Российская педагогическая энциклопедия

ГОРНЫЙ АЛТАЙ

Республика Алтай (в 1948—1992 Горно-Алтай-ская автономная область), входит в Рос. Федерацию. Пл. 92,6 тыс. км2. Нас. 192 тыс. чел. (1989, перепись), в т. ч. алтайцы 30,7%, русские ок. 60,4%, казахи 5,5%. Центр — Горно-Алтайск. В 1989 на 1000 чел. населения в возрасте 15 лет и старше приходилось 609,9 чел. с высшим и средним (полным и неполным) образованием (в 1979—564 чел.). В отраслях экономики (1989) было занято ок. 30 тыс. специалистов, в т. ч. св. 9 тыс. с высшим и св. 20 тыс. со средним спец. образованием. Внедрение шк. обучения связано с деятельностью Алтайской духовной миссии (осн. в 1828—30). Её глава — архимандрит Макарий (М. Я. Глухарёв) — начал разработку алт. письменности на рус. графич. основе и в 1830 открыл в Улале (ныне Горно-Алтайск) школу (первую на Алтае). Миссией были учреждены также Мыюгин-ская (1850), Макарьевская (1855) и др. школы, в к-рых позднее введена система Н. И. Илеминского. В 60-х гг. появились светские нач. школы: сел. волостные, а в 80-х гг. церковно-приходские. Учителя для работы с алтайцами готовились гл. обр. в миссионерских уч. заведениях Бийска. В кон. 80-х гг. миссионерская учительская школа открылась в Улале. Члены духовной миссии усовершенствовали алт. письменность. Макарий Невский (М. А. Невский), В. И. Вербицкий в соавторстве с Ильминским подготовили первую науч. грамматику алт. языка (изд. в 1859 в Казани). Макарий Невский составил также «Алтайский букварь» (изд. в 1882). В кон. 19 в. в шк. обучении стали использоваться оригинальные нра-воучит. рассказы М. В. Чевалкова, переведённые им басни И. А. Крылова и др. В 1913 в Алтайской духовной миссии насчитывалось ок. 70 миссионерских уч. заведений. Охват обучением детей шк. возраста был незначительным. Грамотность (на рус. яз.) коренного населения составляла 0,1% (1897, перепись). В 1914 открылись 2-годичные жен. учительские курсы в Чемале. После установления сов. власти (1920) началась перестройка нар. образования. В 1921 насчитывалось 115 школ 1-й ступени (в т. ч. 25 алтайских), 3 школы 2-й ступени. Трудности в организации уч. процесса были обусловлены нехваткой учителей и нестабильностью шк. сети (в нач. 1922/23 уч. г. работало только ок. 60 школ с 1,5 тыс. уч-ся). В Ойротской авт. области (1922—48) были открыты интернаты для детей кочевников. Развернули работу областная Чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности (с 1920) и отделение об-ва «Долой неграмотность!». Ликпунк-ты создавались как при школах, так и передвижные; в 1923 они охватывали св. 4,3 тыс. чел., в т. ч. 45% алтайцев. В 20-е гг. были подготовлены и изданы (в Москве, Улале и др.) первые сов. учебники, в к-рых применён обновлённый вариант (1920) алт. алфавита: букварь Н. А. Каланакова, книги для чтения М. В. Мундус-Эуокова и И. К. Соколова, грамматика ойротского яз. М. С. Канаева (Тощакова), арифметич. задачник М. Ф. Тозыякова, пособия для взрослых и др. лит-ра. С 1927/28 уч. г. началась регулярная подготовка учителей в пед. техникуме (в Улале), при к-ром действовали годичные пед. курсы. С 1930/31 уч. г. вводилось всеобщее нач. обучение. В 1931 действовало 209 школ, в т. ч. 77 алтайских, 51 смешанная (всего 15,1 тыс. уч-ся). Были созданы ШКМ. Школы работали на основе специально разработанных программ. В 1929 алт. письменность была переведена на лат. основу, что задержало распространение нач. обучения, вызвав т. н. возвратную неграмотность (с 1938 письменность вновь на рус. графич. основе). В нач. 30-х гг. были предприняты попытки начать обучение кумандинцев родному языку. В 1933 появился букварь Каланакова и К. И. Филатова. Однако это начинание не получило своего развития. В 30-х гг. были изданы на алт. яз. учебники, разработанные для рус. школ. Началось формирование сети дошк. учреждений (в 1932 св. 150 дет. садов и площадок). Появились мед., вет. и др. ср. спец. уч. заведения. С 1938 вводилось всеобщее 7-летнее образование (этот процесс был прерван в 1941—45). В кон. 30-х гг. грамотность населения составляла ок. 86%. С нач. 50-х гг. шк. сеть развивалась гл. обр. за счёт создания неполных средних и средних школ и их укрупнения; расширялась сеть интернатов. В 1950/51 уч. г. насчитывалось св. 250 начальных, 59 семилетних (в т. ч. 95 алтайских) и 10 средних школ. В них было св. 23 тыс. уч-ся. В 50-х гг. завершено введение всеобщего 7-летнего образования. В 1953 «открыт Горно-Алтайский пед. ин-т (в 1949—52 учительский). Во 2-й пол. 50-х гг. алт. школы были закрыты под предлогом улучшения изучения детьми рус. языка. В 1-й пол. 60-х гг. введён 8-летний всеобуч. В нач. 70-х гг. для алт. детей в интересах подготовки к шк. обучению созданы подготовит, классы, куда принимаются 6-летние дети. С сер. 70-х до кон. 80-х гг. осуществлялся курс на всеобщее ср. образование молодёжи. В 1991 в 196 дошк. учреждениях (в т. ч. 13 колхозных) воспитывалось св. 10,5 тыс. детей (ок. 9% детей соответствующего возраста). В 1992/93 уч. г. в 198 дневных общеобразоват. школах насчитывалось св. 36 тыс. уч-ся, в 5 вечерних школах — 780 уч-ся. Среди школ — 67 алтайских, 3 казахские. Обучение на алт. и казахском языках осуществляется гл. обр. в первых четырёх классах школы (4,4 тыс. уч-ся — на алтайском, 0,4 тыс. — на казахском). Среди нерусских уч-ся на средней и старшей ступенях родной язык как предмет изучают в 85 школах св. 10 тыс. чел. На алтайском языке выпускается уч. лит-ра по родному языку и лит-ре, в т. ч. для полной средней школы. Развёрнута подготовка уч. книг по истории Горного Алтая. В школах занято св. 3,5 тыс. учителей, вт. ч. ок. 67,2% с высш. образованием. Среди педагогов области св. 30 засл. учителей РСФСР. Внешк. учреждения: 15 домов дет. творчества, станции юных тех-яиков и др. охватывают св. 11 тыс. чел. Имеются муз. и спорт, школы. В 4 проф.-тех. уч. заведениях — ок. 2 тыс. уч-ся; в 5 ср. спец. уч. заведениях — 4,3 тыс. уч-ся. Пед. кадры готовят пед. ин-т (св. 2,6 тыс. студентов) и пед. уч-ще. Исследоват. работу по проблемам преподавания родного языка, истории области и др. ведут НИИ истории, языка и лит-ры (осн. в 1952), кафедры пед. ин-та, ИУУ. Уч. и метод. лит-ру выпускает изд-во в Горно-Алтайске (с 1933; ежегодно св. 30 назв. уч. книг тиражом 34 тыс. экз.). Лит.: Варченко А. М., К истории нар. образования в Горно-Алт. авт. области, «УЗ Горно-Алт. пед. пн-та», 1956, в. 1; Т и — м о ф с е в а Ф. М., Из истории социалистич. культурной революции в Горном Алтае, в кн.: Культурное строительство в Сибири в 1917 — 1960 гг., Новосиб., 1962; С а т л а с в Ф. А., Нек-рые вопросы истории нар. образования в Горном Алтае (1920—1932), в сб.: Вопросы археологии и этнографии Горного Алтая, Гор-но-Алтайск, 1983: его же. Куда исчезли кумандинцы, «Сиб. огни». 1991, № 1; Беликова А. П., Становление и развитие общеобразоват. школы в Горно-Алт. авт. области, СП, 1983, Mi 7. ф. А. Сатлаев.

  1. горный алтайНачальная форма Горный алтай винительный падеж слово обычно не имеет множественного числа единственное число топоним мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  2. горный алтайГорный Алтай Горный Алтай...Орфографический словарь
  3. горный алтайОрфографическая запись слова горный алтай Ударение в слове Горный Алтай Деление слова на слоги перенос слова горный алтай Фонетическая транскрипция слова горный алтай [г...Полный фонетический разбор слов
  4. горный алтайГорный Алтай...Русский орфографический словарь
  5. горный алтайУдарение в слове Горный АлтайУдарение падает на буквы оаБезударные гласные в слове Горный Алтай...Ударение и правописание