Российская педагогическая энциклопедия

ЛЕЙБНИЦ ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ

(1.7.1648, Лейпциг, — 14.11.1716, Ганновер), нем. философ, учёный, просветитель. Учился в Лейпцигском и Йенском ун-тах (1661—66). Был воспитателем наследника курфюрста Майнца. С 1676 состоял на службе у ганноверских курфюрстов. Л. — создатель оригинальной и плодотворной филос. системы, нашедшей свое выражение в его трудах «Новые опыты о человеческом разуме» (написан в 1704, опубл. в 1765, рус. пер. 1936), «Теодицея» (1710, рус. пер. 1887—92), «Монадология» (1714, рус. пер. 1890). По Л., реальный мир состоит из бесчисленных духовных активных субстанций — монад, находящихся между собой в отношениях «предустановленной гармонии». В картине мира подчёркивал значение и ценность психич. индивидуальности, и в особенности личности. Человеческое «Я» у Л. — самодеятельная субстанция, неповторимая в своей индивидуальности. Но индивид может и должен обрести себя в рамках целого и, развиваясь, всё более глубоко познаёт себя в своих связях со Вселенной. В философии Л. мир бесконечен и неисчерпаем, полон движений, в конечном счёте всё более усложняющихся и совершенных, внутр. смысл к-рых — в бесконечном развитии познания. Системное единство мира дополнено у Л. единством теории познания и методологии науки. Полемизируя с тезисом Дж. Локка о человеческой душе как «чистой доске» (tabula rasa), Л. сравнивал душу ребёнка с глыбой мрамора, красота к-рой скрыта в прожилках (образ потенциальных, «врождённых» знаний), но выявить всю красоту этих прожилок способен только старательный мастер. В этом смысле Л., уточняя тезис Локка «Нет ничего в разуме, чего не было бы прежде в ощущениях» — добавлял: «за исключением самого разума». Л. настаивал на признании познаваемости мира и объективности истины, особо подчёркивая важность выявления в вещах общего и индивидуального (неповторимого), связей их друг с другом и взаимообособляющих различий, а также огромное значение владения математизиров. логикой, в к-рой он видел важнейший инструмент познания. Подлинное бессмертие человека — в его знаниях, к-рые он передаёт обществу. Общество, в представлении Л., — гармоничный «хор» монад, личностей, каждая из к-рых через развитие своей индивидуальности способствует развитию и благу всех. Все личности в принципе самостоятельны и должны активно и свободно служить интересам целого (общества, гос-ва, человечества), совпадающим с интересами их самих. В развитии индивидов, наиболее успешно осуществляемом с детства как самообразование и (по возможности) самовоспитание, — универсальность интересов и знаний выступает как залог морального совершенствования и формирования себя именно как личности. Каждый индивид способен соучаствовать в процветании всего сообщества через науку, реализующую его стремление к бесконечному высшему разуму как «беспредельному пределу» развития Вселенной. В разные периоды жизни Л. обращался также к проблемам обучения («Новый метод изучения и обучения юриспруденции», опубл. 1667, и др. трактаты). Он сформулировал ряд положений об обучении, тесно связанных с его филос. концепцией. В них подчёркивались принципы самостоятельности ученика, согласованности деятельности учащихся и обучающих (в число обучающих Л. включал и великих мыслителей прошлого, с к-ры-ми новые поколения общаются, изучая их сочинения), а также возможность познания и интуитивного «озарения» сознания, благодаря тому что Вселенная в силу «предустановленной гармонии» изначально представлена в своих глубинных чертах в сознании человека. В обучении важны ясность преподавания и умение наставника показать связь получаемых знаний с практич. пользой. Наглядность в обучении должна сочетаться со своей противоположностью: с постановкой проблем, «загадок», к-рые ученику предстоит разрешить самостоятельным напряжением ума. По мысли Л., одно из самых важных умений учителя — делать ученика автодидактом, культивирующим в себе всё возрастающие потребности обогащения знаниями. Исследуя историю языков, дал ряд практич. советов по их изучению. Идеи Л. оказали Значит. влияние на нем. классич. философию и затем на И. Ф. Гербарта. Л. отрицательно относился к схоластич. преподаванию в гимназиях и ун-тах. Считал необходимым создавать академии — сообщества учёных, ведущих исследования в тесной связи с практич. потребностями х-ва и культуры страны и организующих просвещение нации. Составил проекты АН в Берлине и Вене. Первый през. Прусской АН в Берлине (фактически с 1700; первоначальное назв. Бран-денбургское науч. об-во), к-рую представлял и как центр просвещения народа, а также очищения и обогащения нем. языка. Л. был одним из советников Петра 1 при подготовке создания АН в Петербурге. Поддержал идею реальных учебных заведений и одобрил план такой школы, организованной К. Землером в Галле. Соч.: Samtliche Schriften und Briefe, Reihe 1—6, В. — Lpz., 1950—86; в рус. пер. — Соч., т. 1—4, М., 1982—89. Лит.: Нарский И. С., Г. Лейбниц, М., 1972; Майоров Г. Г., Теоретич. философия Г. В. Лейбница, М., 1973; Hulsen F., Leibniz als Padagoge und seine Ansichten uber Padagogik, B., 1874. И. С. Нарский.

  1. лейбниц готфрид вильгельмнем. философрационалист. Л. пытался обосновать компромисс между наукой и теологией чтобы открыть для науки возможности беспрепятств. развития. Бог в системе Л. предстает ...Атеистический словарь
  2. лейбниц готфрид вильгельмЛейбницstrong Leibniz Готфрид Вильгельм . Лейпциг . Ганновер немецкий философидеалист математик физик и изобретатель юрист историк языковед. Изучал юриспруденцию и филос...Большая Советская энциклопедия II
  3. лейбниц готфрид вильгельмЛЕЙБНИЦ ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ фон Leibniz нем. философ математик языковед историк юрист изобретатель. Решение Л. ряда психологических проблем означало новый шаг в понимании...Большой психологический словарь
  4. лейбниц готфрид вильгельмнемецкий философ жизнь и деятельность которого протекала в тяжелое для Германии время. Тридцатилетняя война принесла разорение разрушение стране политически Германия в эт...Великие философы
  5. лейбниц, готфрид вильгельмнемецкий учный математик....Даты рождения и смерти известных людей
  6. лейбниц, готфрид вильгельмLeibniz Готфрид Вильгельм немецкий философ математик физик юрист историк языковед. С на службе у ганноверских герцогов. Основатель и президент с Бранденбургского нау...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  7. лейбниц готфрид вильгельмнемецкий философ математик юрист историк и дипломат. Изучал юриспруденцию и философию в Лейпцигском и Йенском унтах. С г. придворный библиотекарь у ганноверских герцого...История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон
  8. лейбниц готфрид вильгельмLeibniz Gottfried Wilhelm нем. философ и математик. Автор учения о монадах созданных Богом бесчисл. субстанциях представляющих собой простые и неделимые духовные сущнос...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  9. лейбниц готфрид вильгельмЛЕЙБНИЦ ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ Leibnitz Gottfried Wilhelm Немецкий философрационалист и математик. Родился в Лейпциге в конце Тридцатилетней войны. Получил степень по юриспру...Политология. Словарь.
  10. лейбниц готфрид вильгельмЛейбниц Готфрид Вильгельм немецкий философ математик языковед развернувший критику учения Дж. Локка о душе как чистой доски. В соответствии с его представлениями душ...Психологический словарь
  11. лейбниц готфрид вильгельм. Лейпциг . Ганновер немецкий философ математик языковед развернувший критику учения Дж.Локка о душе как чистой доски. Биография. Образование по юриспруденции и философ...Психологический словарь II
  12. лейбниц готфрид вильгельм. Лейпциг . Ганновер нем. философидеалист математик физик и изобретатель юрист историк языковед. Изучал юриспруденцию и философию в Лейпцигском и Йенском унтах. В в Пари...Советский философский словарь
  13. лейбниц, готфрид вильгельмЛЕЙБНИЦ ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМLeibniz Gottfried Wilhelm von выдающийся немецкий философ и математик. Родился июля в Лейпциге. Его отец профессор моральной философии Лейпциг...Энциклопедия Кольера II