Российская педагогическая энциклопедия

ЛИГА ОБРАЗОВАНИЯ

всерос. обществ. пед. организация в 1906—17. Осн. в Петербурге по инициативе группы деятелей быв. к-тов грамотности, распущенных пр-вом в 1895. Организац. комитет (В. Я. Аврамов, H. H. Бекетов, И. А. Бодуэн де Куртенэ, С. А. Венгеров, И. Я. Герд, Л. Ф. Пантелеев, M. H. Стою-нина, Г. А. Фальборк, А. П. Филосо-фова, В. И. Чарнолуский и др.) в марте 1906 провёл учредит. собрания, на к-рых был принят проект устава лиги (официально утверждён в 1907). Цель Л. о. — объединение и координация деятельности пед. и просветительных об— в и орг-ций в России (см. Общества педагогические и просветительные). Задачи: теоретич. и практич. разработка вопросов образования, основание науч. и просветительных учреждений. Сфера деятельности лиги включала все ступени шк. образования, а также внешк. образование. Л. о. мыслилась как централизов. об-во с местными отделами и со своей платформой по теоретич. и практич. пец. вопросам. По уставу она превратилась в союз просветительных об— в и учреждений, объединенных общими съездами и избираемым ими правлением. Лига объединяла уже существовавшие об-ва и орг-ции и открывала новые. Провинциальные об-ва пользовались автономией, имели собств. устав (часто по образцу, рекомендованному Л. о.) и перечисляли лиге средства. Среди областных отделов особенно выделялся Московский (19061907), объединявший просветительные орг-ции Москвы и прилегающих районов. Отдел открыл летние курсы для учителей, лекционное бюро, создал комиссию для выработки положения об организации начальной школы на демокр. началах. В 1907 издавал журн. «Просвещение» (2 раза в месяц, ред. В. П. Вахтеров и В. Д. Соколов). Деятельность отдела была запрещена по приказу градоначальника. При лиге в 1907—08 были образованы 5 всерос. об-в. Об-во шк. просвещения ставило задачей выработку новых идеалов шк. образования и нового типа единой школы. Об-во содействия внешк. просвещению было осн. для объединения сил общественности в деле организации б-к, музеев, нар. ун-тов, вечерних курсов, лекций и т. п. Из этого об-ва выделилось Об-во изящных иск-в, проводившее работу по организации худож. выставок, малых галерей, нар. театров и т. п. В числе его членов были Б. М. Кустодиев, E. E. Лансере, С. К. Маковский, Н. К. Рерих и др. Университетское об-во было организовано для теоретич. и практич. разработки вопросов высш. образования и открытия частных вольных высших школ и ун-тов. В об-ве состояли В. М. Бехтерев, В. Н. Верховский, И. М. Гревс, О. А. и А. А. Добиаш, А. С. Лаппо-Данилевский, Ф. Ю. Левин-сон-Лессинг, П. Ф. Лесгафт, С. Ф. Оль-денбург и др. Было также организовано Всерос. об-во образования и воспитания ненормальных детей. В 1907 была осн. Педагогическая академия. При Л. о. создавались комиссии для решения отд. пед. проблем: по выработке шк. программ, по вопросу о взаимоотношениях семьи и школы, по изучению постановки уч.-воспитат. работы в ср. уч. заведениях мариинского ведомства, по организации Центр. пед. б-ки и музея. Состоявшийся 28—31 дек. 1908 1-й общий съезд Л. о. потребовал отмены правительств, ограничений на устройство просветительных об— в и учреждений, нар. чтений, публичных лекций, нар. т-ров и т. п. Съезд наметил издание печатного органа (вместо выходившей в 1907—08 и закрытой газ. «Жизнь и школа»), выпуск ежегодников и библиогра-фич. изданий по вопросам образования; организацию пед. областных, всерос. и междунар. выставок и съездов; создание Справочно-пед. бюро. Съезд рассмотрел и одобрил выработанный спец. комиссией лиги проект шк. закона с финанс. планом введения всеобщего обучения. Проект был представлен для рассмотрения во 2-ю Гос. думу, однако думское большинство его отклонило. Л. о. обратилась также в Гос. думу с ходатайством о прекращении преследований учителей по полит. мотивам и возвращении в школы репрессированных учителей. Мероприятия, намечаемые и проводимые лигой, встречали постоянное противодействие со стороны офиц. властей: запрещались съезды, выставки, публичные обсуждения проектов лиги и т. д. В 1913 пр-во изменило устав Л. о. с целью ограничения её деятельности и организующей роли. После 1917 прекратила свою деятельность. Лит.: Лига Образования, в кн.: Ежегодник внешк. образования, в. 1 — 2, М. — СПБ. 1907 — 10; Лига Образования. Первый общий очередной съезд 28 — 31 дек. 1908 г. Доклады правления, № 1 — 17, СПБ, [1909]; Проект шк. закона. С приложением примерного исчисления стоимости введения всеобщего образования в России. Принят Правлением Лиги Образования, СПБ, 1908; Отчет о деятельности Лиги Образования за 1907 — 1908 г., СПБ, 1909. М. В. Михайлова.

  1. лига образованиявсероссийская общественная педагогическая организация в С.Петербурге Петрограде . Учредители В.Я. Аврамов Н.Н. Бекетов И.А. Бодуэн де Куртенэ С.А. Венгеров И.Я. Герд Г.А....Педагогический терминологический словарь
  2. лига образованиядобровольное просветит. обво бурж.либерального направления ставившее целью распространение образования среди всех слоев России. В инициативную группу входили видные педаг...Российский гуманитарный энциклопедический словарь