Российская педагогическая энциклопедия

АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

(от лат. activus — деятельный), деятельное отношение человека к миру, способность человека производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения обществ.-ист. опыта человечества; проявляется в творч. деятельности, волевых актах, общении. Интегральная характеристика А. л. — активная жизненная позиция человека, выражающаяся в его принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела. В А. л. воплощаются присущие человеку нравств. ценности, к-рые определяют характер его поведения. Активные действия могут преследовать гуманистич. и антигуманистич. цели, иметь общественно полезную и асоциальную направленность. Определяющее моральное основание А. л. — непримиримость ко всем проявлениям зла. Возможность актлвности зависит от степени гражд. свободы человека, наличия в обществе правовых гарантий для инициативы и самодеятельности. В психологии А. л., обусловленная внутр. побуждениями человека, рассматривается в противопоставлении реактивности — поведению, зависящему гл. обр. от внешних воздействий и «подстраивающемуся» под заданные условия. В практике обучения и воспитания нередко встречается недооценка А. л.: послушный, исполнительный ребёнок оценивается родителями и педагогами выше, чем ищущий, заинтересованный, «нестандартный». В пед. практике ещё не изжито представление о том, что обучение предусматривает усвоение учащимися задаваемого материала и своевременное (на опросе, экзамене) воспроизведение сведений и отработанных действий, что обществ. поведение учеников должно состоять в добросовестном выполнении поручений. Результаты такого подхода впоследствии сказываются негативно. Не привыкшие к активному поиску решений познават. задач, учащиеся оказываются в тупике, когда следует отойти от усвоенных шаблонов решения. Этим, в частности, объясняются столь нередкие неудачи отличников на вступит, экзаменах в вузах, когда условия экзаменац. задач, хотя и построенных только на материале шк. программы, Tpej буют нестандартного подхода к решению. В сфере социальной жизни и обществ. сознания привычка автоматически следовать руководящим указаниям порождает, с одной стороны, конформизм и приспособленчество, с другой — безверие и цинизм. В основе науч.-техн. и социального прогресса лежит А. л., что предъявляет специфич. требования к обучению и воспитанию. В обучении существенная роль принадлежит его мотивации, имеющей разные уровни активности. Активность воспроизведения характеризуется стремлением ученика понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами их применения по образцу. Активность интерпретации связана с желанием ученика постичь смысл изучаемого, установить связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в изменённых условиях. Творческая активность предполагает стремление ученика к теоретич. осмыслению знаний, самостоят. поиску решения проблем, проявление познават. интересов. Стимулирование творческой А. л. требует от педагогов создания таких условий обучения, к-рые вызывают интерес к учению, потребность в знаниях и в конечном итоге сознательное их усвоение. Воспитание А. л. в процессе организации межличностных отношений и обществ. поведения школьников происходит тогда, когда они побуждаются не инструкциями, а сформированными внутр. мотивами. Педагогически продуманное поощрение инициативы и находчивости, столь свойственных детям и подросткам, способно привести к перерастанию рутинных мероприятий в праздники творчества и самовыражения. Формальный актив класса лишь в том случае способен выполнить воспитат. роль лидера, когда он состоит из действительно активных детей и подростков, а не просто добросовестных учеников, к-рые, возможно, и устраивают педагога, но могут не пользоваться авторитетом у товарищей (см. Лидерство). Педагогу важно организовать практику массовых поручений, сменяемость руководства в первичных коллективах учащихся. Это содействует пробуждению подлинной самостоятельности и обществ. активности, когда каждый ученик принимает сознат. участие в жизни коллектива. Особую роль играет личный пример учителя как организатора и активного гражданина.

  1. активность личностиспособность производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры. Проявляется в творчестве волевых актах ...Словарь практического психолога
  2. активность личности[от лат. activus деятельный] форма проявления активности выражающаяся в волевых актах и личностном самоопределении и обусловленная представлением о себе самом как о суб...Азбука социального психолога-практика
  3. активность личностив отечественной психологии фактически рассматривалась как ее направленность как проявление идущей от личности детерминации как инициатива. Термин был несколько дескредити...Акмеологический словарь
  4. активность личностиформа проявления активности детерминированная образом себя как причины событий которые могли или должны были бы состояться в мире. А. л. обнаруживает себя в волевых актах...Большая психологическая энциклопедия
  5. активность личностиот лат. аctivus деятельный деятельное отношение личности к миру способность производить общественнозначимые преобразования материальной и духовной среды на основе освое...Методическое обеспечение по учебной дисциплине «Педагогические технологии»
  6. активность личностип.п. тла белсендлг...Орысша-қазақша салааралық терминологиялық сөздік
  7. активность личностиэто интегральное качество личности проявляющееся как инициативное и деятельностное отношение к жизни деятельности людям и их проблемам. Это стремление и способность челов...Основы духовной культуры
  8. активность личностиот лат. activus деятельный деятельное отношение личности к миру способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоен...Педагогический словарь
  9. активность личностиот лат.u activus деятельный действенный практический деятельное отношение человека к миру способность производить общественно значимые преобразования материальной и дух...Педагогический терминологический словарь
  10. активность личностивид активности социальной и психической интенсивность направленности личности на определенную деятельность наиболее отчетливо проявляется в характере....Прикладные аспекты современной психологии
  11. активность личности[лат. activus деятельный] форма проявления активности детерминированная образом себя как причины событий которые могли или должны были бы состояться в мире. А. л. обнар...Психологический лексикон
  12. активность личностиспособность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры проявляющаяся в творчестве воле...Психомоторика словарь-справочник
  13. активность личностидеятельное отношение личности к миру способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта чело...Словарик координатора детского движения
  14. активность личностиспособность производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры проявляющаяся в творчестве волевых актах...Словарь по педагогической антропологии
  15. активность личностиспособность человека производить общественнозначимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры проявляющаяся в творчестве волев...Словарь по профориентации и психологической поддержке
  16. активность личностиинтенсивность направленности личности на определенную деятельность [ c. ]....Современный образовательный процесс
  17. активность личностиот лат. activus деятельный деятельное отношение личности к миру способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе осво...Творчество. Краткий педагогический словарь
  18. активность личностидеятельностное отношение человека к миру его способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды проявляется в творческой деятельнос...Терминологический словарь. Педагогические технологии