Россия в войнах XVIII и XIX вв

ВЫБОРГСКОЕ МОРСКОЕ СРАЖЕНИЕ. 1790 Г.


Морское сражение при Выборге 22 июня 1790 года. Художник И. К. Айвазовский. 1846 г.

Выборгское морское сражение, сражение между русским и шведским флотами, произошедшее 22 июня (3 июля) 1790 г. Оно стало одним из ключевых событий Русско-шведской войны 1788–1790 гг., крупнейшим морским сражением на Балтике и одним из крупнейших сражений морской истории XVIII в. Результаты этого сражения определили исход борьбы за преобладание на Балтийском море, которое почти на столетие сохранялось за Россией.

Для более полного понимания военно-политического успеха, достигнутого российским флотом в Выборгском сражении, следует отдельно упомянуть о планах шведского командования на кампанию 1790 г. Этим планом предполагалась высадка десанта на восточном побережье Финского залива с последующим наступлением на Санкт-Петербург. Для его достижения шведскому флоту ставилась задача уничтожения по частям ревельскую и кронштадтскую эскадры. Однако в ходе Ревельского боя 2 (13) мая и Красногорского сражения 23–24 мая (3–4 июня) шведы потерпели неудачу.


Шведский король Карл XIII
(в 1790 г. герцог Карл
Зюдерманландский).
Художник Карл
Фредрик фон Бреда
После Красногорского сражения шведский флот (22 линейных корабля, 13 фрегатов, более 200 гребных и др. судов) под командованием генерал-адмирала герцога Карла Зюдерманландского (в последствии король Карл XIII) был блокирован в Выборгском заливе русским флотом (30 линейных кораблей, 16 фрегатов, 2 бомбардирских корабля, 162 гребных и др. судов) под командованием адмирала В. Я. Чичагова.

В самом начале блокады, имея полуторное превосходство в количестве орудий и трехдечные корабли, которых не было у шведов, В. Я. Чичагов не проявил должной решительности, чтобы разгромить деморализованного, скученного в заливе противника. За все время блокады (около месяца) он ограничивался действиями только отдельных отрядов.

Адмирал В. Я. Чичагов.
Неизвестный художник.

Оказавшись в западне, и не имея возможности частными наступательными действиями ослабить блокаду, шведы решили идти на прорыв. В 2 ч ночи 22 июня (3 июля) 80 шведских канонерских лодок совершили отвлекающий маневр, провели демонстративную атаку на отряд капитана генерал-майорского ранга П. И. Лежнева, прикрывающего проход между островами Пейсар и Ронд. А в 6 ч шведский флот снялся с якоря и направился к северному проходу, блокаду которого осуществляли 2 отряда.

Адмирал Чичагов, ожидая атаки противника на свои главные силы, отдал приказ встать на шпринг (на якоря бортом к противнику) и приготовиться к бою. Однако передовые шведские корабли обогнули банку Сальвор и направились между двумя русскими кораблями, которые не смогли их сдержать. Авангард шведских сил, прорвавшись в море, повел за собой остальные силы. Русские корабли отрядов контр-адмиралов И.А. Повалишина и П. И. Ханыкова более полутора часов вели тяжелый бой. Главные силы русского флота во главе с Чичаговым в это время находились на удалении от района прорыва.

Только в 9-м часу Чичагов направил арьергард, а в 9 ч 30 мин кордебаталию в погоню за уходящими кораблями противника. Тем не менее, прорвавшийся шведский флот в условиях стесненного района получил серьезные повреждения, что обернулось для него тяжелыми потерями. Так 74-пушечный корабль «Enigheten», собираясь пустить брандер на русский корабль, преждевременно дал ход, и уже горящий брандер сцепился с самим шведским кораблем. Пытаясь уклониться от него, «Enigheten» столкнулся со фрегатом «Zemire», в результате чего оба загорелись и вскоре взорвались.


Схема Выборгского морского сражения 22 июня (3 июля) 1790 г.

Поврежденный 64-пушечный корабль «Omheten» вышел из строя и под огнем фрегатов Ханыкова сел на мель и затем сдался вместе со шхуной и тремя галерами. Другой 64-пушечный корабль наскочил на камни и затонул. На мель сели сразу три шведских корабля и два фрегата, которые спустили флаги. На королевской шлюпке был сбит штандарт короля Густава III и стал трофеем русских моряков. Сам король избежал участи быть плененным. В ходе погони были потоплены более десятка мелких судов и были пленены еще два линейных корабля.

Всего в сражении шведы потеряли свыше 7 тыс. человек погибшими и пленными, 7 линейных кораблей, 3 фрегата и 54 других судна. Потери русского флота составили около 280 человек убитыми и ранеными. Потерь в кораблях и судах не было.

Важнейшим результатом Выборгского сражения явился окончательный крах наступательных планов шведского короля, проигрыш противником всей кампании 1790 г. и войны в целом. Победа в Выборгском сражении увенчала многолетнюю борьбу России со Швецией за преобладание на Балтийском море.

За одержанную победу адмиралу В. Я. Чичагову был пожалован орден Св. Георги 1-й степени (единственный моряк в истории награждения этим орденом). Контр-адмирал И. А. Повалишин был награжден орденом Св. Георгия 2-й степени и произведен в следующий чин, контр-адмирала П. И. Ханыкова наградили орденом Св. Георгия 3-й степени и золотой шпагой с надписью «За храбрость», капитан генерал-майорского ранга П. И. Лежнев получил орден Св. Владимира 2-й степени,

Известный британский военно-морской историк и теоретик Фред Джейн, основатель знаменитоко ежегодного справочника «Боевые корабли», в свое время назвал Выборгское сражение «Трафальгаром Балтики». Сравнение вполне уместное если принять во внимание, что в сражении с обеих сторон участвовалои до пятисот различных судов, в том числе 22 шведских и 30 русских линейных кораблей, а при Трафальгаре в 1805 г. 27 английских линейных кораблей атаковали 18 французских и 15 испанских. Тем не менее, это сражение оставалось как бы в тени нашей военно-морской истории, ввиду того, что в нем не было каких-либо показательных примеров новаторства в морской тактике.

Материал подготовлен в Научно-исследовательском
институте военной истории Военной академии
Генерального штаба ВС РФ