Российская педагогическая энциклопедия

ГОРНЫЙ БАДАХШАН

Бадахшанская автономная область, входит в Республику Таджикистан. Пл. 63,7 тыс. км2. Нас. 161 тыс. чел. (1989, перепись). Центр — г. Хорог. В 1989 на 1000 чел. населения в возрасте 15 лет и старше приходилось 875 чел. с высшим и средним (полным и неполным) образованием (в 1979 — 613 чел.). В отраслях экономики (1990) было занято св. 17 тыс. специалистов, в т. ч. св. 8 тыс. с высшим и св. 9 тыс. со средним спец. образованием. Гл. проблема организации обучения в том, что родные языки осн. населения припамирских народов остались бесписьменными; кроме того, языки язгулемс-кий, ваханский, ишкашимский и др. взаи-монепонимаемы, и лишь языки шугнан-ский и рушанский взаимопонимаемы ограниченно. Обучение традиционно ведётся на тадж. и рус. языках, к-рые не являются для коренного населения разговорными. До присоединения терр. Памира к России (60-е гг. 19 в.) обучение детей зависело от немногочисл. грамотных людей, знавших лит. яз. фарси. В 1909 при рус. пограничном отряде в Хороге открылась первая рус.-туземная школа (св. 20 уч-ся; с 1911 при ней действовал небольшой интернат). Грамотность населения составляла 0,02% (1897, перепись). После установления сов. власти (1922) началось создание сети уч. заведений: первая сов. школа была открыта в Хороге на средства пограничного отряда (1923). Тогда же появились школы с интернатами в Поршневе, Вомаре и др., в 1924 — в Ишхашиме и в дол. Вахан. В 1926 открыты первые жен. школы. Обучение велось на яз. фарси. Шк. строительство активизировалось после создания авт. области. Развернулась ликвидация неграмотности: на базе школ действовали курсы и кружки ликбеза, в т. ч. специально для женщин. С созданием нового тадж. алфавита в обучении стали использоваться пособия, разработанные С. Айни и др. педагогами для тадж. сов. школ. До 1935/36 уч. г. открывались только нач. школы; обучение в школах 2-й ступени было возможно только за пределами области, что препятствовало распространению образования среди горных таджиков. Пед. кадры для школ области готовили Среднеазиатский ун-т. Ташкентский ун-т просвещения, Душанбинская жен. учительская школа. В 1932 открылся пед. техникум в Хороге (в 1934—59 жен. пед. уч-ще), в 1934 — в Мургабе (для кирг. учащихся). Во 2-й пол. 30-х гг. усилиями рус. памироведов А. М. Дьякова, И. И. Зарубина и др., поэта Н. Шанбизаде, педагога С. Андинова был разработан вариант шугнанской письменности и началось обучение детей на родном языке, однако этот опыт не получил распространения. В кон. 30-х гг. создатели шугнанской письменности были репрессированы; изданные ими учебники и др. лит-ра были уничтожены. В кон. 30-х гг. была развёрнута сеть метод. кабинетов для учителей, преподававших на тадж. языке. С 1938 введено преподавание рус. языка. В 40-х гг. осн. направлением деятельности учительства было обеспечение нач. всеобуча. С 1949 началось введение 7-летнего обучения; с этой целью организовывались межколхозные и межкишлачные школы-семилетки, а также школы рабочей молодёжи. В 1950 действовали 130 начальных, 87 семилетних и средних школ, ШРМ и 19 ШСМ. Стали создаваться первые дошк. учреждения. В 50-х гг. ликвидирована массовая неграмотность. В 1958—63 реализован 8-летний всеобуч. Значит. развитие получили школы-интернаты. Наряду с пед. уч-щем учителей начал готовить филиал Сталинабадского пед. и учительского ин-та (с 1949). Во 2-й пол. 70-х гг. осуществлён переход к всеобщему ср. образованию молодёжи. Эффективность работы общеобразоват. школы в 80-х гг. была недостаточной из-за слабого учёта в содержании обучения особенностей местного населения; большинство выпускников сталкивается с трудностями и при получении послешкольного образования. В 1991 в 19 дошк. учреждениях (языки общения и воспитания — местные и тадж.) насчитывалось ок. 1,9 тыс. воспитанников (ок. 1% детей соответств. возраста). В 1991/92 уч. г. в 294 общеобразоват. школах (в т. ч. 74 неполных ср. и 128 средних) получали образование св. 48 тыс. уч-ся. Среди школ 280 таджикских, 10 киргизских. Имеются смешанные школы. На тадж. яз. учатся 93% уч-ся, на киргизском5,4%, на русском1,6% (в 5 школах открыты классы с обучением на русском яз.; 80% их уч-ся — дети коренных национальностей). Обучение ведётся по единым для Таджикистана уч. программам. В школах занято св. 5,8 тыс. учителей, в т. ч. ок. 79% с высш. образованием. Среди педагогов области св. 70 засл. учителей Таджикистана. Имеется ИУУ (осн. в 1957). Внешк. учреждения (8 муз., 8 спорт., 3 худож. школы, дома учащейся молодёжи и др.) охватывают св. 10 тыс. чел. Имеются проф.-тех. уч-ще с обучением на тадж. яз. (430 уч-ся) и мед. уч-ще (50 уч-ся). С кон. 80-х гг. развёрнута работа по восстановлению шугнанской письменности, по созданию письменности (на основе совр. таджикской) для др. народов области. К созданию алфавитов и нач. учебников привлечены языковеды Памирского филиала АН Таджикистана, педагоги. Лит.: Каширина Т. В., Д а в л а-теров Д., Культурное строительство в Горно-Бадахшанской авт. области, в кн.: Очерки по истории Сов. Бадахшана, Душ., 1985. Л. Ф. Маногарова.

  1. горный бадахшанГорноБадахшанская автономная область в Таджикистане. тыс. км. Население тыс. человек . Адм. ц. Хорог....Большой энциклопедический словарь II
  2. горный бадахшанГОРНЫЙ БАДАХШАН ГорноБадахшанская автономная область в Таджикистане. тыс. кмampsup. Население тыс. человек . Адм. ц. Хорог....Большой Энциклопедический словарь V
  3. горный бадахшанГорный Бадахшан ГорноБадахшанская авт. обл. Таджикская ч. Бадахшана на правом берегу Пянджа в горах Памира. Образована в г. Пл. тыс. км адм. центр г. Хорог. Население ...Географическая энциклопедия
  4. горный бадахшанГорноБадахшанская автономная область в Таджикистане. Площадь тыс. кмsup. Население тысяч человек горцы таджики киргизы русские около . районов город Хорог центр. ...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  5. горный бадахшанНачальная форма Горный бадахшан винительный падеж слово обычно не имеет множественного числа единственное число топоним мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  6. горный бадахшанГорный Бадахшан Горный Бадахшан...Орфографический словарь
  7. горный бадахшанОрфографическая запись слова горный бадахшан Ударение в слове Горный Бадахшан Деление слова на слоги перенос слова горный бадахшан Фонетическая транскрипция слова горный ...Полный фонетический разбор слов
  8. горный бадахшанГорный Бадахшан...Русский орфографический словарь
  9. горный бадахшанГорноБадахшанская авт. обл. Таджикская ч. Бадахшана на правом берегу Пянджа в горах Памира. Образована в г. Пл. тыс. км адм. центр г. Хорог. Население тыс. чел. . па...Словарь современных географических названий
  10. горный бадахшанГОРНЫЙ БАДАХШАН ГорноБадахшанская автономная область в Таджикистане. Площадь тыс. км. Население тысяч человек горцы таджики киргизы русские около . районов город ...Современная энциклопедия
  11. горный бадахшанГОРНЫЙ БАДАХШАН ГорноБадахшанская автономная область в Таджикистане. тыс. км. Население тыс. человек . Адм. ц. Хорог....Современный энциклопедический словарь
  12. горный бадахшанУдарение в слове Горный БадахшанУдарение падает на буквы оаБезударные гласные в слове Горный Бадахшан...Ударение и правописание