Россия. Лингвострановедческий словарь

ДВЕНАДЦАТЬ СТУЛЬЕВ

РоманИ. Ильфа и Е. Петрова, входящий в дилогию «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок». Романы были написаны соответственно в 1927–1928 и в 1930–1931 гг. Публикация романа «Двенадцать стульев» началась в 1928 г. в журнале «30 дней». Три года спустя в том же журнале началась публикация второй части дилогии — романа «Золотой телёнок». За истекшие три года мало известные сотрудники газеты «Гудок» И. Ильф и Е. Петров стали одними из самых популярных писателейСоветского Союза, а их первый роман — классикой советской литературы.

Действие романа «Двенадцать стульев» происходит в те же годы, когда писался роман, в периодНЭПа. Оно начинается в одном из провинциальных городов средней полосы России, потом перемещается в Крым.
Главный герой романа —Остап Бендер— авантюрист, человек, который использует множество известных ему «честных» способов присвоения чужих денег. Остальные герои романа — это и вечные типы разнообразных жуликов и мошенников, и персонажи, появившиеся именно в первые годысоветской власти, — зажиточные в прошлом дворяне (см.дворянин) и мещане (см.мещанин), надеющиеся на реставрацию монархии в России, бездарные «деятели» искусства, выдающие халтуру за революционное искусство масс, и мещанка Эллочка, владеющая лексиконом из тридцати слов.
Сюжет романа «Двенадцать стульев» — история двух жуликов (Остапа Бендера и Ипполита Матвеевича Воробьянинова), которые ищут бриллианты, зашитые в обивку одного из двенадцати стульев гарнитура умершей тещи Воробьянинова. Этот прием позволил авторам провести персонажей через множество организаций, ситуаций, познакомить с разными людьми, сатирически изображая при этом картины жизни страны в конце 20-х годов XX в.
Роман кончается тем, что Остапу Бендеру перерезал горло его компаньон, надеявшийся получить себе все бриллианты, но вскоре узнавший, что драгоценности давно найдены и на них построен клуб для рабочих (см.рабочий).
Однако Остап Бендер выжил и предстал перед читателями на страницах нового романа «Золотой теленок».В этой части дилогии Остап охотится за деньгами подпольного миллионера Александра Ивановича Корейко, нелепость положения которого была в том, что сохранить свои деньги он мог, лишь скрывая богатство и, следовательно, не делая сколько-нибудь крупных приобретений, любое из которых могло вызвать подозрение советской власти.
В последних главах «Золотого теленка» Бендер все-таки становится богатым. Но оказывается, что в условиях советского общества обладание миллионом само по себе не только не открывает неограниченных возможностей, не только не дает права на уважение или преклонение, но, наоборот, то и дело ставит «счастливого» обладателя капитала в положение глупое и смешное. В финале романа Бендер, обвешанный золотыми часами, орденами и портсигарами, с золотым блюдом на груди, пытается добраться до Рио-де-Жанейро, но попадает в руки грабителей и остается ни с чем.
Романы Ильфа и Петрова, отличающиеся афористичностью языка, остроумием, занимательностью сюжета и умной сатирой, — одни из самых любимых читателями произведений советской литературы.
Литературоведами эти произведения оценивались по-разному. Одни видели в них злую сатиру на советский строй, другие — наоборот, насмешку над теми, кто в условиях победившей советской власти надеялся на реставрацию монархии. Однако и те, и другие отдавали должное таланту авторов, обогативших русскую литературу XX в. еще одним шедевром.
Романы до сих пор постоянно переиздаются, входят в школьные (см.школа) программы по литературе, переводятся на иностранные языки. Характеры героев и коллизии их взаимоотношений с властью не теряют своей актуальности и сегодня.
«Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» несколько раз экранизировались, в том числе известными режиссерамиМ.А. Швейцером(1968 г.),Л.И. Гайдаем(1971 г.),М.А. Захаровым(1976 г.).
Стали крылатыми словами многие высказывания авторов и героев романа, например:Лед тронулся, господа присяжные заседатели!(так говорят, когда начались какие-либо долгожданные события);Может быть, тебе дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?(ответ человеку, требующему слишком многого);Командовать парадом буду я!(несколько ироничное принятие на себя функций руководителя);Автомобиль не роскошь, а средство передвижения;Мы чужие на этом празднике жизни;Нет, это не Рио-де-Жанейро;С таким счастьем — и на свободе.
И. Ильф и Е. Петров. Фотография 1932 г.:

Кадр из фильма «Двенадцать стульев» (1976 г.). Остап Бендер — А. Миронов: