети, в отношении к-рых была поставлена задача не только организации ухода, но и их обучения. В педагогике разрабатывались как теоретич. основы уч.-воспитат. процесса, так и способы практич. использования данных о ребёнке для целей воспитания и обучения. В кон. 19 — нач. 20 вв. был накоплен достаточно богатый фактич. материал о дет. развитии, позволивший сформулировать ряд принципиально важных выводов: о своеобразии психофизич. организации ребёнка, о качественном, а не только количественном отличии ребёнка от взрослого; о скачкообразном характере дет. развития, определяющем своеобразие отд. возрастных периодов; о тесной зависимости психич. и физич. развития. Теоретич. осмысление этих данных вызвало стремление создать целостное представление о ребёнке на разл. стадиях возрастного развития. Одним из проявлений этого стремления стало изобретение термина «П.» для обозначения науки, призванной объединить разнообразные данные о ребёнке. Термин получил популярность (под этим названием создавались науч. учреждения, науч. объединения, печатные издания), но единого содержания в него не вкладывалось и наряду с ним употреблялись как равнозначные термины «психология детства», «юношествоведение», «пед. психология», «эксперим. педагогика», «гигиена воспитания» и др., отражавшие специфику избранного направления исследований. Стремление к всестороннему исследованию ребёнка связано с именами таких ученых, как С. Холл, Дж. Болдуин, А. Чемберлен в США, В. Прейер, К. Грос, К. и В. Штерн, Э. Мейман в Германии, Б. Пере, А. Бине, Г. Компейре во Франции, Дж. Сёлли в Великобритании, Э. Клапаред в Швейцарии, Ж. Демор и О. Декроли в Бельгии. Россия не осталась в стороне от движения за изучение ребёнка и построение системы воспитания и обучения, основанной на знании закономерностей дет. развития. Рус. наука развивалась в тесном контакте с зарубежной. наиб. значимые заруб. исследования по этой проблематике были переведены на рус. яз. В исследование проблем дет. развития включились И. А. Сикорский, П. Ф. Лес-гафт, В. М. Бехтерев, Г. И. Россолимо и др. В Петербурге (1907) Бехтеревым был создан Педологич. ин-т, основан журн. «Вестник психологии, криминальной антропологии и педологии». Горячими сторонниками и организаторами исследований по изучению дет. развития стали А. П. Нечаев, H. E. Румянцев, Л. Е. Оболенский, А. Н. Бернштейн, А. Ф. Лазур-ский. П. была широко представлена на съездах по пед. психологии (1906 и 1909) и эксперим. педагогике (1910, 1913, 1916). После Окт. революции изучение детства приобрело широкий размах. Стремление обеспечить наилучшие условия для дет. развития поставили П. в 20-х гг. в наиб. благоприятные условия. Развилась сеть педологич. учреждений, была издана обширная лит-ра, проведены конференция (1927) и съезд педологов (1928), выходил журн. «Педология» (1928—32). Характеристику особенностей детей разл. возрастных периодов дали Е. А. Аркин, И. А. Арямов, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, M. M. Рубинштейн, Н. А. Рыбников, А. А. Смирнов и др. Важные данные были получены при исследовании высшей нервной деятельности детей (Н. И. Красногорский), при изучении познават. процессов у ребёнка, при выявлении интересов и потребностей детей, в т. ч. в дет. коллективах и др. (П. Л. Загоровский, А. С. Залужный, H. M. Щелованов и др.). Методы педологич. исследований разрабатывали М. Я. Басов, А. П. Болтунов и др. Предпринимались попытки теоретич. осмысления полученных данных в целях разработки общей теории дет. развития (Басов, Блонский, Выготский, А. Б. Залкинд). Однако исследование проблем дет. развития в 20-х гг. не избежало влияния механистич. тенденций в философии, методологии, свойственных науке этого периода. В П. они проявились особенно ярко в решении вопроса о факторах и движущих силах дет. развития. Ни в изучении природных предпосылок, ни в исследовании социальных факторов развития ещё не было накоплено достаточно науч. данных для обоснованного решения этой проблемы. Педологи считали возможным ставить развитие ребёнка в прямую зависимость от того или иного фактора, причём в полемике заострялись крайние точки зрения (биологизаторская и социологизаторская). Предмет П. с самого начала не был определён с достаточной чёткостью. Перед ней ставилась задача собирать и систематизировать всё, что относится к жизни и развитию детей. На деле вместо целостного представления о ребёнке составлялась компиляция мало связанных между собой сведений из разных наук, изучающих ребёнка. Принципа, объединяющего эти сведения, найдено не было. Широчайшее распространение в качестве рабочего инструмента П. приобрёл метод тестов. Некритически заимствовались образцы зап. тестов без учёта специфики рос. действительности. Результаты тестирования считались достаточным основанием для психол. диагноза и прогноза. Такой подход впоследствии привёл к дискредитации метода тестов на долгие годы. На состоянии П. отразилось давление идеологич. пресса, резко усилившееся в нач. 30-х гг. Это породило, в частности, нездоровую атмосферу в науч. среде. Характеризуя положение с всесторонним изучением ребёнка, Блонский в 1934 отмечал, что «педолог предлагает заменить своей наукой педагогику и психологию, педагог топит педологию, а психолог претендует заменить своей педагогической психологией и педологию и педагогику» (Пед. образование, 1934, № 6, с. 42). Такое состояние науки препятствовало нормальной исследоват. деятельности. П. не была готова к широкому практич. использованию своих результатов. Однако парт, и сов. органы требовали от науки непосредственной практич. помощи в социалистам, строительстве. П. внедрялась в практич. работу разл. дет. учреждений, прежде всего в шк. практику. Широкое распространение приобрёл отбор детей во вспомогат. школы на основы тестовых методик. Практич. применение П. требовало большого числа специалистов, но их не было; к работе зачастую привлекались малоподготовленные люди. Полученный ими материал был обычно недоброкачественным, разобраться в нём они не умели, поэтому выводы получались ошибочными, но претендующими на «научность». В результатеэтого многочисл. педологич. исследования (точнее, обследования) детей мало приносили пользы, а порой наносили большой вред. 4 июля 1936 ЦК ВКП(б) принял пост. «О педологических извращениях в системе наркомпросов», после к-рого само понятие П. получило одиозный смысл. Ликвидация порочной практики была необходима, но серьёзная теоретич. и Н.-и. работа в области изучения ребёнка была нужна. Вместо этого все исследования, носившие назв. педологических, были прекращены, труды педологов были изъяты из употребления. Не только резко сузился круг изучения ребёнка, но и изменился характер исследований. Угасла идея целостности. Исследователи стали, как правило, руководствоваться конкретной, ограниченной задачей изучения той или иной стороны жизни ребёнка. Возрастная психология, возрастная физиология, пед. психология стали в Значит. мере обособленными друг от друга отраслями знания. Задача создания целостного представления о ребёнке не была выполнена П. (и не могла быть выполнена на том уровне развития науки и теми средствами). Но задача комплексного, целостного изучения ребёнка остаётся актуальной для науки. Источи.: Оболенский Л. Е., Новая наука педология, «Воспитание и обучение», 1900, № 1—2; его же, Новости педологии, там же, 1900, № 8,9; Румянцевы. Е., Педология (Наука о детях), СПБ, 1910; Болдуин Дж., Духовное развитие дет. индивида и человеческого рода, пер. с англ., т. 1—2, М., 1911; Чемберлен А., Дитя. Очерки по эволюции человека, пер. с англ., ч. 1—2, М., 1911; Холл С., Собр. статей по педологии и педагогике, пер. с англ., М., 1912; В ы г. о т -ский Л. С., Педология шк. возраста, М., 1926; его же, Педология подростка, собр. соч., т. 4, М., 1984; Каптер ев П. Ф., История рус. педагогии, П.; Залкинд А. Б., Осн. вопросы педологии, М., 1927; его же, Педология в СССР, М., 1928; А р я -м о в И. А., Основы педологии, M.; БасовМ. Я., Общие основы педологии, М.; Гезелл А., Педология раннего возраста, М. — Л., 1932; Блонский П. П., Возрастная педология, М. — Л., 1930; его ж е, Педология, M. А. А. Никольская.

  1. педологиятечение в психологии и педагогике возникшее на рубеже XIXXX вв. обусловленное распространением эволюционных идей и развитием прикладных отраслей психологии и педагогии эк...Словарь практического психолога
  2. педологияТечение в педагогике и психологии конца XIX начала XX вв. использовавшее психологические анатомофизиологические биологические и социальные особенности ребенка в его обуч...Адаптивная физическая культура
  3. педологияот греч. pais paidos дитя logos учение течение в психологии и педагогике возникшее на рубеже XIXXX вв. обусловленное распространением эволюционных идей и развитием при...Большая психологическая энциклопедия
  4. педологияПЕДОЛОГИЯ от греч. pais род. падеж paidos дитя и .логия iбуквально наука о детях фактически совокупность психологич. анатомофизиологич. биологич. социологич. концепций...Большая советская энциклопедия
  5. педологияот греч. pis родительный падеж paids дитя и .Логия буквально наука о детях фактически совокупность психологических анатомофизиологических биологических социологических...Большая Советская энциклопедия II
  6. педологиявозникшая на Западе и получившая в г. название наука о всестороннем и комплексном изучении ребнка при этом преобладающими были механистические бихевиористические предста...Большая энциклопедия по психиатрии
  7. педологияж. pedologia Итальянорусский словарь. Синонимы земледелие педагогика...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  8. педологияПЕДОЛОГИЯ от греч. pais дитя logos слово наука течение в психологии и педагогике возникшее на рубеже XIXXX вв. обусловленное проникновением эволюционных идей в педаго...Большой психологический словарь
  9. педологияж.pedologa f...Большой русско-испанский словарь
  10. педологиясущ. жен. рода только ед. ч....Большой русско-украинский словарь
  11. педологияот греч. pats мальчик дитя и logos слово учение англ. pedology нем. Padologie. . Совокупность психол. биол. и социол. концепций развития ребенка в XIXначале XX вв. . ...Большой толковый социологический словарь II
  12. педологияот греч. pais род. п. paidos дитя и .логия букв. наукао детях направление в психологии и педагогике ставившее цельюобъединить биологические социологические психологиче...Большой энциклопедический словарь II
  13. педологияПЕДОЛОГИЯ от греч. pais род. п. paidos дитя и .логия букв. наука о детях направление в психологии и педагогике ставившее целью объединить биологические социологические...Большой Энциклопедический словарь V
  14. педологияот греческого pais родительный падеж paidos дитя и .логия буквально наука о детях направление в психологии и педагогике ставившее целью объединить биологические социоло...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  15. педологияПЕДОЛОГИЯ и ж. pdologie paidologie ampLTгр. Реакционная буржуазная лженаука о воспитании детей обоснованная на признании фаталистической обусловленности судьбы детей биол...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  16. педологиянаука о детях их потенциальных возможностях представляющая собой синтез психологических биологических социологических знаний. Особенности ребенка предопределены наследств...Краткий справочник по курсу «История образования и педагогической мысли»
  17. педологиятечение в психологии и педагогике пыталось синтезировать психологические анатомофизиологические социологические подходы к развитию ребенка....Краткий терминологический словарь по библиотерапии
  18. педологияи ж.em Совокупность психологических социологических и других концепцийо развитии и воспитании ребенка не представляющая целостной теории.[От греч. дети и учение] земл...Малый академический словарь
  19. педологияпсихологопедагогическое течение возникшее в конце в. основателем которого был амер. психолог С. Холл. В противовес традиционной педагогике П. стремилась к комплексному и...Материалы к курсу «Психология личности»
  20. педологиякорень ПЕД соединительная гласная О корень ЛОГ окончание ИЯ Основа слова ПЕДОЛОГВычисленный способ образования слова Сложение основ ПЕД соединительная гласная О Л...Морфемный разбор слова по составу
  21. педологияНачальная форма Педология единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  22. педологияпедология ж. Совокупность психологических биологических социологических концепций развития ребенка....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  23. педологияпедология педология и...Орфографический словарь
  24. педологияu жu Р.u Д.u Пр.u педологии земледелие педагогика...Орфографический словарь русского языка
  25. педологиягр. наука о детях научное течение в психологии и педагогике возникшее на рубеже XIXXX вв. представляющее собой объединение знаний о растущем человеке из самых разных на...Основы духовной культуры
  26. педологияот греч. pais дитя logos учение течение в педагогике и психологии конца XIX середины XX в. С. Холл П. П. Блонский и др. пытающееся обобщенно использовать психол. анат...Педагогический словарь
  27. педологияот греч.u pais paidos дитя и logos учение наука буквально наука о детях направление в психологии и педагогике ставившее целью объединить биологические социологические...Педагогический терминологический словарь
  28. педологияпедология педологии педологии педологий педологии педологиям педологию педологии педологией педологиею педологиями педологии педологиях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  29. педологияОрфографическая запись слова педология Ударение в слове педология Деление слова на слоги перенос слова педология Фонетическая транскрипция слова педология [пидалога] Хар...Полный фонетический разбор слов
  30. педологияот греч. pais дитя и logos учение течение в педагогике и психологии конца ХIХ середины ХХ века С.Холл П.П.Блонский и др. пытающееся обобщенно использовать психологиче...Прикладные аспекты современной психологии
  31. педологияПедология от греч. pais дитя и logos слово наука направление в психологии и педагогике возникшее в конце ХIХ в. под действием эволюционных идей связываемое прежде всег...Психологический словарь
  32. педологияСловообразование. Происходит от греч. pais дитя и logos слово наука. Категория. Направление в психологии и педагогике. Специфика. Возникла в конце ХIХ в. под действием ...Психологический словарь II
  33. педологиягреч. pais paidos дитя logos наука учение течение в психологии и педагогике возникшее на рубеже XIX XX вв. обусловленное распространением эволюционных идей и развитие...Психология развития словарь
  34. педологияпедология иСинонимы земледелие педагогика...Русский орфографический словарь
  35. педологияЖ мн. нет pedologiya bymkd olan nslin trbiysi haqqnda yalan elm pedologiyann mrtce mahiyyti c ild K bP MK trfindn tamamil ifa edilmidir....Русско-азербайджанский словарь
  36. педологияж.наука о ребенкеem paedologia paedology...Русско-английский психологический словарь
  37. педологияПедалогя...Русско-белорусский словарь
  38. педологияпедалогя жен.i...Русско-белорусский словарь II
  39. педологияземледелие педагогика...Русско-ивритский словарь
  40. педологияpedologia...Русско-итальянский медицинский словарь
  41. педологияСинонимы земледелие педагогика...Русско-китайский словарь
  42. педологияpedologia...Русско-польский словарь
  43. педологияpdologie...Русско-французский медицинский словарь
  44. педологияpedologie...Русско-чешский словарь
  45. педологияпедология иСинонимы земледелие педагогика...Русское словесное ударение
  46. педологияпедология земледелие педагогика...Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник
  47. педологияПЕДОЛОГИЯ греч. Наука об обрабатывании земли. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. педология гр.em pais paidos дитя .логия букв наука...Словарь иностранных слов русского языка
  48. педологиянаука о ребенке. Педология наука новая не вполне установившая свои границы и точное свое содержание. Обычно она понимается как наука о развитии ребенка охватывающая все ...Словарь Л. С. Выготского
  49. педологияот греч. pais paidos дитя и. logos учение знание букв. наука о детях направление в психологии и педагогике ставившее целью объединить биологические социологические псих...Словарь по истории психологии
  50. педологияотгреч. pais дитя и logos слово наука течение в психологии и педагогике возникшее на рубеже XIXXX вв. обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику и пси...Словарь по педагогической психологии
  51. педологияпедология сущ. колво синонимов земледелие педагогика Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы земледелие педагогика...Словарь синонимов II
  52. педологиятечение в педагогике и психологии пытающееся обобщенно использовать психологические анатомофизиологические биологические и социологические подходы при обучении и воспитан...Словарь терминов по общей и социальной педагогике
  53. педологияПЕДОЛОГИЯ от греческого pais родительный падеж paidos дитя и .логия буквально наука о детях направление в психологии и педагогике ставившее целью объединить биологическ...Современная энциклопедия
  54. педологиясовокупность психологических биологических социологических концепций развития ребенка возникла в конце в. в США и Западной Европе [ c. ]....Современный образовательный процесс
  55. педологияПЕДОЛОГИЯ от греч . pais род. п. paidos дитя и .логия букв. наука о детях направление в психологии и педагогике ставившее целью объединить биологические социологические...Современный энциклопедический словарь
  56. педологиянаука о целостном изучении ребенка на различных этапах развития объединение данных о ребенке полученных социологами психологами педагогами медиками физиологами и т. д....Терминологический словарь. Педагогические технологии
  57. педологияпедология [гр. pais paidos дитя .ло гия букв наука о детях] совокупность психологических биологических социологических концепций развития ребенка не представлявшая цело...Толковый словарь иностранных слов
  58. педологияПЕДОЛОГИЯ педологии мн. нет ж. от греч. paides дети и logos учение. Лженаука основанная на антимарксистских положениях глубоко реакционных законах о фаталистической обу...Толковый словарь русского языка II
  59. педологияПЕДОЛОГИЯ ж. Совокупность психологических биологических социологических концепций развития ребенка....Толковый словарь русского языка
  60. педологияУдарение в слове педологияУдарение падает на букву оБезударные гласные в слове педология...Ударение и правописание
  61. педологияПЕДОЛОГИЯ от греч. дитя и наука в англ. литре child study в нем. Kinderforschung течение в психологии и педагогике возникшее на рубеже вв. обусловленное проникнове...Философская энциклопедия
  62. педологияот греч. дитя и наука в англ. литре child study в нем. Kinderforschung течение в психологии и педагогике возникшее на рубеже вв. обусловленное проникновением эволю...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  63. педологияпедология педологии педологии педологий педологии педологиям педологию педологии педологией педологиею педологиями педологии педологиях Источник Полная акцентуированная п...Формы слова
  64. педологияПЕДОЛОГИЯ см. Почвоведениеi. dd Экологический энциклопедический словарь. Кишинев Главная редакция Молдавской советской энциклопедии.И.И. Дедю земледелие педагогика...Экологический словарь
  65. педологияПед Оля Олег Одеяло Оглоед Ляп Ляд Логопедия Логопед Логия Лог Лиеп Лиго Леди Лед Иол Идол Идо Идея Идеолог Иго Педолог Педология Пие Плед Плие Плод Доп Погодя Подле Доля...Электронный словарь анаграмм русского языка
  66. педологияот греч. pats мальчик дитя и logos слово учение англ. pedology нем. Padologie. . Совокупность психол. биол. и социол. концепций развития ребенка в XIXначале XX вв. . У...Энциклопедия социологии