Российская педагогическая энциклопедия

ЖАКДАЛЬКРОЗ ЭМИЛЬ

(наст. фам. Жак) (6.7.1865, Вена, — 1.7.1950, Женева), швейц. педагог, композитор, обществ. деятель. Учился в ун-те и одновременно в консерватории в Женеве, совершенствовался у выдающихся композиторов А. Брукнера в Вене (1886) и Л. Делиба в Париже (1888). Занимался психологией у Э. Клапареда. Преподавал гармонию и сольфеджио в Женевской консерватории (1892—1910). В 1911—14 вёл курс рит-мич. воспитания в Школе музыки и ритма в Хеллерау (близ Дрездена), с 1915в созданном им Ин-те в Женеве (носит его имя). В основе пед, учения Ж.-Д. — идеал гармонически развитого человека. Ж.-Д. поставил целью найти средства воспитания, способные обеспечить равновесие и согласие между физич. и духовной деятельностью людей. Гл. роль в этом отводил овладению ритмом, к-рый понимал как организующее начало любой деятельности, иск-ва, всей жизни природы и человека. По убеждению Ж.-Д., чувство ритма можно постигнуть только через иск-во (музыку, танец). Исследовал влияние муз. ритма на формирование психики. Выдвинул идею всеобщего ритмич. воспитания, к-рое приблизит человека к иск-ву, одухотворит и упорядочит его внутр. жизнь, откроет новые возможности для самовыражения. Предложил систему упражнений для детей (ок. 1905), построенную на взаимосвязи музыки, муз. впечатления и движений тела. Движение служило осн. средством передачи муз. динамики, эмоционального и образного содержания произведения. Параллельно с развитием пластики такие тренировки способствовали тонкому эстетич. восприятию, выработке определённых черт характера: внимания, воли, воображения, находчивости, решительности. Давая ученику физич. ощущение ритма и умение его воспроизводить с помощью мускулов, система Ж.-Д. содействовала развитию абс. слуха, способности к муз. и пластич. импровизации. Чтобы доставить ученику чувство радости и непринужденности, занятия должны были проходить в форме увлекательной ритмич. игры. Совершенствуя тело и раскрепостив дух с помощью ритмич. воспитания, в каждом ребенке, по мысли Ж.-Д., можно открыть разл. творческие способности. Свою методику Ж.-Д. продемонстрировал в шк. постановках в Хеллерау разнообразных муз. произведений — от фуг И. С. Баха до «Орфея и Эвридики» К. Глюка. Благодаря большому успеху этих спектаклей пед. идеи Ж.-Д получили распространение, школы и ин ты, подобные созданным Ж.-Д., были открыты в Стокгольме, Лондоне, Париже, Вене, Барселоне, Нью-Йорке и др. В 1912 Ж -Д. посетил Россию, где его пед.систему Haчал пропагандировать С. М. Волконский на Курсах ритмич. гимнастики Жака-Далькроза в Петербурге. Она была вве дена во вспомогат. школе при Психонев рологич. ин-те в Петербурге (1912) и в пек рых уч. заведениях для глухонемых и слепых детей. В 1920-х гг. в Москве и Петрограде существовали Ин-ты ритма по методу Ж.-Д. В сер. 50 х гг. метод Ж. Д. нашел применение в нек рых ба летных школах Зап. Европы и СССР. Соч: Rhytmic, music and education Basel 1922, в рус. пер — Ритм М, La musique et nous, Gen, 1945 (с перечнем всех пед.работ и муз соч) Лит: Волконский С, Отклики театра, П, 1914, III т о p к К, Система Далькроза, Л — М, 1924, Brunet Le kornte H, Jacques Dalcroze, sa vie, son oeuvre, Gen, 1950. С. Л. Старобинский.

  1. жакдалькроз эмильЖакДалькрозstrong JaquesDalcroze Эмиль настоящая фамилия Жак . Вена . Женева швейцарский композитор и педагог. Музыке учился в Женевской консерватории совершенствовался ...Большая Советская энциклопедия II
  2. жакдалькроз, эмильJaquesDalcroze Эмиль швейцарский педагог композитор. Разработал систему музыкальноритмического воспитания. Его метод основанный на передаче образного содержания музыки...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  3. жакдалькроз эмильJaquesDalcroze композитор род. в г. в Вене профессор теории в Женевской консерватории. Написал хоровые произведения La veille и Festival Vaudois для соло хора и оркестр...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона