Российская педагогическая энциклопедия

АВТОРИТАРНОЕ ВОСПИТАНИЕ

воспитат. концепция, предусматривающая подчинение воспитанника воле воспитателя. Подавляя инициативу и самостоятельность, А. в. препятствует развитию активности детей, их индивидуальности, ведёт к возникновению конфронтации между воспитателем и воспитанниками. А. в. преобладает в условиях господства авторитарных, тоталитарных форм правления и полит. режима. Выступления против А. в. начались в эпоху перехода от средневековья к новому времени (см. Возрождение). В 18 в. в противовес А. в. Ж. Ж. Руссо выдвинул концепцию естественного воспитания, основанную на идее естеств. права человека на свободу и свободное развитие. В России в 18 в. противниками А. в. были И. И. Бецкой, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев. Для рус. демократов 19 в. (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев) выступления против авторитаризма в воспитании явились органич. частью их борьбы против крепостничества, за воспитание граждан, стремившихся к освобождению народа. Элементы А. в. характерны для ряда педагогических систем. В системе «воспитания джентльмена» Дж. Локка А. в. господствует до тех пор, пока у ребёнка не сформирована самостоят. воля. В теории Гербарта на авторитарном подходе построен раздел «управление», где трактуются пути и средства подавления «дикой резвости» ребёнка. В 20 в. идеи А. в. получили широкое распространение в странах с фаш. режимами, культом «вождизма» и «избранности» отд. рас и народов. В СССР распространению А. в. способствовала обстановка культа личности и утверждение авторитарно-бюрократич. формы управления гос-вом. Крупные сов. педагоги Н. К. Крупская, С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский и др. выступали против А. в. А. С. Макаренко характеризовал «авторитет подавления» как «самый страшный сорт авторитета». Совр. движение педагогов-новаторов противопоставляет А. в. педагогику сотрудничества. Лит.: Добролюбов Н. А., О значении авторитета в воспитании, Избр. пед, соч., М., 1986; Макаренко А. С., Лекции о воспитании детей, Пед. соч., т. 4, М., 1984. А. И. Пискунов.

  1. авторитарное воспитаниеот лат. auctoritas власть влияние воспитательная концепция предусматривающая подчинение воспитанника воле воспитателя. Аггравация от лат. aggravatio отягощение утяжеле...Коррекционная педагогика и специальная психология
  2. авторитарное воспитаниеот лат. auctoritas власть влияние воспитательная концепция предусматривающая подчинение воспитанника воле воспитателя. Аггравация от лат. aggravatio отягощение утяжеле...Коррекционная педагогика и специальная психология
  3. авторитарное воспитаниеп.п. ктемшл трбие...Орысша-қазақша салааралық терминологиялық сөздік
  4. авторитарное воспитаниеэто система педагогических мероприятий цель и основные методы которых направлены на подчинение воспитанника какойлибо идеологической и политической идее воле воспитателя ...Основы духовной культуры
  5. авторитарное воспитаниевоспитательная концепция предусматривающая подчинение воспитанника воле воспитателя. Подавляя инициативу и самостоятельность А. в. препятствует развитию активности детей ...Педагогический словарь
  6. авторитарное воспитаниепедагогическая концепция согласно которой воспитательные отношения строятся на беспрекословном авторитете воспитателя и подчинении воспитанника его воле. Подавляя инициат...Педагогический терминологический словарь
  7. авторитарное воспитаниевоспитание основанное исключительно на слепом признании авторитета и предусматривающее беспрекословное подчинение воспитанников воспитателям концепция предусматривающая ...Профессиональное образование
  8. авторитарное воспитаниетип воспитания в рамках которого определенная идеология принимается в качестве единственной истины во взаимоотношениях между людьми. Доминирующий методы этого типа воспит...Словарь-справочник по философии