Религии народов современной России

ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ

— это праздник правосл. общины, члены к-рой объединяются вокруг какогото одного правосл. храма. Типичны факты празднования часовенных праздников в качве престольных, особенно если часовня построена на месте явленной иконы. Престольными с течением времени становились и обетные («обещанные», «заветные») праздники. Уже сами названия храмовые, престольные говорят о том, что эти праздники отмечаются в дни памяти тех св. угодников правосл. церкви, в честь к-рых возведен храм или часовня. Название храму дает его главный престол. В церк. традиции престол как бы являет собой «небесное место селения Господа Вседержителя» и одновременно Гроб Христов, т. к. на нем возлежит плащаница и совершается таинство евхаристии. По названиям гл. престола и боковых приделов храма именуются и П. п. Из них ок. трети соотнесены с осн. догматами христ-ва: П. п. Воскресенские, Троицкие, Спасские. Эти праздники были и остаются самыми почитаемыми в русском народе. Такая же характеристика относится к П. п. и просто праздничным дням во имя Богородицы. Примерно ок. трети правосл. храмов освящены, и соответственно прихожане празднуют П. п. во имя Богородицы; из них больше всего посвящено Успению, затем Покрову, далее Благовещению и Рождеству Пресвятой Богородицы. Популярны в народе и П. п. в честь Богородичных икон, особенно иконы Казанской Божьей Матери. Остальные П. п. чаще всего соотносятся с архангельскими чинами (как правило, во имя архангела Михаила Михайлов день), пророками (чаще всего Ильи-пророка Ильин день), в честь апостолов (как правило, ап. Петра и Павла Петров день). Среди П. п. во имя св. угодников преобладают праздники во имя архиепископа Николая Мирликийского Николин день весенний и зимний (см. Николая Угодника день). П. п. продолжают занимать прочные позиции в структуре этнических связей. Прежде всего, они остаются своего рода праздниками патронимических гнезд, т. е. семей, объединенных разной степенью родства, к-рые по традиции собираются для празднования П. п. в одно родовое гнездо из разных мест проживания. Если рассматривать церк. приход как локальную этнотерриториальную единицу, то в течение 20 в. П. п. играли объединяющую роль, укрепляя чувство «духовной оседлости» и любви к отчему краю («отеческим гробам»).

  1. престольные праздникипраздники правосл. церкви посвященные различным персонажам или событиям св. истории в честь крых построен данный храм или его придел. Отсюда др. название храмовые праздни...Атеистический словарь
  2. престольные праздникипраздники правосл. церкви посвященные различным персонажам или событиям св. истории в честь крых построен данный храм или его придел. Отсюда др. название храмовые праздн...Атеистический словарь II
  3. престольные праздникиПРАЗДНИКИ православные церковные праздники связанные с особым почитанием небесных покровителей местных престолов в храмах и их приделах например престольный праздник Успе...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  4. престольные праздникипраздники православной церкви посвященные различным персонажам или событиям святой истории в честь которых построен данный храм или его придел. Отсюда другое название хр...Словарь исторических терминов
  5. престольные праздникиПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ православные церковные праздники связанные с особым почитанием небесных покровителей местных престолов в храмах и их приделах например престольный п...Современная энциклопедия