Российская педагогическая энциклопедия

ЗАПОМИНАНИЕ

один из осн. процессов памяти, заключающийся в закреплении ощущений, образов восприятия, представлений, мыслей, действий, переживаний. 3. — основа накопления, сохранения и воспроизведения человеком своего опыта. В процессе 3. закрепляются не только отд. восприятия, представления, мысли и т. п., но и связи (ассоциации) между ними, к-рые устанавливаются в познават. деятельности человека и отражают объективные связи и отношения между предметами и явлениями. Ведущую роль в 3. играет вторая сигнальная система, словесные связи. Велика роль речи и в том, что сам процесс 3. на определённом этапе развития становится произвольным, сознательно управляемым. Различают смысловое (логическое) и механич. 3., непроизвольное и произвольное 3. Непроизвольное (непреднамеренное) 3. представляет собой продукт любой целенаправленной деятельности, связанной с выполнением практич., познават. и др. жизненных задач. Однако сам акт 3. является при этом непроизвольным, т. к. сознательная волевая регуляция направлена не на мнемич., а на к.-л. др. цели. Вместе с тем сознат. регуляция деятельности обеспечивает возможность последующего произвольного воспроизведения того, что запоминается непроизвольно. Непроизвольное 3. служит единств, формой накопления индивидуального опыта у детей раннего возраста; оно же является ведущим у дошкольников среднего и старшего возраста и играет существ, роль в уч. деятельности учащихся, а также в повседневной жизни взрослых людей. Необходимым условием непроизвольного 3. к.-л. объектов является действие с ними. Так, в опытах с трудовыми действиями было выявлено, что инструменты и материалы, с к-рыми действовали уч-ся, запоминались очень успешно, а те, к-рые только воспринимались, почти не запоминались. Однако и то, что является объектом действия, запоминается неодинаково продуктивно. Если материал входит в содержание осн. цели деятельности, он запоминается значительно продуктивнее, чем в тех случаях, когда он относится к условиям достижения цели, напр. к способам деятельности или к её промежуточным целям на пути к осн. цели. Продуктивность непроизвольного 3. в Значит. степени зависит и от умственной активности, самостоятельности в работе. Материал, не требующий умственных усилий, запоминается несколько схематично, непрочно. Непроизвольное 3. тесно связано с мотивами деятельности. Запоминается полно и прочно, иногда на всю жизнь, то, что имеет для человека особенно важное значение, что удовлетворяет значимые для него потребности, вызывает глубокие чувства. наиб. продуктивно произвольное (преднамеренное) 3., к-рое по своим целям и способам является спец. мнемич. действием. Продуктивность произвольного 3. определяется особенностями мотивов, целей и способов мнемич. действий. 3. благоприятствует дифференциация мнемич. действий (запомнить главное в материале, запомнить полно, точно, надолго и т. п.). Большую роль в повышении продуктивности произвольного 3. играют мотивы учения: познават. интересы, осознание практич. значения приобретаемых знаний и т. п. Успешность произвольного 3. в большой мере зависит от применения рациональных логич. способов 3. Среди них наиб. важным является составление плана запоминаемого материала. Оно включает разбивку материала на смысловые части; их озаглавливание, выделение в них опорных пунктов, с к-рыми легко ассоциируется всё содержание данной части; связывание частей материала по их заголовкам или выделенным опорным пунктам в единую цепь ассоциаций. Важными приёмами произвольного логич. 3. являются сравнение, классификация, систематизация материала, ассоциирование по сходству или по контрасту. Эффективно использование образных связей, представлений в качестве наглядных опор 3. Они важны при 3. не только конкретного, но и абстрактного материала, напр. использование разл. схем в расположении материала в учебниках. Успешному 3. способствует воспроизведение (см. в ст. Память), пересказ самому себе запоминаемого материала — надёжное средство самоконтроля. При этом надо учитывать, что результаты первого воспроизведения, в т. ч. и неправильного, бывают в основном стойкими. Поэтому важно предварительно осмыслить материал, особенно трудный. Прочное 3., как правило, невозможно без повторений, однако их роль не сводится только к упрочению запоминаемого материала. Сначала повторение связано с общей ориентировкой в структуре и содержании материала, затем со смысловой его группировкой, с выделением опорных пунктов, с «привязыванием» к ним материала выделенных частей и пр. Заучивание наизусть, если оно не сводится к зубрёжке, представляет собой наиб. развёрнутый процесс произвольного логич. 3. Различают 3 способа заучивания: частичный, целостный и комбинированный. При заучивании отд. частей материала изолированно одна от другой отсутствует ориентировка на общее содержание. Это снижает осмысливание материала, ведёт к механич. 3. Напротив, при заучивании текста в целом всё время имеется в виду смысл всего текста, что облегчает понимание и 3. отдельных его частей в их взаимосвязи. Однако из-за того, что материал часто складывается из разных по трудности частей, не всегда рационально затрачивать на их заучивание одинаковое кол-во повторений. К тому же середина материала обычно запоминается хуже, чем начало и конец, особенно в большом по объёму материале. При комбинир. способе сначала осмысливается весь материал, на основе этого в нём выделяются отд. части, затем эти части заучиваются, причём более трудным частям уделяется больше повторений; наконец, материал повторяют целиком. Т. о., комбинир. способ сохраняет положит. черты целостного способа и устраняет его недостатки. Он отвечает и требованиям логич. смысловой обработки материала в целях 3. Его применение способствует выработке умения подвергать материал анализу и синтезу. Если уч-ся достаточно овладели такими мнемич. операциями, процесс заучивания у них в дальнейшем может протекать в сокр. и автоматизир. форме, не теряя своей сознательности и активности. Эксперим. данные показали, что непроизвольное 3., являющееся продуктом содержательной, активной умственной работы, продуктивнее произвольного 3., осуществляемого вне этих условий. Если же рекомендуются одинаковые способы работы с материалом, то результаты 3. зависят от способности произвольного 3. Обычно мнемич. действия, формируясь на основе познавательных, отстают от них; только научившись, напр., классифицировать предметы, слова, можно успешно использовать это умственное действие в качестве способа 3. Соотношение продуктивности произвольного и непроизвольного 3. зависит также от ряда условий. Так, трудный материал, требующий активных умственных усилий, запоминается непроизвольно в процессе выполнения познават. задачи лучше, чем произвольно; произвольное же 3. является более продуктивным в условиях, когда материал был предварительно объектом познават. задачи или когда материал не требует спец. познават. задачи и она может быть подчинена выполнению мнемич. цели. Этим определяется роль произвольного и непроизвольного 3. в обучении. Место непроизвольного 3. будет тем значительнее, чем строже организация и управление процессом формирования умственной деятельности учащихся на основе её активизации и воспитания умений и навыков самостоят. уч. работы. Результаты непроизвольного 3. создают необходимую почву для более рационального использования произвольного 3., осн. функции к-рого состоят в достижении прочного закрепления усваиваемых учащимися знаний, умений и навыков. Поскольку обогащение опыта дошкольников осуществляется гл. обр. за счёт непроизвольного 3., для успешного его развития необходима постоянная забота об общем умственном развитии ребёнка, постепенное усложнение содержания его деятельности, воспитание познават. интересов и т. п. Однако в целях подготовки к школе очень важно формировать у детей хотя бы нач. умения произвольного логич. 3. в их практич. и игровой деятельности, а также в дошк. формах обучения. Непроизвольное 3. у мл. школьников в результате повседневного выполнения уч. задач становится всё более систематичным и продуктивным. Однако развитие произвольного 3. вызывает у них определённые трудности, т. к. требует сложных логич. способов 3. Необходимым условием полного овладения определёнными познават. действиями как способами произвольного логич. 3. является доведение этих действий до уровня обобщённых, свёрнутых умений. Младшие школьники часто подменяют понимание материала для 3. простым повторением. Объясняется это тем, что для них легче повторить материал, чем применить к нему логич. анализ, хотя бы и в простейшей его форме. Если при этом учитель часто ставит перед ними задачу запомнить что-либо и не руководит систематически формированием у них познават. навыков, умением понимать, осмысливать материал, то у многих из них вырабатывается устойчивая привычка к механич. 3. Старшие школьники овладевают сложной системой обобщённых умений понимания и 3. Большое значение в этом возрасте приобретает умение работать с книгой, словарём, умение составлять тезисы, конспекты, планы и т. п. В связи с этим у старших школьников часто познават. установка преобладает над мне-мической, появляется тенденция к недооценке произвольного 3., что приводит иногда к недостаточно прочному закреплению знаний. Обучение учащихся рациональным способам 3., формирование у них привычек к точности и аккуратности в работе, ответственного отношения к своим обязанностям, настойчивости в их выполненииважнейшее условие развития и воспитания памяти. Лит: Cмирнов А. А., Психология запоминания. М., 1948; 3инченко П. И., — Непроизвольное запоминание, М., 1961. См. также лит. при ст. Память. П. И. Зинченко,

  1. запоминаниеобобщенное название активных процессов обеспечивающих удержание материала в памяти ввод в память информации. Может протекать как мгновенное запечатление. Посредством этих...Словарь практического психолога
  2. запоминаниепроцесс закрепления в сознании образов понятий. Различают непроизвольное и произвольное З. Первое характеризуется отсутствием специальной цели З. второе наличием такой ц...Cловарь музейно-педагогических терминов
  3. запоминаниеобобщенное название процессов обеспечивающих удержание материала в памяти. З. важнейшее условие последующего восстановления вновь приобретенных знаний. Успешность З. опр...Большая психологическая энциклопедия
  4. запоминаниеЗАПОМИНАНИЕ момент или самостоят. форма деятельности человека в крой формируются те или иные стороны предстоящего акта воспроизведения. Наряду с сохранением и воспроизвед...Большая советская энциклопедия
  5. запоминаниемомент или самостоятельная форма деятельности человека в которой формируются те или иные стороны предстоящего акта воспроизведения. Наряду с сохранением и воспроизведение...Большая Советская энциклопедия II
  6. запоминаниефиксация впечатлений в памяти. Характер запоминания зависит от вида памяти в которой происходит этот процесс. Оно может быть эксплицитным произвольным намеренным и имплиц...Большая энциклопедия по психиатрии
  7. запоминаниепсихический процесс запечатления в памяти образов предметов явлений или мыслей....Большой медицинский словарь
  8. запоминаниеЗАПОМИНАНИЕ англ. memorizing процесс памяти посредством которого осуществляется ввод информации в память. В процессе З. включение вновь поступающих элементов в структуру...Большой психологический словарь
  9. запоминаниес.memorizacin fem recordacin fem recuerdo mem чащеem перев. гл. recordar непр.em vtческое запоминаuние recordacin mecnica...Большой русско-испанский словарь
  10. запоминаниесущ. ср. рода...Большой русско-украинский словарь
  11. запоминаниес. mmorisation f...Большой русско-французский словарь
  12. запоминаниеНа мо запоминание.strong Дон.em При моей жизни. СДГ .Синонимы затверживание заучивание отмечание припоминание усвоение...Большой словарь русских поговорок
  13. запоминаниес.mmorisation f затверживание заучивание отмечание припоминание усвоение...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  14. запоминаниезапамнаньне...Кароткі расейска-беларускі фізыялягічны слоўнік
  15. запоминаниеЗапоминание retinetia actarum rerum...Латинский словарь
  16. запоминаниея ср.em Действие по знач. глаг.em запоминать.Механическое запоминание. затверживание заучивание отмечание припоминание усвоение...Малый академический словарь
  17. запоминаниепсихический процесс запечатления в памяти образов предметов явлений или мыслей. Запоминание непроизвольноеem З. без предварительного намерения запомнить объект обусловле...Медицинская энциклопедия
  18. запоминаниеприставка ЗА корень ПОМИН суффикс А суффикс НИ окончание Е Основа слова ЗАПОМИНАНИВычисленный способ образования слова Приставочносуффиксальный или префиксальносуффи...Морфемный разбор слова по составу
  19. запоминаниеНачальная форма Запоминание винительный падеж единственное число неодушевленное средний род...Морфологический разбор существительных
  20. запоминаниезапоминание ср. Процесс действия по знач. глаг. запоминать....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  21. запоминаниезапоминание запоминание я...Орфографический словарь
  22. запоминаниеu сu Пр.u о запоминании затверживание заучивание отмечание припоминание усвоение...Орфографический словарь русского языка
  23. запоминаниежадтау...Орысша-қазақша «Электроника, радиотехника және байланыс» терминологиялық сөздік
  24. запоминаниеодин из процессов памяти посредством которого осуществляется ввод информации в память. Успешность З. определяется в первую очередь возможностью включения нового материала...Педагогический терминологический словарь
  25. запоминаниеinfemmagasinage mmorisation...Политехнический русско-французский словарь
  26. запоминаниезапоминание запоминания запоминания запоминаний запоминанию запоминаниям запоминание запоминания запоминанием запоминаниями запоминании запоминаниях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  27. запоминаниеЗапечатлевание в памяти образов предметов явлений мыслей информации. Может быть произвольным и непроизвольным....Полный толковый словарь по неврологии
  28. запоминаниеОрфографическая запись слова запоминание Ударение в слове запоминание Деление слова на слоги перенос слова запоминание Фонетическая транскрипция слова запоминание [зпамн...Полный фонетический разбор слов
  29. запоминаниеобобщенное название процессов обеспечивающих удержание материала в памяти. З. важнейшее условие последующего восстановления вновь приобретенных знаний. В зависимости от ...Прикладные аспекты современной психологии
  30. запоминаниеспособность сохранить в памяти изученный материал готовность в любое время воспроизвести его применять для решения учебных и практических задач. Может быть непроизвольным...Профессиональное образование
  31. запоминаниеЗапоминание активный процесс посредством которого происходит селективный отбор поступающей информации для последующего воспроизведения и включение ее в уже существующую...Психологический словарь
  32. запоминаниеКатегория. Мнемический процесс. Специфика. Посредством запоминания происходит селективный отбор поступающей информации для последующего воспроизведения и включение ее в у...Психологический словарь II
  33. запоминаниеСоответствует процессу усвоения. Также называется кодированием информации или запечатлением ее в памяти....Психология критического мышления
  34. запоминаниеспособность сохранять информацию и воспроизводить ее когда это необходимо....Психология общения
  35. запоминаниеодин из процессов памяти посредством которого осуществляется ввод информации в память. В процессе . включение вновь поступающих элементов в структуру памяти происходит пу...Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика
  36. запоминаниеобобщенное название процессов обеспечивающих удержание материала в памяти см. Запоминания виды...Психомоторика словарь-справочник
  37. запоминаниезабування чого затямлювання запамятування чого....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  38. запоминаниезапоминание яСинонимы затверживание заучивание отмечание припоминание усвоение...Русский орфографический словарь
  39. запоминаниеСр мн. нет . yadda saxlama saxlanma . xatrlama yadna salma....Русско-азербайджанский словарь
  40. запоминаниеstorage...Русско-английский машиностроительный словарь
  41. запоминаниес. memorization...Русско-английский медицинский словарь
  42. запоминаниеreminder...Русско-английский морской словарь
  43. запоминаниеstorage запоминание с.u вчт.ustorage затверживание заучивание отмечание припоминание усвоение...Русско-английский политехнический словарь
  44. запоминаниеср.memorization memorizing запоминание осмысленного материала запоминание смысла запоминание через подражание механическое запоминание непреднамеренное запоминание серийн...Русско-английский психологический словарь
  45. запоминаниеn.mention reminder memory storageСинонимы затверживание заучивание отмечание припоминание усвоение...Русско-английский словарь математических терминов
  46. запоминаниеreminder затверживание заучивание отмечание припоминание усвоение...Русско-английский словарь по машиностроению
  47. запоминаниеmemory store storing remembrance retention storage...Русско-английский словарь по электронике
  48. запоминаниеmemorization memorizing memory mention remembering reminder storageСинонимы затверживание заучивание отмечание припоминание усвоение...Русско-английский технический словарь
  49. запоминаниеЗапамнанне...Русско-белорусский словарь
  50. запоминаниезапамнанне ср.i...Русско-белорусский словарь II
  51. запоминаниеalmacenamiento...Русско-испанский экономический словарь
  52. запоминаниес. вчт. memorizzazione f запоминание данных запоминание информации...Русско-итальянский политехнический словарь
  53. запоминаниеесте сатау жадында тту механическое запоминание жай жатталып алу запоминаниее долговременное психол. за уаыт есте алдыру запоминание кратковременное ыса уаыт есте алдыру ...Русско-казахский словарь
  54. запоминаниеесте сатау...Русско-казахский терминологический словарь «Биология»
  55. запоминаниеесте сатау...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  56. запоминаниеср. эстеп калуу эсте калтыруу эсте тутуп калуу....Русско-киргизский словарь
  57. запоминаниеСинонимы затверживание заучивание отмечание припоминание усвоение...Русско-китайский словарь
  58. запоминаниеiegaumana ielgoana atcerans...Русско-латышский словарь
  59. запоминаниеAbspeichern Abspeicherung Einprgen информацииem Einspeicherung Merken Speicherung...Русско-немецкий политехнический словарь
  60. запоминаниесmemorizao f затверживание заучивание отмечание припоминание усвоение...Русско-португальский словарь
  61. запоминаниезапоминание аз д кардан дар д ниго доштан ба д доштан...Русско-таджикский словарь
  62. запоминаниевчт запамятовування запоминание результата Синонимы затверживание заучивание отмечание припоминание усвоение...Русско-украинский политехнический словарь
  63. запоминаниеpamatovn pamatovn si stdn uchovn uchovn v pamti zapamatovn...Русско-чешский словарь
  64. запоминаниепроцесс усвоения какойлибо информации или действия обеспечивающий возможность их воспроизведения. Различают З. непроизвольное характеризующее латентное научение и произво...Словарь дрессировщика
  65. запоминаниезапоминание психический процесс запечатления в памяти образов предметов явлений или мыслей. запоминание непроизвольное З. без предварительного намерения запомнить объек...Словарь медицинских терминов
  66. запоминаниеобобщенное название процессов обеспечивающих удержание материала в памяти....Словарь по профориентации и психологической поддержке
  67. запоминаниезапоминание запечатление фиксация усвоение заучивание припоминание отмечание. Ant. забывание Словарь русских синонимов. запоминание сущ. колво синонимов затверживание ...Словарь синонимов II
  68. запоминаниезапоминание запечатление фиксация усвоение заучивание припоминание отмечание. Ant. забывание...Словарь синонимов
  69. запоминаниеЗапоминание storing определенного рода действия направленные на обеспечение размещения данных в выбранном запоминающем устройстве.[ГОСТ . ISOIEC Информационные технолог...Терминологический словарь автоматизации строительства и производственных процессов
  70. запоминаниеОдин из механизмов памяти запечатление в ней образов предметов явлений мыслей. Различают . произвольное служащее результатом активного намерения целенаправленной мнестиче...Толковый словарь психиатрических терминов II
  71. запоминаниеОдин из механизмов памяти запечатление в ней образов предметов явлений мыслей. Различают . произвольное служащее результатом активного намерения целенаправленной мнестиче...Толковый словарь психиатрических терминов
  72. запоминаниеЗАПОМИНАНИЕ запоминания мн. нет ср. книжн. Действие по глаг. запоминать....Толковый словарь русского языка II
  73. запоминаниеЗАПОМИНАНИЕ ср. см. запоминать....Толковый словарь русского языка
  74. запоминаниезапамнаньне...Тэрмінолёгія лёгікі і псыхолёгіі
  75. запоминаниеУдарение в слове запоминаниеУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове запоминание...Ударение и правописание
  76. запоминаниеRzeczownik запоминание n zapamitywanie odczas. n zapamitywanie odczas. n pamitanie odczas. n pozdrowienie odczas. n przypomnienie odczas. n...Универсальный русско-польский словарь
  77. запоминаниезапоминание запоминания запоминания запоминаний запоминанию запоминаниям запоминание запоминания запоминанием запоминаниями запоминании запоминаниях Источник Полная акцен...Формы слова
  78. запоминаниеПинен Пимон Пимен Пим Пиза Пие Пиано Пианино Пианизм Пиан Пеон Пенни Пенза Пена Пемза Пезо Пеан Панно Панна Панин Пани Пан Паз Опа Оним Онанизм Оман Озен Нпо Нона Ном Ноз...Электронный словарь анаграмм русского языка