Российская педагогическая энциклопедия

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ

(англ. media education, от лат. media — средства), направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т. д.). Осн. задачи М.-о.: подготовить новое поколение к жизни в совр. информац. условиях, к восприятию разл. информации, научить человека понимать её, осознавать последствия её воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью техн. средств. М.-о. ведёт историю с пед. движения за приобщение школьников к лучшему пониманию киноиск-ва, распространённого в 40—50-е гг. во мн. странах. В эти годы получили развитие ученич. любительские киноклубы, организующие просмотры и обсуждения фильмов. Со 2-й пол. 60-х гг. с ростом популярности телевидения возникла необходимость осмысления педагогами самого процесса массовой коммуникации и коммуникации в широком смысле слова. В 70—80-х гг. в центре внимания оказались не только искус-ствоведч., культурологич. и семантич. аспекты, но также социальные, психологическое и даже полит. стороны этого явления. Концепция М.-о. начала формироваться в кон. 60-х гг., когда возникли две относительно независимые линии в М.-о.: «критическая» и «визуальная» грамотность. Первая из них выдвинула осн. целью «формирование критич. мышления» человека по отношению к средствам массовой коммуникации и получила большее распространение в Европе (Великобритания, Франция и др.), вторая рассматривала в качестве гл. задачи развитие невербальных навыков коммуникации (восприятия, понимания, использования и создания визуальной и аудиовизуальной информации) и преобладала в Канаде и США. В ряде работ термин «М.-о.» отождествляется только с «критической» линией. Идеология М.-о. складывалась под влиянием работ Р. Барта, М. Мак-Люэ-на, А. Моля, С. Френе и др. Идея междунар. движения М.-о. возникла в секторе информации ЮНЕСКО. Инициаторы движения — А. Диозед, Моль, К. Норденстренг и др. В 1973 Междунар. совет по кино и телевидению выдвинул предложение о необходимости ввести в высш. и ср. школе уч. курс по теории средств массовой коммуникации. Совет впервые определил М.-о. как обучение теории и практич. умениям для овладения совр. средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфич. и автономной области знаний в пед. теории и практике. Такое обучение следует отличать от использования средств массовой коммуникации как вспомогат. элементов в преподавании разл. уч. предметов. М.-о. осуществляется в разнообразных формах, к-рые можно разделить на школьные и внешкольные. Напр., во Франции наблюдается целый спектр подходов: от внешк. самодеят. орг-ции «Ме-диа-форум», созданной группой энтузиастов — родителей и педагогов, до широкомасштабного межведомств, эксперимента «Активные юные телезрители», представляющего собой уникальный вариант взаимодействия системы образования с телевидением. Большинство франц. специалистов считает, что именно школа должна взять на себя ответственность за обучение правильному использованию средств массовой коммуникации, т. к. только она сможет гарантировать полный охват подрастающего поколения М.-о. В 70-е гг. сложились два осн. подхода к организации М.-о. — интегрированный (изучение массовой коммуникации в курсе традиц. предметов) и специальный (введение нового предмета). В мировой практике интегрированный подход реализуется прежде всего в программах родного языка, лит-ры, обществознания, эстетич. цикла. Напр., в Финляндии М.-о. осуществляется на уроках фин. яз., изобразит, иск-ва, истории, социальных наук и экологии. С 80-х гг. в Австралии, Великобритании, Канаде, Франции и др. странах изучается спец. предмет с разными названиями и структурой, но примерно одинаковым содержанием. наиб. часто включаются разделы: Понятие о коммуникации; Понятие о знаковых системах и способах представления информации; Массовая коммуникация и её закономерности; Средства массовой коммуникации и их особенности (газеты и журналы, фотография, радио и звукозапись, кино, телевидение); реклама. В сер. 80-х гг. в ряде работ (А. Г. Дал, Д. П. Элай и др.) была высказана мысль о необходимости сочетания «ме-диа-грамотности» с компьютерной грамотностью, т. к. компьютер можно рассматривать как коммуникац. средство. С этого времени начался процесс объединения медиа-образоват. и компьютерных дисциплин. Напр., в Норвегии с 1989 «Основы компьютерной и медиа-грамотности» являются обязат. предметом в курсе ср. общеобразоват. школы. Ещё одна тенденция 80-х гг. — привлечение к М.-о. детей мл. возраста. В ряде стран ведутся эксперименты по обучению «медиа-грамотности» в нач. школе и даже в дошк. учреждениях. Термин «М.-о.» до 1987 в отеч. публикациях не употреблялся. В истории сов. педагогики ещё в 20-е гг. прослеживаются две осн. линии, заложившие основы М.-о.: кинообразование и дет. и юношеское журналистское творчество. Теоретически более разработано кинообразование (И. В. Вайсфельд, Ю. Н. Усов и др.). С сер. 60-х гг. специалистами ведутся эксперименты по введению в курс ср. школы уч. предмета «Основы киноиск-ва», а с сер. 80-х гг. — «Основ аудиовизуальной культуры», но и в нач. 90-х гг. это явление не стало массовым. Меньшее распространение получила линия на введение элементов М.-о. в шк. курс. В Эстонии проводился такой эксперимент на уроках родного языка и лит-ры в нач. 80-х гг. (К. Лехт). наиб. массовыми формами М.-о. школьников стали кинорадиотелеи видеостудии при уч. заведениях, внешк. учреждениях; лектории при кинотеатрах и видеосалонах; клубы любителей кино, видео, юных журналистов и др. К нач. 90-х гг. идеи М.-о. реализуются более чем в 40 странах. В разработке его теории участвовали Т. А. Бауэр (Австрия), А. Г. Дал (Норвегия), Дж. Дебс (США), Р. Квин и Б. Мак-Махон (Австралия), Л. Мастермен (Великобритания), С. Минкинен (Финляндия), Ж. Гонне, М. Тарди (Франция) и др. Значит. роль в развитии М.-о. сыграли междунар. орг-ции: ЮНЕСКО (сектор массовой коммуникации), Междунар. ассоциация визуальной грамотности (International Visual Literacy Association; Блэксберг, шт. Виргиния, США), Центр связи между образованием и массовой коммуникацией (Centre de Liaison entre lEducation et les Media dInformation, Париж), Совет культурной кооперации при Европ. совете (Страсбур, Франция), Европ. ассоциация аудиовизуального М.-о. (Association Europeene de lEducation aux Medias Audiovisuels, Брюссель). Среди нац. орг-ций наиб. активны Британский ин-т кино (British Film Institute, Лондон), Ассоциация М.-о. в Шотландии (Association for Media Edu-cation in Scotland, Глазго), Амер. нац. ассоциация визуальной грамотности (American National Association for Visual Literacy, Вашингтон), Совет австрал. орг-ций М.-о. (Counsil of Australian Media Education Organisations, Канберра), Австрал. преподаватели медиа (Australian Teachers of Media, Мельбурн), Канадская ассоциация медиа-грамотности (Са-nadian Association for Media Literacy, Уэстон, шт. Онтарио, Канада). В Рос. Федерации проблемами М.-о. занимается Ассоциация деятелей кинообразования (1988), а также секция массовой коммуникации Пед. об-ва Рос. Федерации (центр в Москве, 1974), регулярно проводящая с 1975 конференции по пед. проблемам, связанным с массово-коммуникационными процессами. С сер. 70-х гг. междунар. встречи по проблемам М.-о. организуются в рамках ЮНЕСКО на форумах, практически ежегодно проводимых междунар. и нац. орг-циями. Нац. конференции ежегодно устраиваются в Австралии, Великобритании, ФРГ и др. странах, организуются региональные съезды (скандинавских стран, Сев. Америки и др.). Периодич. издания: «The Media Education Journal» (Глазго, Великобритания), «Media Education» (Беркшир, Великобритания), «Metro Australian Teachers of Media» (Карлтон-Саут, шт. Виктория, Австралия), «Strategies for Media Literacy» (Сан-Франциско, шт. Калифорния, США), «Media and Values» (Лос-Анджелес, шт. Калифорния, США), «Meditacy» (Уэстон, шт. Онтарио, Канада), «Clip Board» (Торонто, шт. Онтарио, Канада), «Educommunication News» (Брюссель), «Trailers» (Веллингтон, Новая Зеландия) и др. Лит.: Место и функции массовой коммуникации (радио, телевидение, кино, пресса) в процессе пед. воздействия, М., 1975; III а-р и к о в А. В., Медиа-образование: мировой и отеч. опыт, М., 1990; Firth В., Mass Media in the classroom, L., 1968; С г. o o k J., Teaching about mass media, Ames, 1972; Tardy M., Le professeur et les images; essai sur lInitiation aux messages visuels. P.; F l et eher J., Sur l in S., Mass communication instruction in the secondary school, Urbana (ID.). 1978; M i n k k i-n e n S., A general curricular model for mass media education. P., 1978; Bauer T. A., Medienpadagogik, I, W., 1979; B i eg er E., Praxis der Medienpadagogik, Dusseldorf, 1980; The Secondary school and mass media, Stras., 1982; J o n e s M., Mass media education. education for communication and mass communication research, Leicester, 1984; Media education, P., 1984; McMahon B., Q u-in R., Stories and stereotypes. A course in mass media, South Melbourn, 1987; D a hl A. G., Andresen К. Т., Medie-pedagogikk, bd 1 — 2, Oslo. 1988; Master-m a n L., The development of media education in Europe in 1980 th, Stras., 1988. А — В. Шариков.

  1. медиаобразованиеНачальная форма Медиаобразование винительный падеж единственное число неодушевленное средний род...Морфологический разбор существительных
  2. медиаобразованиемедиаобразование медиаобразование я...Орфографический словарь
  3. медиаобразованиеангл. средство направление в образовательной политике и научной педагогике занимающееся изучением образовательновоспитательных возможностей средств массовой информации ...Основы духовной культуры
  4. медиаобразованиеангл.u Media education от лат.u media средства направление в педагогике выступающее за изучение школьниками массовой коммуникации. Осн. задачи М. подготовить новое поко...Педагогический терминологический словарь
  5. медиаобразованиеОрфографическая запись слова медиаобразование Ударение в слове медиаобразование Деление слова на слоги перенос слова медиаобразование Фонетическая транскрипция слова меди...Полный фонетический разбор слов
  6. медиаобразованиеангл. media education направление в педагогике выступающее за изучение закономерностей массовой коммуникации прессы телевидения радио кино видео и т. д. Основные задачи ...Профессиональное образование
  7. медиаобразованиеСМИ играют значительную роль в совр. обществе поэтому разносторонние и систематические формы образования в сфере СМИ являются составной частью образования совр. гражданин...Психология общения. Энциклопедический словарь
  8. медиаобразованиемедиаобразование яСинонимы образование...Русский орфографический словарь
  9. медиаобразованиемедиаобразование я Синонимы образование...Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник
  10. медиаобразованиепроцесс образования и развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации медиа с целью формирования культуры общения с медиа творческих коммуникатив...Словарь по технологиям обучения
  11. медиаобразованиемедиаобразование сущ. колво синонимов образование Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы образование...Словарь синонимов II
  12. медиаобразованиеmedia education направление в педагогике выступающее за изучение закономерностей массовой коммуникации прессы телевидения радио кино видео и т.д. Основные задачи медиаоб...Словарь терминов по медиакомпетентности
  13. медиаобразованиеУдарение в слове медиаобразованиеУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове медиаобразование...Ударение и правописание
  14. медиаобразованиеВнаем Вирион Вира Вино Вини Винер Виндроз Виндзор Визир Визионер Виза Вие Видимо Видеоман Видеобара Видео Видение Вид Виброзонд Вибро Вибрион Вибриоз Виан Взор Взирание В...Электронный словарь анаграмм русского языка