Российская педагогическая энциклопедия

ВИЗАНТИЯ

. Воспитание и образование. «В.» — позднейший термин, к-рым по традиции принято обозначать ср.-век. христ. гос-во со столицей в Константинополе, каким в 4 в. стала Вост. Римская империя (существовало до сер. 15 в.). Сами византийцы называли себя ромеями, т.е. римлянами, их языком был греческий. Непосредственно продолжив рим. государственность и эллинистич. цивилизацию, В. унаследовала налаженную систему позднеантич. образования, к-рая на ср.-век. Западе была разрушена варварскими нашествиями и ломкой социальных отношений и гос. устоев. Повседневные нужды бюрократич. порядка В. предполагали определённый уровень грамотности. Поэтому, хотя в В. было немалое число неграмотных, особенно вдали от столицы, по ср.-век. мерке византиец поражал воображение зап. и сев. соседей как грамотей, не расстающийся с тростниковым пером и чернильницей, вообще окружённый атрибутами книжной, письменной культуры. Характерной для зап. средневековья церк.-монашеской монополии на образование В. не знала, роль монастырских школ была ограниченной. Но достигнутое поздней античностью обилие центров образования постепенно исчезло, чему способствовали как объективные причины (упадок городов, завоевания арабов, отнявшие в 7 в. у В. такие культурные центры, как Александрия, Берит, совр. Бейрут, с его юрид. школами, и т. п.), так и сознательная политика императоров, боровшихся с традицией языч. образования и одновременно охранявших Константинополь в качестве очага культуры от всякой конкуренции (самый известный пример — закрытие высш. школы в Афинах указом Юстиниана I в 529). Не только высшие, но и средние уч. заведения концентрировались в Константинополе, лишь в последний век существования В. центром образования стал г. Мистра в Пелопоннесе. Воспитание до 5—7 лет было домашним; позднее оно оставалось таковым на крайних полюсах общества — в семьях неимущих тружеников и в семьях воен. аристократии. Сын бедных родителей оставался неграмотным, с детства участвовал в труде взрослых; сын знатных родителей выучивался грамоте и начаткам словесности у слуги-наставника, но осн. внимание уделял воинским играм, физич. упражнениям, практике воен. дела, порой с 14—15 лет участвуя в походах. Для мальчиков из относительно благополучных семей ремесленников, для будущих купцов и др. курс обучения обычно сводился к нач. школе, дававшей навыки чтения, письма и счёта. Светская и духовная администрация пополнялась за счёт выпускников ср. школ, изучавших общеобразоват. предметы (т. н. энциклопедии). В основе программы ср. школы лежала словесность. Представление, согласно к-рому для карьеры чиновника необходимо знание древней лит-ры и владение её языковыми и стилистич. нормами, роднит В. с Др. Китаем. Изучение словесности начиналось с грамматики, трактовавшейся в антич. смысле, как чтение и толкование специально отобранных авторов (начиная с Гомера). Практика отбора текстов во многом предопределила состав и объём антич. лит-ры, дошедшей до нас. След, этапом была риторика — иск-во самостоятельно составлять устные и письменные подражания классич. образцам стиля и находить «цветистую» форму для выражения типических эмоций, ситуаций и вообше повторяющихся «общих мест»; наиб. практич. значение имели навыки сочинения по риторич. правилам парадных речей и писем. Общеобразоват. программа включала также занятия филос. дисциплинами, особенно логикой («диалектикой»), соответствовавшими вместе с «грамматикой» и риторикой лат. тривиуму, и матем. дисциплинами (арифметикой, геометрией, музыкой и астрономией), соответствовавшими лат. квадривиуму. Нач. и ср. школы, как правило, были частными; в каждой из них училось ок. 20—40 учеников разного возраста, преподавал один учитель. Успевающие ст. ученики образовывали избранный круг, помогавший в занятиях с младшими и в поддержании дисциплины; среди них выделялся главный — протосхол. Гонорар за каждого ученика шёл отдельно, и учителя, постоянно испытывавшие стеснённость в средствах, переманивали друг у друга учеников. Гос. ср. школы были исключением; известен интернат для сирот — орфанотрофий, основанный Алексеем I Комнином (император в 1081 — 1118). Очаги высш. образования в Константинополе были обычно или государственными, или патриаршими (что для византийских условий не составляло принципиального различия). Они неоднократно сменяли друг друга на протяжении истории В.; именно отсутствие стабильности корпоративного образования отличает их от зап.-европ. ун-тов, с к-рыми их вполне можно сравнивать по др. признакам (иногда к ним в науч. лит-ре прилагается термин «ун-т»). Гос. высш. школа с регламентиров. кол-вом профессоров (10-по греч. грамматике, столько же — по лат. грамматике, 3 — по лат. красноречию, 5 — по греч. красноречию, 2 — по праву, 1 — по философии) была учреждена указом имп. Феодосия II (в 425); её преподаватели имели статус гос. служащих и монополию публичного преподавания в столице. Неясно, как долго просуществовала эта школа; едва ли она пережила социальный и культурный кризис 7 в. Существование в 7—8 вв. Патриаршей академии (к-рую якобы сжёг вместе с преподавателями и библиотекой император-еретик Лев III) признаётся недостоверным. В сер. 9 в. была учреждена Магнаврская школа (Константинопольский дворец); не установлено, выходила ли её программа за пределы того, что было обычным для ср. школ. Уч. заведение, возникшее по указу Константина IX Мономаха в сер. 11 в., состояло из 2 высш. школ — юридической и философской (наподобие 2 ф-тов ср.-век. ун-та). Во главе юрид. школы стоял «номофилак» («законоблюститель»), причислявшийся к важным сановникам империи; во главе филос. школы, в к-рой преподавались также элементы естеств.-науч. и гуманитарных знаний, — «ипат» (т.е. консул) философов. Первым таким «ипатом» был виднейший писатель, энциклопедически образованный учёный и полит. деятель Михаил Пселл (1018—1090-е гг.), его преемником — Иоанн Итал (2-я пол. 11 в.). В 12 в. действуют Патриаршая школа, где гл. предметы — толкование Библии и риторич. дисциплины, и школа при церкви св. Апостолов, тоже находившаяся под опекой патриаршества, но светская по характеру преподаваемых предметов (в их число входила медицина). После разгрома Константинополя рыцарями 4-го крестового похода (1204) прежнего блеска империя не смогла себе вернуть. В последний период существования В. образованность достигла высокого уровня на фоне упадка государственности; очагами высш. образования служили кружки, складывавшиеся вокруг выдающихся учёных и мыслителей, иногда в форме школы при монастырях, но со светской программой (школы Максима Плану да и Никифо-ра Григоры в 14 в.). Возрастало значение неформальных отношений между учителями и учениками (интеллектуальная дружба как социально-культурный факторе. Шк. образование, особенно среднее и высшее, существовало в В. для мужчин. Женщины из высш. слоев общества могли получить блестящее образование в домашних условиях (поэтесса Касия, или Кассия, 9 в., Анна Комнина, дочь и историограф императора Алексея I Комнина, 11—12 вв.), иногда покровительствовали учёным и литераторам и собирали их вокруг себя; но эти случаи были исключением. Монашеское воспитание в В. создало особую систему отношений между воспитателем и воспитуемым, основанную на сугубо личной связи и безоговорочном послушании и типологически сопоставимую с аналогичными явлениями в индуизме (гуру и его ученик) и у дервишей в исламе (повиновение шейху или пиру). Сочинений по теории воспитания В. почти не знала. Трактат Иоанна Златоуста (ок. 350—407) «О тщеславии и о воспитании детей» проникнут строгим аске-тич. духом. Вопрос. об использовании антич. лит-ры для морально-дидактич. целей ещё ранее обсуждался у другого «отца церкви» Василия Великого (ок. 330—379) в трактате «Как молодым людям извлечь пользу из языч. книг». С чисто житейской, практически-бытовой точки зрения вопросы домашнего воспитания обсуждаются в домостроевском духе в ч Советах и рассказах» Кекавмена (70-е гг. 11 в.). Живую картину труда квалифициров. преподавателя высш. школы, влюблённого в своё дело, дают признания, рассеянные в текстах Михаила Пселла. Лит.: Преображенский В., Вост. и зап. школы во времена Карла Великого, СПБ, 1881; Успенский Ф., Очерки по истории византийской образованности, СПБ, 1891; ЛипшицЕ. Э., Очерки истории византийского общества и культуры. VIII — первая пол. IX в., М. — Л1961; К а ж-дан А. П., Книга и писатель в Византии, М., 1973, гл. 2;ЛитавринГ. Г., Как жили византийцы, М., 1974, гл. 7; Медведев И. П., Византийский гуманизм XIV—XV вв., Л., 1976; Fuchs F., Die hoheren Schulen von Konstantinopel im Mittelalter, Lpz., 1926; Browning R., Byzantinische Schulen und Schulmeister, «Das Altertum», 1963, Bd 9; Lemerle P., Le Premier humanisme by-гапШ, Р., 1971; Sevcenko J., Society and intellectual life in the XIVtb Century, «Ac-tes du XIVе Congres international des etudes Byzantines». Bucarest, 6—12 sept. 1971, [Buc.], 1974. С. С. Аверинцев.

  1. византияВИЗАНТИЯ Византийская имрерия государство возникшее в в. при распаде Римской империи в е вост. части и существовавшее до сер. в. Столицей В. был Константинополь осн. им...Большая советская энциклопедия
  2. византияВизантийская империя государство возникшее в в. при распаде Римской империи в е восточной части и существовавшее до середины в. Столицей В. был Константинополь основанн...Большая Советская энциклопедия II
  3. византияист. ВосточноРимская империяem das Byzantinische Reich n es греческая колонияem Byzanz n s Синонимы государство константинополь царьград...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  4. византияист....Большой русско-испанский словарь
  5. византияимя собств. сущ. жен. рода...Большой русско-украинский словарь
  6. византияВосточная Римская империя Византийская империя государство вв. образованное при распаде Римской империи в ее восточной частиБалканский пов М. Азия юговосточное Средиземн...Большой энциклопедический словарь II
  7. византияВИЗАНТИЯ Восточная Римская империя Византийская империя государство вв. образованное при распаде Римской империи в ее восточной части Балканский пов М. Азия юговосточно...Большой Энциклопедический словарь V
  8. византияВосточная Римская империя Византийская империя феод. госво в вв. возникшее при распаде Рима Древнего на его вост. тер. Балканский пов М. Азия ЮгоВост. Средиземноморье....Военный энциклопедический словарь
  9. византияВизантия см.em Анатолия Стамбул Эрзурум dd Географические названия мира Топонимический словарь. М АСТ.Поспелов Е.М. государство константинополь царьград...Географическая энциклопедия
  10. византияВосточная Римская империя Византийская империя государство веков образовалось при распаде Римской империи в ее восточной части Балканский полуостров Малая Азия юговост...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  11. византиясредневековое государство от названия г. Византий на месте которого император Римской империи Константин I Великий основал Константинополь и перенес сюда из Рима столицу...Краткий исторический словарик
  12. византияобразована в году из восточной половины распавшейся Римской империи занимала все азиатские провинции Римской империи Египет в Африке в Европе Фракию Мизию Дакию Македон...Краткий исторический словарь
  13. византиядревнее название Константинополя полученное этим городом от своего основателя Биза. Вследствие своего благоприятного положения Византия приобрела важноеторговое значение....Краткий словарь античности
  14. византиякорень ВИЗАНТИ окончание Я Основа слова ВИЗАНТИВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой ВИЗАНТИ Я Слово Византия содержит следующие морфемы ил...Морфемный разбор слова по составу
  15. византияНачальная форма Византия слово обычно не имеет множественного числа единственное число женский род именительный падеж топоним неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  16. византияСредневековое государство название получило по городу Византий. Сами византийцы называли себя римлянами погречески ромеями а свою страну Ромейской. Долгое время Византию...Основы православной культуры
  17. византиясредневековое государство от названия города Византий на месте которого император Римской империи Константин I Великий основал Константинополь и перенес сюда из Рима с...Отечественная история в терминах и понятиях
  18. византияВоспитание и образование. Термин В. по традиции обозначает средневековое христианское государство со столицей в Константинополе каким в в. стала Восточная Римская импер...Педагогический терминологический словарь
  19. византияВизантийская империя Римская империя в эпоху средневековья со столицей в Константинополе Новом Риме. Название Византия происходит от древнего наименования ее столицы Виз...Политическая наука - Словарь-справочник
  20. византияВизантия Византийская империя Римская империя в эпоху средневековья со столицей в Константинополе Новом Риме. Название Византия происходит от древнего наименования ее ст...Политология. Словарь.
  21. византияВзантыя...Русско-белорусский словарь
  22. византияист.i Взантыя жен.i...Русско-белорусский словарь II
  23. византияBiznc государство константинополь царьград...Русско-венгерский словарь
  24. византияВизанти Синонимы государство константинополь царьград...Русско-ивритский словарь
  25. византияBizans Devleti Rum Devleti...Русско-крымскотатарский словарь
  26. византияБизанс Девлети Рум Девлети...Русско-крымскотатарский словарь II
  27. византияByzanz ист....Русско-немецкий словарь по искусству
  28. византияByzanc...Русско-чешский словарь
  29. византиягреч.em Византии ныне Стамбул Истанбул город на берегу Боспора Фракийского игравший огромную политич. торговую и стратегич. роль В. основана ок. до н. э. как мегарская к...Словарь античности
  30. византияВосточная Римская империя государство IVXV вв. образованное при распаде Римской империи в ее восточной части. Столица Константинополь. В IVVII вв. в В. складывается феод...Словарь исторических терминов
  31. византиявизантия сущ. колво синонимов государство константинополь царьград Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы государство константинополь царьград...Словарь синонимов II
  32. византияпринятое в ист. науке наименование госва возникшего в вост. части Рим. империи в в. и существовавшего до сер. в. адм. экономич. и культурным центром В. был Константиноп...Советская историческая энциклопедия
  33. византияВИЗАНТИЯ Восточная Римская империя Византийская империя государство вв. образованное при распаде Римской империи в ее восточной части Балканский пов М. Азия юговосточное...Современный энциклопедический словарь
  34. византияRzeczownik Византия Bizancjum...Универсальный русско-польский словарь
  35. византияВизантия государство возникшее в IV в. при распаде Римской империи в е восточной части Восточная Римская империя и существовавшее до середины XV в. Территория империи нах...Художественная энциклопедия
  36. византияНива Низ Наз Нии Иняз Нит Нияз Иня Инта Нтв Иния Инвазия Изатин Таз Таня Ивина Тая Твин Тиазин Иван Зина Зав Вяз Тина Вниз Витя Вития Витин Ява Язва Язвина Византия Ватин...Электронный словарь анаграмм русского языка
  37. византияСодержание Византия колония. Византийская империя. Византийская литература. Византийское право. Византийское искусство. Византийская монета.em Византияem Byzantiu...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  38. византияВизантияByzantium . Древнее название Константинополя полученное этим городом от своего основателя Виза . Благодаря своему благоприятному положению Византия приобрела важн...Энциклопедия мифологии
  39. византиякнижное заимств. из греч. с изменением по аналогии с географическими названиями на ия....Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  40. византияВизантия Византиякнижное заимств. из греч. с изменением по аналогии с географическими названиями на ия....Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)