Россия. Лингвострановедческий словарь

СЛАВЯНОФИЛЫ

Сторонники и последователиславянофильства— направления в русской философской и общественной мысли 40-х–60-х гг. ХIХ в. Выступали за признание принципиально отличного от западноевропейского пути развития России, утверждали самобытность ее духа и исключительность ее исторического предназначения, отстаивали идею единства и уникальности славянского мира.

Славянофильство, как и противостоящее емузападничество, возникло в атмосфере споров об исторической судьбе и идентичности России, которые разгорелись в стране после публикации в 1836 г. первого, «философического письма»П.Я. Чаадаева, который утверждал, что, обособившись от католического Запада,русскиеошиблись насчет настоящего духа христианской религии, хотя и подчинились ее закону: Россия не собрала всех плодов христианства — достижений науки, культуры, цивилизации. Чтобы достичь успехов, подобных европейским, Россия должна была, по Чаадаеву, принять социально-преобразовательные идеи католицизма и пройти все этапы европейской истории, а не просто подражать Западу. С этими идеями горячо спорилиВ.А. Жуковский,Е.А. Баратынский,П.А. Вяземский,А.С. Пушкин, а императорНиколай Iвысочайше объявил Чаадаева сумасшедшим. Со временем взгляды философа изменились кардинально — он признал благотворное влияниеправославияна дух и душу русского народа, а прогресс и предназначение России увидел в заботе об интересах человечества. Таким образом, идеи Чаадаева стимулировали развитие в России как западнических, так и славянофильских концепций истории России.
Оформление славянофильства как философского направления связывают с опубликованием статьи поэта и публицистаА.С.Хомякова«О старом и новом» (1839 г.) и ответной статьи критика и публициста И.Е. Киреевского «В ответ Хомякову» (1839 г.). Авторы этих статей и считаются основоположниками славянофильства. Их единомышленниками с самого начала были фольклорист и археограф П.В. Киреевский и общественный деятель и издатель А.И. Кошелев. Затем в круг славянофилов вошли сыновья писателяС.Т. Аксакова— историк и поэт К.С. Аксаков и публицист и общественный деятель И.С. Аксаков, а также философ Ю.Ф. Самарин и др. Близкими к славянофилам были: историк и писатель М.П. Погодин; филолог академик С.П. Шевырев и поэт Н.М. Языков.
Философские взгляды славянофилов восходят к учению Отцов Церкви (греческой) и к немецкому классическому идеализму (Ф.М. Шеллинг). Свою цель славянофилы видели в том, чтобы обосновать идею самобытности российского общества, специфичности его исторического развития. Самобытность русского пути связывали с православием как с единственной, по их мнению, истинно христианской религией, так как именно православие смогло сохранить и развить в российском обществе соборное начало (собор) как религиозное и социальное единение людей, основанное на христианской любви. Этот добровольный коллективизм как духовная свобода и как братство людей во Христе помогает понять сущность человека и познать истину. «Живую цельность» православия славянофилы противопоставляли «авторитаризму» католичества и «индивидуализму» протестантства.
«Русскуюсоборность»связывали не только с церковной идеей, но и с национальными формами социально-производственной деятельности русских — с крестьянской (см.крестьянин) общиной, с артелью и т. д. — то есть с коллективным трудом. Именно соборность, по мнению славянофилов, позволяет русскому человеку сохранить тот целостный дух, который неотделим от веры и способен обеспечить истинное познание. В утрате индивидуумом целостности славянофилы видели кризис западноевропейской цивилизации. Идеальным им представлялось государственное и общественное устройство допетровскойРуси. РеформыПетра Iславянофилы не одобряли. Выступая за сохранение и укрепление монархического правления в России, они считали монархию, дополненную созывом Земского собора, единственной необходимой и возможной в России формой правления.
Славянофилы были сторонниками отменыкрепостного правав России с помощью реформ «сверху». Некоторые из них принимали непосредственное участие в комиссиях по подготовке реформАлександра II. После освобождения крестьян в1861 г. славянофильство как самостоятельное течение постепенно прекращает свое существование. Под его влиянием складываются близкие ему по идеям «почвенничество» и позднее (со второй половины ХIХ в.) — панславизм, противопоставлявший Западной Европе уже не только Россию, но весь славянский мир. К началу XX в. национально-патриархальная идеология славянофильства окончательно теряет свое значение. Но соборно-религиозные идеи славянофилов продолжают жить в религиозном варианте «русской идеи», выдвинутой философом и историкомВ.С. Соловьевым. Особую роль славянофильские идеи сыграли в развитии отечественной филологии, истории, этнографии, фольклористики.
В советскую (см.Советский Союз) эпоху, на фоне действительно уникального исторического пути России в это время, споры славянофилов и западников внутри страны теряли смысл. За пределамиСССРнекоторые идеи славянофильства в 20-е–30-е гг. XX в. оживают в концепцияхевразийства, утверждавшего, что русские люди и «Российский мир» — не суть ни европейцы, ни азиаты, но евразийцы (Н.С. Трубецкой), что все народы и все культуры равноценны, что именно своеобразие культуры есть ее основная ценность.
В постперестроечной (постсоветской) России (см.перестройка) проблемы, разделявшие славянофилов и западников, вновь стали актуальными. Современные славянофилы, как и их исторические предшественники, связывают специфику исторического развития России и ее обновление с развитием духовных, в первую очередь религиозных, и нравственных начал. Именно эти начала были, по их мнению, деформированы в годысоветской власти. В классической славянофильской триаде «самодержавие — православие — народность» современные сторонники этих идей делают основной упор на православии. Эта тенденция совпадает с объективными процессами возрождения религиозной жизни, в том числе и православной, в современной России. Но эта же тенденция стимулирует дискуссии славянофилов с современными западниками, которые выступают за более интенсивное вхождение России в систему международных правовых, экономических отношений западного образца.
В русской литературе идеи славянофилов наиболее ярко выражены в стихотворенииФ.И. Тютчева:Умом Россию не понять,Аршином общим не измерить:У ней особенная стать —В Россию можно только верить.
В советской культуре (литературе) предперестроечных (см.перестройка) десятилетий национально-патриархальные идеалы славянофилов своеобразно отразились в произведениях так называемой «деревенской прозы» советских писателей —В.И. Белова,Ф.А. Абрамова,В.Г. Распутина.
А.С. Хомяков. Автопортрет. 1830-е гг.:

Портрет И.В. Киреевского. Неизвестный художник. 1830-е гг.:

  1. славянофилыЗАПАДНИКИ СЛАВЯНОФИЛЫ И ПОЧВЕННИКИ см.также ПАТРИОТИЗМ РОССИЯ РУССКИЕ Я западник и потому националист. Я западник и потому государственник. Петр Струве Чужой западное...Англо-русский словарь афоризмов, русские афоризмы
  2. славянофилыСЛАВЯНОФИЛЫ представители одного из направлений русской обществ. и филос. мысли х гг. в. славянофильства выступившие с обоснованием самобытного пути ист. развития России...Большая советская энциклопедия
  3. славянофилыпредставители одного из направлений русской общественой и философской мысли х гг. в. славянофильства выступившие с обоснованием самобытного пути исторического развития ...Большая Советская энциклопедия II
  4. славянофилыпредставители одного из направлений русской общественноймысли х гг. в. выступали с обоснованием особого отличного отзападноевропейского пути исторического развития Росси...Большой энциклопедический словарь II
  5. славянофилыСЛАВЯНОФИЛЫ представители одного из направлений русской общественной мысли х гг. в. выступали с обоснованием особого отличного от западноевропейского пути исторического ...Большой энциклопедический словарь III
  6. славянофилыСЛАВЯНОФИЛЫ представители одного из направлений русской общественной мысли х гг. в. выступали с обоснованием особого отличного от западноевропейского пути исторического...Большой Энциклопедический словарь V
  7. славянофилыобщественно политическое течение выступавшее за самобытный путь России основанный на православии общине. Считали что самодержавие должно опираться при управлении госуда...Глоссарий исторических терминов
  8. славянофилыпредставители одного из направлений русской общественной мысли х гг. в. Выступали с обоснованием особого отличного от западноевропейского пути исторического развития Р...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  9. славянофилысторонники одного из наиболее влиятельных идейных течений в русской общественной мысли гг. XIX в. славянофильства обосновавшего необходимость развития России по самобытн...Краткий исторический словарь II
  10. славянофилыкорень СЛАВЯН соединительная гласная О корень ФИЛ окончание Ы Основа слова СЛАВЯНОФИЛВычисленный способ образования слова Сложение основ СЛАВЯН соединительная гласна...Морфемный разбор слова по составу
  11. славянофилыславянофилы представители одного из направлений русской общественной мысли обосновывавшие особый путь исторического развития России отличный от Западной Европы. Идеализир...Москва (энциклопедия)
  12. славянофилыпредставители одного из направлений русской общественной мысли х гг. в. выступали с обоснованием особого отличного от западноевропейского пути исторического развития Рос...Политическая наука - Словарь-справочник
  13. славянофилыСлавянофилы представители одного из направлений русской общественной мысли х гг. в. выступали с обоснованием особого отличного от западноевропейского пути исторического ...Политология. Словарь.
  14. славянофилыСЛАВЯНОФИЛЫ представители одного из направлений русской общественной мысли х гг. в. выступали с обоснованием особого отличного от западноевропейского пути исторического ...Русская энциклопедия
  15. славянофилырусские общественные деятели и выразители идей Святой Руси сыгравшие большую роль в развитии русского национального сознания и формировании национальнопатриотической идео...Святая Русь - энциклопедический словарь
  16. славянофилыСЛАВЯНОФИЛЫ представители национальной самобытности в России особого мировоззрения развившегося в х годах на почве исторических условий и общеевропейских философских теор...Словарь иностранных слов русского языка
  17. славянофилыпредставители одного из направлений в русской общественной и философской мысли х гг. XIX в. выступали с обоснованием особого отличного от западноевропейского пути историч...Словарь исторических терминов
  18. славянофилыпредставители одного из направлений рус. общ. мысли сер. XIX в. выступали за принципиально отличный от западноевропейского путь России на основе как они считали ее изнача...Словарь-справочник по философии
  19. славянофилыпредставители одного из направлений рус. обществ. мысли сер. в. славянофильства выступившего впервые в виде целостной системы взглядов в . Обосновывали и утверждали осо...Советская историческая энциклопедия
  20. славянофилыпредставители одного из направлений рус. обществ. и филос. мысли х гг. в. выступившие с обоснованием самобытного пути историч. развития России принципиально отличного от...Советский философский словарь
  21. славянофилыСЛАВЯНОФИЛЫ представители одного из направлений русской общественной мысли х гг. в. Выступали с обоснованием особого отличного от западноевропейского пути историческог...Современная энциклопедия
  22. славянофилыСЛАВЯНОФИЛЫ представители одного из направлений русской общественной мысли х гг. в. выступали с обоснованием особого отличного от западноевропейского пути исторического ...Современный энциклопедический словарь
  23. славянофилыпредставители политически консервативного философскоидеалистического течения русской общественной мысли XIX века стремившиеся обосновать и доказать необходимость особого ...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  24. славянофилытечение в русской общественной мысли противоположное западничеству. Основатели А. С. Хомяков. Славянофилы были консерваторами и сторонниками укрепления и развития самобы...Философия политики
  25. славянофилыфилософскорелигиозное направление русской мысли х гг. XIX в. представители которого отстаивали необходимость самобытного социальнокультурного и духовного развития России ...Философия. Словарь по обществознанию
  26. славянофилыСЛАВЯНОФИЛЫ направление рус. общественной мысли и философии х гг. представители которого протестовали против односторонней подражательности Западу и поставили своей зада...Философская энциклопедия
  27. славянофилыпредставители идеалистич. течения рус. обществ. мысли сер. в. обосновывавшие необходимость развития России по особому в сравнении с зап.европейским пути. Это обоснование...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  28. славянофилыпредставители идеалистического философского течения в рус. мысли в. стремившиеся обосновать необходимость особого по сравнению с западноевропейским пути развития России....Философский энциклопедический словарь
  29. славянофилыСЛАВЯНОФИЛЫ представители одного из направлений русской общественной мысли х гг. в. выступали с обоснованием особого отличного от западноевропейского пути исторического...Энциклопедический словарь естествознания
  30. славянофилыпредставители одного из направлении русской общественной мысли х гг. в. выступали с обоснованием особого отличного от западноевропейского пути исторического развития Рос...Энциклопедия История отечества
  31. славянофилыпредставители одного из направлении русской общественной мысли х гг. в. выступали с обоснованием особого отличного от западноевропейского пути исторического развития Рос...Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия
  32. славянофилыСлавянофилы представители одного из направлений русской общественной мысли середины ХIХ в. выступали за принципиально отличный от западноевропейского путь развития России...Энциклопедия культурологии