Российская педагогическая энциклопедия

АНТИЧНОСТЬ

педагогическая мысль и воспитательная практика. Пед. мысль и система воспитат. институтов впервые достигли зрелых форм в Греции к 4 в. до н. э. после длит. эволюции полиса (города-государства), в Риме — к кон. 1 в. до н. э., когда рабовладельч. республику сменила империя. Несмотря на ограниченную материальную и социальную базу антич. культуры, именно в античности сложились пед. идеалы, послужившие образцом для последующих эпох. Греция. Представление об идеальном образце поведения существует уже у героев поэм Гомера, к-рого Платон называл первым воспитателем эллинов. Из поэм Гомера и мифов известно, что мальчиков учили метанию копья, бегу, верховой езде, охоте, игре на лире. Достойно держать себя не только на совете и в бою, но и во время спорт. состязаний, и на пиру («Всегда быть лучшим и превосходить других») требует честь героя, а его доблесть позволяет поддерживать достоинство. Осн. метод воспитания — подражание образцам, в т. ч. и мифологическим; сами гомеровские герои впоследствии становятся образцами для благородного юноши-аристократа. В греч. полисе воспитание рассматривалось как одна из осн. функций гос-ва; здесь впервые была поставлена задача обучения и воспитания детей (гл. обр. мальчиков) всего свободного населения. Осн. воспитат. институтом в полисах 7—6 вв. до н. э. была система религ. празднеств, требовавших предварит. обучения «мусическим искусствам»: танцу, музыке, слову. Чин праздника скреплял общину изнутри. Извне заставляли сплотиться постоянные усобицы. Поэтому другим осн. элементом воспитания юноши становилась воен. подготовка, принявшая гипертрофированные формы в Спарте (т. н. спартанское воспитание). Необходимость постоянно поддерживать господство небольшой группы спартиатов над массой подчинённых периэков и покорённых илотов привела к созданию (нач. 6 в. до н. э.) и консервации на 3 столетия воен. гос-ва со своей системой воспитания солдат, солдатских жён и солдатских матерей. Гл. направлением спартанской системы было нравств. воспитание, целью к-рого считалось полное подчинение личности интересам социальной группы. Важнейшей отличит, чертой являлась жёсткая регламентация со стороны гос-ва разных сторон жизни, в т. ч. воспитания и образования детей. Гос. обучение мальчиков, находившееся в ведении гос. чиновника педонома, начиналось с 8 лет и состояло из 3 циклов: двух циклов по 4 года — от 8 до 11 лет («мальчики») и от 11 до 15 лет («подростки») и 5-летней «эфебии» — от 16 до 20 лет («ирены», или «эйрены», — спартанское имя эфебов). Юноши делились на отряды, отряды — на звенья; возрастная иерархия требовала безусловного подчинения старшим мальчикам, стоявшим во главе отряда, как и всем взрослым мужчинам. Физич. упражнения предполагали развитие силы, ловкости, выносливости, но не телесной красоты. Постоянные стычки сверстников вырабатывали нечувствительность к боли, демонстрируемую во время обряда публичного бичевания; на празднике гимнопедий (с сер. 6 в. до н. э.) юноши, выступавшие нагими (что первоначально имело чисто ритуальный смысл), показывали способность переносить зной; во время криптий (тайных вылазок с целью устрашения и убийства илотов) зимой ходили босиком и спали на голой земле. Гимнастика, соревнования по бегу, строгий уклад жизни физически укрепляли девушек и должны были служить улучшению спартанской породы. Интеллектуальное воспитание спартиа-тов было сведено к минимуму (начатки чтения и письма) и предоставлено частным учителям. В музыке ценили её способность организовать и мобилизовать воинов. Свидетельством военизации воспитат. программы в Спарте служат песни Тиртея (2-я пол. 7 в. до н. э.), призывавшего пренебрегать любой славой (в т. ч. и спортивной), кроме воинской. Это, однако, не означало снижения роли спорта в системе воинской подготовки в Спарте. Чувство коллективизма поддерживалось также обществ. трапезами. На характер физич. подготовки влияла программа общегреческих (Олимпийских, Истмийских и др. игр) и местных состязаний: бег, борьба, пятиборье (пентатлон: бег, прыжки, метание диска и копья, борьба), конские скачки, колесничный бег. На Пифийских играх в честь Аполлона соревновались также флейтисты и кифаристы, устраивались состязания в мудрости. В победителях ценились не только сила и ловкость, но, скорее, их избранность как перед богами, допустившими победу, так и среди людей. Победа в состязании была прежде всего средством поддержания аристократич. престижа. Популярность общегреч. и местных спорт. состязаний свидетельствовала о необыкновенном развитии у греков аго-нального (соревновательного) духа, к-рый проявился также в интеллектуальной сфере. К кон. 6 в. до н. э. греки стали постепенно культивировать интеллектуальные достоинства, хотя физич. качества продолжали сохранять первенствующее значение. Решающее влияние на формирование полисного быта оказали введение писаных законов (напр., законы Солона в Афинах, 594), развитие судопроизводства и судебного красноречия. К 5 в. до н. э. красноречие вошло осн. элементом в систему воспитания юношей. Важное значение имело формирование письменной традиции в лит-ре. Ок. 560 до н. э. в Афинах были записаны гомеровские поэмы; к 5 в. до н. э. их чтение и заучивание наизусть стали основой шк. образования. В то же время возникла ист. проза: на протяжении всей античности поэты и историки на образцах прошлого стремились воспитать грядущие поколения, в Аттике с кон. 6 в. до н. э. распространялись театр, представления. Одновременно формировались науч. знания. С 6 в. до н. э. развивались арифметика, геометрия, география и астрономия. В первой филос. школе — пифагорейской (ок. 532 до н. э., в Кротоне), носившей ещё характер релит, общины, изучались космология, арифметика, геометрия, астрономия и гармония. В кон. 6 в. до н. э. в Кротоне и Кирене были основаны мед. школы. Большим влиянием пользовалась мед. школа о. Кос (к ней принадлежал Гиппократ). Демократизация и интеллектуализация полисной жизни отразились на греч. культуре и образовании. В их развитии с кон. 6 в. до н. э. ведущую роль стала играть Аттика с Афинами во главе. Система афинского воспитания предусматривала сочетание умственного (мусического) и физического (гимнастического) воспитания. С 7-летнего возраста мальчики, сопровождаемые рабами-педагогами, посещали одновременно палестру (где они приобщались к физич. культуре), муз. и грамматич. школы, к-рые, как правило, были частными. К 5 в. до н. э. осуществлявшееся гос-вом обязат. воен. образование («эфебия») ограничивалось двумя годами (от 18 до 20 лет). Интеллектуализация нравств. и гражд. идеала расшатывала традиц. убеждение в прирожденности добродетели. Ещё в 1-й четв. 5 в. до н. э. Пиндар провозглашал: «Мудрый знает многое отроду, а кому потребно учение, те каркают болтливо и праздно», но уже в сер. 5 в. до н. э. т. н. старшие софисты (Горгий, Протагор) объявили своей задачей «воспитание людей». Софисты пытались сформулировать осн. идеи эллинской пед. мысли. Культивировались понятие «найдена» (всесторонняя развитость, образованность и культура), идеал «калокагатии» (физич. и нравств. совершенство). Софисты установили набор наук и иск-в, к-рые должны были обеспечить свободным юношам успех на гражд. поприще. Прежде всего обучали диалектике (искусству спора) и риторике (красноречию), требовавшим в свою очередь знания мифологии, истории, законодательства. С софистов начинается становление высш. образования: появились соответствующие программы, учебники, но ещё отсутствовали постоянные высш. школы. Релятивизм софистов (напр., доказательство правильности и неправильности любого положения в зависимости от обстоятельств) разрушал устои традиц. благочестия и построенного на нём воспитания. Относительность нравств. норм, проповедовавшихся софистами, вызвала возражения уже со стороны Сократа. Не выходя из рамок софистич. рационализма в постановке и разрешении пед. проблем, Сократ противопоставил практицизму софистич. школы представление о самостоят. значении добродетели, объективности нравств. норм. К 4 в. до н. э. демокр. полис и сама полисная система вступили в эпоху упадка. Однако именно в это время создавались филос. школы — учениками Сократа Евклидом (в Мегаре), Федоном (в Элиде), Антисфеном и Платоном (в Афинах). Ок. 390 до н. э. открыл риторскую школу Исократ. Софисты мл. поколения уже не играли ведущей роли в развитии пед. мысли Греции. Для Платона и Исократа, наиб. выдающихся педагогов 4 в. до н. э., характерно стремление достойными примерами и наставлениями воспитать граждан в духе древнего благородства. Критикуя софистов, они ограничивали компетенцию софистич. «науки»: нравственности, добродетели нельзя научить, как учат искусству счёта или спора. Важнейшая роль в истории антич. педагогики принадлежит ученику Платона — Аристотелю, продолжавшему начатую софистами работу по развитию методов шк. образования. Ещё в Академии (при Платоне), а впоследствии и в Ликее Аристотель читал курсы риторики, логики и др., в связи с чем создал ряд сочинений, к-рые спустя 3 века стали осн. учебниками по логике, физике, метафизике и др. наукам. Эллинизм. Наряду с Академией и Ликеем в Афинах в самом кон. 4 в. до н. э. возникли филос. школы Эпикура («Сад») и стоиков («Портик»), что превратило Афины в центр воспитания, своеобразную «педагогическую провинцию» эллинистич. мира, идеал к-рой вдохновлял мыслителей и педагогов Зап. Европы 18 — нач. 19 вв. В эпоху эллинизма создавались новые науч. и культурные центры: в Александрии в нач. 3 в. до н. э. был организован знаменитый Мусейон с б-кой, зверинцем и ботан. садом. В Александрийской б-ке собирались и изучались соч. по всем отраслям лит-ры, науки и культуры, здесь формировалась филол. традиция работы с текстами (прежде всего с используемыми в школах произведениями «классиков»). Другим науч. центром был Пергам; большими б-ками славились Апамея, Антиохия, Сиракузы. Знаменитым центром риторики был Родос. Появились уч. пособия по всем областям знания эпохи эллинизма. Ряд соч. по логике и языкознанию принадлежал представителям стоической философии. До нас дошёл учебник александрийской традиции — грамматика Дионисия Фракийского, имевшего мн. последователей. Пособие Аристоксена «Начала гармонии» (2-я пол. 4 в. дон. э.) в Зв. до н. э. было приспособлено для нужд школы Клеони-дом, автором «Введения в гармонию». В нач. 3 в. до н. э. Евклид создал «Начала», ок. 100 н. э. Никомахом из Ге-расы было написано «Введение в арифметику». Астрономия по Евдоксу Книд-скому излагалась в гекзаметрах Аратом (сер. 3 в. до н. э.); разработка астрономии в 3—2 вв. до н. э. Аристархом Самосским и Гиппархом нашла популярное изложение у стоика 1 в. до н. э. Гемина Родосского. Характер нач. образования в эпоху эллинизма по сравнению с классич. эпохой практически не изменился. В возрасте 7—14 лет мальчики посещали под руководством «педагога» школу кифа-риста, палестру, школу грамматиста, где изучали алфавит, учились писать слоги, слова и затем переписывали связные тексты из Гомера или трагиков; учились читать (вслух) по выборкам из Гомера, иногда адаптированным, по басням Эзопа, а также назидат. антологиям из лириков; велось обучение счёту (четыре ариф-метич. действия, дроби, денежные единицы, меры веса и длины). В школе применялись телесные наказания. Круг занятий на более высокой ступени — в грамматич. школе — уже определялся новым характером эллинистич. образованности. Под руководством грамматика, обычно в помещении гимнасия, читались «авторы», прежде всего Гомер, Гесиод, позднее — Аполлоний Родосский; лирики Алкман, Алкей, Сапфо, Пиндар и др. (по выбору учителя, часто современники); трагики — Эсхил, Софокл, Еврипид, а из комедиографов — Менандр. В меньшем объёме изучалась проза — Геродот, Фуки-дид, Ксенофонт и Гелланик. Из ораторов особое внимание уделялось Демосфену. С произведением ученика знакомило резюме: текст читался вслух «с выражением», толковался слово за словом, нек-рые слова объяснялись через синонимы; затем следовали комментарии — грамматический, метрический, исторический. В заключение тексту давалась оценка и выводилась мораль. Чтение и толкование «авторов» сопровождались упражнением в сочинительстве, причём были отработаны шк. жанры этих упражнений — прогимнасмы (предварит. упражнения). Обучение красноречию было спец. задачей риторской школы. Система гос. высш. образования — воспитание эфебов — предполагала прежде всего воен. и физич. упражнения, а также уроки, выступления и лекции. Заняхия проводились в гимнасии, в спец. помещении, обычно богато украшенном, — «эфебейоне»; изучались грамматика, философия и риторика, реже математика, иногда медицина. Широкая образоват. программа имела вводный характер и не была рассчитана на проф. подготовку, к-рая приобреталась в частном порядке путём изучения риторики, философии и медицины у знаменитых учителей и в наиб. известных центрах эллинистич. образования. Рим. Влияние эллинистич. воспитания в 3 в. до н. э. распространялось на Рим, к-рый стал к этому времени ведущим в воен. отношении гос-вом Средиземноморья, но находился на относительно низкой стадии культурного развития. Если у греков с древности идеалом поведения служил благородный — «богоравный» — герой, вития и воин, то «сельский Лациум» культивировал идеал независимого земледельца. Подчёркнутая верность нравам предков хранилась прежде всего в семье, влияние к-рой на воспитание ребёнка было доминирующим. Рабы и дети равно были в полном подчинении у отца семейства; авторитет и влияние матери, к-рая сама вскармливала ребёнка, были велики для него в течение всей жизни. Девочки воспитывались в семье и для семейной жизни. Мальчики получали практич. воспитание и, сопровождая отца, знакомились с кругом его обязанностей и с делами гос-ва. Обучение грамоте в нач. школе (ludus littera-rius) носило элементарный характер. Под руководством наставника (magister ludi или litterator) учились читать по «Законам 12 таблиц», наизусть заучивали нек-рые сакральные формулы. В 15—16 лет юноши надевали мужскую гогу, занимались под руководством оратора практич. изучением гражд. права и в течение года находились на воен. службе (tirocinium fori и tirocinium militiae, что соответствовало греч. эфе-бии). Первый очевидный факт греч. влияния на характер рим. образования — вольный перевод на лат. яз. «Одиссеи» Гомера, выполненный греком-вольноотпущенником Ливнем Андроником (3 в. до н. э.) для организованной им в Риме школы. С тех пор перевод «Одиссеи» в течение почти двух веков бьи осн. уч. пособием в лат. школе. Шк. преподаватель (grammaticus или literatus) и драматург Энний (кон. 3 в. до н. э.) поставил своей задачей перестроить рим. лит-ру и рим. образование по греч. образцам. В этом он был поддержан эллинофильским кружком рим. полководца Сципиона Старшего. У римлян не привились осн. составные части греч. воспитания: гим-насгика, обучение музыке, пению, танцу. Стесняясь наготы, римляне отвергали палестру и спорт, состязаниям предпочитали цирк с конными ристаниями и амфитеатр с боями гладиаторов. Усваивалось духовное богатство греков. В 168 до н. э. в Риме пергамский филолог Кратет читал лекции по лит-ре и языку. В 60-х гг. 2 в. до н. э. в Риме стали появляться грамматич. школы (scholae), где обучали греч. яз., а программа лат. школ усложнялась. Греч, и лат. школы существовали параллельно. Греки начали преподавать философию и риторику. Влияние греч. риторики сказывалось в речах рим. политиков, а влияние греч. философии в особенности усилилось после лекций (155 до н. э. в Риме) представителей трёх филос. школ Афин: академика Карнеада, перипатетика Критолая и стоика Диогена. Знатные рим. семейства нанимали для своих детей наставников из греков. Против эллинизации рим. образа жизни выступил Марк Порций Катон, сам, однако, не избежавший влияния греков: по греч. образцам написано его руководство «О земледелии». Первая высшая (риторская) школа была открыта Люцием Плотием Галлом в 93 до н. э., но через год закрылась, как учреждение, противное нравам предков. Однако «лат. риторы» продолжали свою преподавательскую деятельность. В 85 до н. э. появилась знаменитая «Риторика Гереннию», остававшаяся классич. пособием по риторике вплоть до Возрождения (в 4—15 вв. н. э. приписывалась Цицерону). Учебник отражал тенденцию римлян к созданию самостоят. традиции высш. образования, в соответствии с к-рой для риторич. разработки предлагались не вымышленные мифол. темы, а реальные факты из рим. истории с использованием лат. эквивалентов греч. терминов. Однако завершалось высш. образование по греч. образцу. Необходимость лат. уч. пособия для полного курса воспитания свободного гражданина лежала в основе деятельности учёного-энциклопедиста Марка Те-ренция Варрона, «отца рим. образованности». Его перу принадлежали «Науки» (Disciplinae; 33 до н. э.), в состав к-рых входили грамматика, риторика, диалектика, музыка, арифметика, геометрия, астрономия; медицина, архитектура (первые семь составили тривиум и квад-ривиум т. н. семи свободных искусств). В это же время в трудах Цицерона (в т. ч. в трактате «Об ораторе») разрабатывалось понятие humanitas, соответствующее греч. пайдейе. Цицерон сформулировал культурный идеал человека, соединяющего образованность философскую (как средство индивидуального совершенствования) и риторическую (как средство обществ. воздействия). Риторские школы стали укрепляться в Риме с эпохи Августа (27 до н. э. — 14 н. э.) и в 1 в. н. э. распространились по всей империи. Обучение в рим. грамматич. и риторских школах теоретически включало в себя музыку, геометрию, астрономию, но практически этим занимались мало. Зато несомненным достижением римлян были правовые школы. К 1 в. н. э. в Риме установилась 3-сте-пенная система гуманитарного обучения: школа элементарная (возраст детей 712 лет; чтение, письмо, счёт), грамматическая (12—15 лет; чтение и толкование классич. авторов) и риторская (15—18 лет; упражнения в красноречии). Хотя рим. грамматики и риторы обучали по греч. образцам, рим. традиция имела для средневековья значение самостоят. культурной традиции, гл. обр. потому, что в рим. грамматич. школах с нач. 1 в, до н. э. постепенно установился свой набор классич. авторов: в 26 до н. э. Квинт Цецилий Эпирота ввёл в шк. обиход тексты Вергилия, ещё не закончившего работу над «Энеидой» (при жизни авторов в школе изучали также соч. Овидия и Стация). Кроме того, в школе грамматиков обязательно изучали Теренция; из историков — Саллюстия. Исключит. место — как образец для подражания — занимал Цицерон. Для изучения ряда авторов (напр., Горация) уровень грамматич. школы считался недостаточным, поэтому их произведения осваивали в риторских школах. О программе риторской школы в 1в. н. э. можно судить по соч. Квинтилиана «Об образовании оратора». Первая лат. грамматика была создана в 1 в. Реммием Палемоном (не сохранилась). Среди комментариев в ср. века были популярны труды Доната, Сервия, Макробия. В 4 в. н. э. Донат составил шк. пособие по грамматике, сокращённый вариант к-рого бьи особенно распространён в ср. века. наиб. обстоятельное изложение грамматики дал в нач. 6 в. н. э. Присциан. В 1 в. н. э. рим. императоры стали осуществлять контроль за системой шк. образования. Веспасиан (правил в 69-79) начал субсидировать как римских, так и греч. грамматиков и риторов (в т. ч. Квинтилиана) из имперской казны. Тра-ян (98—117) ввёл пособие на обучение определённого числа детей несостоят. граждан. Антоний Пий (138—161) освободил грамматиков, риторов и философов от нек-рых налогов и дал ряд привилегий (право не служить в войске и др.). При этом бьии установлены ограничения: городу полагалось иметь не более 5 грамматиков и риторов. Марк Аврелий в 176 восстановил 4 филос. школы в Афинах и учредил школу риторики. Константин Великий эдиктами 321, 326 и 333 расширил привилегии учителей: им позволялось занимать судейские должности, сами они и их семейства были объявлены свободными от налогов. Юлиан Отступник (361—363) пытался удалить из школы учителей-христиан. Грациан в 376 удвоил сумму, выплачивавшуюся из гор. средств на содержание школы. В 425 Феодосии и Валентиниан окончательно утвердили гос. характер школы, запретив частное преподавание. В нач. 6 в. н. э. Юстиниан изгнал из школ учителей-язычников и в 529 закрыл языч. филос. школы в Афинах. Однако осн. элементы антич. системы образования, антич. учебники, тексты и комментарии были усвоены средневековьем, а пед. идеалы античности положены в основу педагогики гуманизма (см. Возрождение). Лит.: Бузескул В., Шк. дело у древних греков по новым данным, [Хар.], 1918; Жураковский Г. Е., Очерки по истории антич. педагогики, M.; Шеста-к он В. П., Идеи эстетич. воспитания, т. 1 — Античность. Ср. века. Возрождение, М., 1973; Бл а в а т с к а я Т. В., Из истории греч. интеллигенции эллинистич. времени, М., 1983; G w у n n A., Roman education from Cicero to Quintilian, Oxf., 1926; J a e-g er W., Paideia, Bd 1 — 3, B., 1959; K u fall er t F., Allgemeinbildung und Fachbildung in der Antike, B., 1961; Fuhrmann M., Das systematische Lehrbuch, Gott., 1960; M arr ou H., Histoire de ledu-cation dans Iantiquite, P., 1965; Clar-ke M. L., Higher education in the ancient world, Albuquerque, [1971]; Bowen J., A history of Western education, v. l, L., [1972]; Hadot I., Arts liberaux et philo-sophie dans la pensee antique, P., 1984; U k o—1 o v a V., The last of the Romans and Euro-pean culture, Moscow, [1989]. Ю. А. Щичалин.

  1. античностьот лат.u antiquus древний термин для обозначения всего что связано с грекоримской древностью по времени начиная с Гомеровской Греции примерно IX в. до н.э. и кончая паде...Античный мир. Словарь-справочник
  2. античностьантиuчность ж...Болгарско-русский словарь
  3. античностьАНТИЧНОСТЬ термин восходящий к лат. antiquitas древность старина в широком смысле слова он вполне равнозначен русскому древность чаще имеет особое употребление в том же ...Большая советская энциклопедия
  4. античностьтермин восходящий к лат. antiquitas древность старина в широком смысле слова он вполне равнозначен русскому древность чаще имеет особое употребление в том же значении д...Большая Советская энциклопедия II
  5. античностьж. mondo m antico antichit classica Итальянорусский словарь. Синонимы древность...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  6. античностьжAntike f Altertmlichkeit f древность древность...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  7. античностьантичность ж Antike f Altertmlichkeit f древностьСинонимы древность...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  8. античностьантичностьAntikeСинонимы древность...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  9. античностьж.antigedad f...Большой русско-испанский словарь
  10. античностьсущ. жен. рода только ед. ч....Большой русско-украинский словарь
  11. античностьж. lAntiquit f antiquit f о предметеem...Большой русско-французский словарь
  12. античностьж.lAntiquit f antiquit f о предмете древность...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  13. античностьот лат. antiquus древний в широком смысле слова терминравнозначный русскому древность в узком и более употребительномзначении грекоримская древность история и культура...Большой энциклопедический словарь II
  14. античностьАНТИЧНОСТЬ от лат. antiquus древний в широком смысле слова термин равнозначный русскому древность в узком и более употребительном значении грекоримская древность истор...Большой Энциклопедический словарь V
  15. античностьтермин перешедший в рус. яз. из романских и герм. яз. и восходящий к лат. В общем смысле вполне равнозначен рус. древностьem. Чаще имеет однако особое употребл. в том же ...Древний мир. Энциклопедический словарь
  16. античностьтермин перешедший в рус. яз. из романских и герм. яз. и восходящий к лат. В общем смысле вполне равнозначен рус. древность. Чаще имеет однако особое употребл. в том же зн...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  17. античностьот латинского antiquus древний в широком смысле слова древность в узком и более употребительном значении грекоримская древность история и культура Древней Греции и Древ...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  18. античностьАНТИЧНОСТЬ и ж. antique adj. strong. История и культура Древней Греции и Древнего Рима то же что античный мирem. БАС. Перед молодым поэтом обширный исторический горизонт ...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  19. античностьлат. древность старина цивилизация Древней Греции и Древнего Рима рассматриваемая как начальная эпоха исток основа европейской и современной мировой цивилизации и культ...История и теория культуры
  20. античностьлат. antiquus древний сохранившиеся ценности греч.рим. древности в особенности в обл. литры и исква крые принято считать классич. Термин А. появился в начале XVIII в. в...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  21. античностьи ж.em Древнегреческий древнеримский мир его культура. .strong Свойство по прил.em античный во знач.[Леонтий] погруженный в созерцание жизни древних в их мысль и искусс...Малый академический словарь
  22. античностьлат. Antiquus древность старина термин обозначающий искусство Древней Греции и Древнего Рима. Хронологические рамки античности охватывают историческое время от критомик...Мировая художественная культура. Словарь
  23. античностьНачальная форма Античность винительный падеж единственное число женский род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  24. античностьАНТИЧНОСТЬ от лат . antiquus древний в широком смысле слова термин равнозначный русскому древность в узком и более употребительном значении грекоримская древность истор...Новый большой англо-русский словарь II
  25. античностьантичность ж. История и культура Древней Греции и Древнего Рима античный мир. Отвлеч. сущ. по знач. прил. античный ....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  26. античностьАнтичность Античность и ист. эпоха и античность и то что относится к этой эпохе собир. свойство по прил. античный...Орфографический словарь
  27. античностьu жu Р.u Д.u Пр.u античности древность...Орфографический словарь русского языка
  28. античностьарх. ф.п. ист. антикалык.и. антиктк...Орысша-қазақша салааралық терминологиялық сөздік
  29. античностьпедагогическая мысль и воспитательная практика. Педагогическая мысль и система воспитательных институтов впервые достигли зрелых форм в Греции к в. до н.э. после длитель...Педагогический терминологический словарь
  30. античностьОрфографическая запись слова античность Ударение в слове Античность Деление слова на слоги перенос слова античность Фонетическая транскрипция слова античность [нтинаст] ...Полный фонетический разбор слов
  31. античностьАнтичность и ист. эпохаem и античность и то что относится к этой эпохе собир. свойство по прил. античныйem Синонимы древность...Русский орфографический словарь
  32. античностьЖ мн. нет . antiklik . qdim yunan v Roma dnyas v onun mdniyyti....Русско-азербайджанский словарь
  33. античностьантичность ж.iantiquity...Русско-английский словарь
  34. античностьантичность ж. antiquity античный ancient classical GraecoRoman античный мир classical antiquity античный профиль classical profile....Русско-английский словарь II
  35. античностьantiquity...Русско-английский строительный словарь
  36. античностьN...Русско-армянский словарь
  37. античностьАнтычнасць...Русско-белорусский словарь
  38. античностьантычнасць жен.i...Русско-белорусский словарь II
  39. античностьАнтиuчность ж...Русско-болгарский словарь
  40. античностьанти Синонимы древность...Русско-ивритский словарь
  41. античностьантикалы...Русско-казахский терминологический словарь «Архитектура и строительство»
  42. античностьантикалы...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  43. античностьантикалы...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  44. античностьж. античный дйн байыркы гректер алардын дйнс жана маданияты....Русско-киргизский словарь
  45. античностьgdi gfngСинонимы древность...Русско-китайский словарь
  46. античностьantk pasaule...Русско-латышский словарь
  47. античностьжAntiguidade Clssica antiguidade f древность...Русско-португальский словарь
  48. античностьантичность атиа...Русско-таджикский словарь
  49. античностьжantik a древность...Русско-турецкий словарь
  50. античностьantika antikalk...Русско-турецкий словарь по строительству и архитектуре
  51. античностьantika...Русско-чешский словарь
  52. античностьantiken.strong antiken...Русско-шведский словарь
  53. античностьAntiik...Русско-эстонский словарь
  54. античностьантичность иСинонимы древность...Русское словесное ударение
  55. античностьфранц. лат. antiquus древний совокупность проявлений греч. рим. древности в особенности в области литературы и искусства которые принято считать классич. В этом смысле ...Словарь античности
  56. античностьот лат. antiquus древний в широком смысле слова термин равнозначный русскому древность в узком и более употребительном значении грекоримская древность история и культур...Словарь по истории психологии
  57. античностьантичность древность Словарь русских синонимов. античность см. древность Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М. Русский язык.З. Е. Александрова. а...Словарь синонимов II
  58. античностьантичность древность...Словарь синонимов
  59. античностьфр. antiquit англ. antiquity нем. Antike термин перешедший в рус. яз. из романских и герм. языков и восходящий к лат. antiquitas древность старина. В общем смысле вполн...Советская историческая энциклопедия
  60. античностьАНТИЧНОСТЬ от латинского antiquus древний в широком смысле слова древность в узком и более употребительном значении грекоримская древность история и культура Древней Гр...Современная энциклопедия
  61. античностьАНТИЧНОСТЬ от лат . antiquus древний в широком смысле слова термин равнозначный русскому древность в узком и более употребительном значении грекоримская древность истор...Современный энциклопедический словарь
  62. античностьВпечатление от прочитанных книг и увиденных фильмов по истории античности вызвавшие в вашем воображении картины события или предметы давно минувшей эпохи это свидетельст...Сонник от А до Я
  63. античностькультура Древней Греции и Рима примерно VII в. до н. э. IV в. н. э. в архитектуре периода А. была создана ордерная система введены арка и свод сформировано здание как ед...Строительный словарь
  64. античностьАНТИЧНОСТЬ культура Древней Греции и Рима примерно VII в. до н. э. IV в. н. э. в архитектуре периода А. была создана ордерная система введены арка и свод сформировано з...Терминологический словарь по строительству на 12 языках
  65. античностьАНТИЧНОСТЬ и ж. Древний греков римский мир и его культура....Толковый словарь Ожегова
  66. античностьАНТИЧНОСТЬ античности мн. нет ж. . Грекоримский мир его культура. . Отвлеч. сущ. к античный. Античность позы....Толковый словарь русского языка II
  67. античностьантичность античность и ж. Древний грекоримский мир и его культура....Толковый словарь русского языка II
  68. античностьАНТИЧНОСТЬ и ж. Древний греков римский мир и его культура....Толковый словарь русского языка
  69. античностьУдарение в слове АнтичностьУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове Античность...Ударение и правописание
  70. античностьRzeczownik античность f antyczno wiat antyczny...Универсальный русско-польский словарь
  71. античностьЭлементы античной архитектуры одежды или быта известные вам из литературы или кино являясь во сне свидетельствуют о вашей подсознательной тяге к более насыщенной событиям...Универсальный семейный сонник
  72. античностьАНТИЧНОСТЬ от лат. antiquus древнийэпоха классической грекорим. древности. См. также Греческая философия. em dd Философский энциклопедический словарь. древность...Философская энциклопедия
  73. античностьот лат. antiquus древний эпоха классической грекорим. древности. См. также Греческая философия ....Философский энциклопедический словарь II
  74. античностьТитан Тит Тис Тина Тать Танс Танин Таить Таис Стонать Стон Стать Статично Стат Станнит Стан Сочить Соч Сонин Сонант Сон Сито Сион Синь Синто Син Сати Сант Санин Сани Сан ...Электронный словарь анаграмм русского языка
  75. античностьАнтичность от лат.em anticus древний в широком смысле слова термин равнозначный русскому древность в узком и более употребительном значении культурноисторическая эпоха...Энциклопедия культурологии