Российская педагогическая энциклопедия

ЗНАНИЯ

проверенный обществ.-ист. практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности; адекватное её отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. 3. фиксируются в форме знаков естеств. и искусств, языков. Элементарные 3., обусловленные биол. закономерностями, свойственны и животным, у к-рых они служат необходимым условием их жизнедеятельности, реализации поведенческих актов. 3. являются органич. единством чувственного и рационального. На основе 3. вырабатываются умения и навыки. 3. могут быть донаучными, житейскими, художественными (как специфич. способ эстетич. освоения действительности) и научными (эмпирические и теоретические). Житейские 3., основывающиеся на здравом смысле и обыденном сознании, являются важной ориентировочной основой повседневного поведения человека. Эта форма 3. развивается и обогащается по мере прогресса науч. 3. В то же время сами науч. 3. вбирают в себя опыт житейского познания. Науч. 3. могут быть переданы путём организованного целенаправленного обучения и характеризуются осмыслением фактов в системе понятий данной науки. Науч. 3., получаемые учеником в школе, зачастую расходятся и даже противоречат житейским представлениям и понятиям ребёнка в силу ограниченности или односторонности опыта, на к-рый последние опираются. Усваивая науч. понятия, имеющие строго определённое в данной науч. области значение (напр., понятие тела в курсе физики), уч-ся понимают их в соответствии с более узким (или более широким) житейским смыслом. 3., усваиваемые в процессе обучения, должны быть систематичными, охватывать всё основное в изучаемой области, быть взаимосвязанными, иметь определённую логич. структуру и усваиваться в определённой последовательности. Наряду с внутрипредметными связями, относящимися обычно к одному и тому же уч. предмету, должны создаваться и межпредметные связи. Осознанность, осмысленность 3., насыщенность их конкретным содержанием, умением учащихся не только назвать и описать, но и объяснить изучаемые факты, указать их взаимосвязи и отношения, обосновать усваиваемые положения, сделать выводы из них — отличает содержательные 3. от формализованных. Основой усвоения 3. является активная мыслительная деятельность учащихся, направляемая преподавателем. Существенная роль в этом процессе отводится и запоминанию. Практич. применение 3. в процессе их усвоения и закрепления — наиб. действенное средство преодоления формализма в усвоении 3., особенно при усвоении обобщённых 3. (общих положений, принципов, закономерностей). 3., приобретаемые в процессе обучения, характеризуются разл. глубиной проникновения в их сущность. Эта глубина зависит и от достигнутого людьми уровня познания данной области явлений, и от целей обучения, и от индивидуальных особенностей учащихся — от уже имеющегося у них запаса 3., уровня их умственного развития, от адекватности усваиваемого 3. возрасту учащихся. Различают глубину и широту 3., степень полноты охвата ими предметов и явлений данной области действительности, их особенностей, закономерностей, а также степень детализованности 3. Организованное шк. обучение требует чёткого определения глубины и широты 3., установления их объёма и конкретного содержания. 3. и правильно избранный путь их усвоения — предпосылка умственного развития учащихся. Сами по себе 3. ещё не обеспечивают полноты умственного развития, но без них последнее невозможно. Являясь составной частью мировоззрений человека, 3. в большой мере определяют его отношение к действительности, моральные взгляды и убеждения, волевые черты личности, и служат одним из источников склонностей и интересов человека, необходимым условием развития его способностей. Однако возможны расхождения 3, и убеждений человека (напр., 3. моральных норм не гарантирует следования им). Лит: Пономарев Я. А., Знания, мышление и умственное развитие, М., 1967; Шапоринский С. А., Обучение и науч. познание, М., 1981.

  1. знанияинформацияstrong относительно правилоstrong знания систематизированная информация знание закономерностейинформация всеобщего характерапринятое индивидами носителями да...Идеографический словарь русского языка
  2. знаниясовокупность усвоенных сведений понятий и представлений о предметах и явлениях действительности результаты процесса познания действительности отражающие ее в сознании чел...Военная педагогика
  3. знанияknowledge энциклопедический словарь Webster дает следующие определения знания понимание приобретаемое фактическим опытом например знание плотницкого ремесла А состояни...Инновационная деятельность. Термины инновационного менеджмента и смежных областей
  4. знаниякорень ЗНА суффикс Н окончание ИЯ Основа слова ЗНАНВычисленный способ образования слова Суффиксальный ЗНА Н ИЯ Слово Знания содержит следующие морфемы или части ...Морфемный разбор слова по составу
  5. знанияпроверенный практикой и удостоверенный логикой результат познания действительности ее отражение в сознании человека в виде представлений понятий суждений теорий...Научно-педагогический глоссарий учителя экономики
  6. знаниязнания мн. Совокупность сведений познаний в какойл. области....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  7. знанияусвоенные или познанные индивидом вербальные символические или операционные манипулятивные сведения произвольно воспроизводимые индивидом в своей речи или действиях. Нами...Определения основных терминов дидактики высшей военной школы
  8. знанияэто отражение человеком объективной действительности в форме фактов представлений понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества результат...Основные понятия педагогики высшей школы, глоссарий
  9. знания.Основными видами объектов образовательных отношений являются знания умения навыки и компетентность обучающихся которые выступают как компоненты этих отношений. Знания пр...Официальная терминология
  10. знанияпсихическое образование представляющее проверенный практикой результат познания действительности верное ее отражение в мышлении человека. Процесс овладения З. проходит ря...Прикладные аспекты современной психологии
  11. знаниярезультат познания действительности проверенный практикой адекватное ее действительности отражение в сознании человека в виде представлений понятий суждений теорий. Понят...Профессиональное образование
  12. знанияknowledge...Русско-английский машиностроительный словарь
  13. знанияknowledge багаж запас знаний запас сведений познания сведения совокупность познаний совокупность сведений умственный багаж ученость...Русско-английский политехнический словарь
  14. знаниямн....Русско-английский словарь по физике
  15. знанияknowledge...Русско-английский словарь по электронике
  16. знанияattainment обыкн.u knowledge skill...Русско-английский словарь политической терминологии
  17. знанияknowledge...Русско-английский строительный словарь
  18. знанияknowledge...Русско-английский толковый словарь терминов по информатике
  19. знанияattainments knowledge...Русско-английский экономический словарь
  20. знаниявеuды да...Русско-белорусский словарь математических, физических и технических терминов
  21. знанияведы да...Русско-белорусский физико-математический словарь
  22. знаниязна Синонимы багаж запас знаний запас сведений познания сведения совокупность познаний совокупность сведений умственный багаж ученость...Русско-ивритский словарь
  23. знанияpericia...Русско-испанский юридический словарь
  24. знанияcompetenze...Русско-итальянский юридический словарь
  25. знаниятолько мн. блм малматы кп болу глубокие знания тере блушлк научные знания ылыми малмат повышать знания блмн арттыру...Русско-казахский словарь
  26. знаниясм.u знание глубокие знания багаж запас знаний запас сведений познания сведения совокупность познаний совокупность сведений умственный багаж ученость...Русско-китайский словарь
  27. знанияinia...Русско-литовский словарь
  28. знаниясодамошит...Русско-мокшанский словарь
  29. знанияМэдлэг тгс мэдлэг их мэдлэг...Русско-монгольский словарь
  30. знаниясовокупность сведения познаний Kenntnisse pl Wissen n....Русско-немецкий словарь
  31. знанияKennis...Русско-нидерландский словарь
  32. знанияlrdom багаж запас знаний запас сведений познания сведения совокупность познаний совокупность сведений умственный багаж ученость...Русско-норвежский словарь
  33. знанияvdomost vdomosti znalosti znalosti .p....Русско-чешский словарь
  34. знания.strong kunskaper...Русско-шведский словарь
  35. знанияKunskaper...Русско-шведский словарь II
  36. знанияэто совокупность представлений и понятий человека о предметах явлениях и законах действительности формируемых в результате целенаправленного педагогического процесса само...Словарь по профориентации и психологической поддержке
  37. знаниясолидные знанияСинонимы багаж запас знаний запас сведений познания сведения совокупность познаний совокупность сведений умственный багаж ученость...Словарь русской идиоматики
  38. знаниязнания запас навыки познания сведения запас сведений багаж умственный багаж ученость запас знаний Словарь русских синонимов. знания см. познания Словарь синонимов русског...Словарь синонимов II
  39. знаниязнания запас навыки познания сведения запас сведений багаж умственный багаж ученость запас знаний...Словарь синонимов
  40. знанияв педагогике понимание сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки понятий правил законов теорий. Усвоенные знания отличаются полнотой системностью осознанностью ...Современный образовательный процесс
  41. знанияknowledge энциклопедический словарь Webster дает следующие определения знания понимание приобретаемое фактическим опытом например знание плотницкого ремесла А состояни...Толковый словарь Инновационная деятельность
  42. знанияЗНАНИЯ мн. Совокупность сведений познаний в какойлибо области....Толковый словарь русского языка
  43. знанияЗнания Знания в информатике вид информации отражающей опыт специалиста эксперта в определенной предметной области его понимание множества текущих ситуаций и способы пер...Финансовый словарь