Религии народов современной России

МОЛОКАНЕ

последователи одной из старых форм русского сектантства; секта духовных христиан, названных правосл. «молоканами» за употребление молока в постные дни; возникла в нач. 18 в., основатель Семен Уклеин. Уклеин утверждал, что единственным источником веры является Священное писание, содержащее наряду с описанием реальных исторических событий много мест, крые надо понимать «духовно», т. е. как аллегории, ибо они не поддаются рациональному объяснению. Понять и истолковать их смысл, по мнению Уклеина, мог только человек, просвещенный Богом. В соответствии с молоканским учением человек не входит в непосредственный контакт с Богом. По значимости Уклеин на первое место ставил Новый Завет, называя его краеугольным камнем истины. Он и его последователи не подвергали сомнению божеств. происхождение Христа. Уклеин считал, что Сын и Дух Святой единосущны Отцу, но не равны в божеств, достоинстве; что Христос принес с неба свою плоть и с нею вселился в чрево Богоматери. Это не была обычная человеческая плоть, поэтому Христос и не умирал в обычном понимании этого слова. Учение М., вполне совпадая с православием по вопросам сотворения человека, его грехопадения и второго пришествия Христа, отличалось в трактовке Страшного суда. На нем, по мнению молокан-уклеинцев, предстанут только согрешившие духовные христиане, тогда как не согрешившие сразу после смерти переселяются в блаженную вечность. Все не принадлежащие к числу последователей Уклеина, пойдут после смерти на вечную муку. Позже в понимании Страшного суда молоканское учение приблизилось к ортодоксальному, однако М. считали, что мертвые воскреснут духом, а не плотью. М. отвергали все, что было связано с внешним поклонением Богу, и заявляли, что поклоняются ему духом. Однако у них был детально разработанный обряд моления (обрядник), во время к-рого специальные чтецы читали Св. писание, руководитель религ. общины пресвитер — говорил проповедь, певчие пели псалмы Давида, а остальные молящиеся подпевали; в нужные моменты все собрание становилось на колени. Пресвитер избирался всей общиной и никаких материальных преимуществ не имел. В связи с тем что М. очень уважали людей, умеющих читать Библию, грамотность в этой секте была несравненно выше, чем в к.-л. другой. М. признавали посты, но только один на Страстной неделе считался обязательным, а в остальное время каждый устанавливал себе посты сам, если считал необходимым «укрепить дух». У М. существуют ветхозаветные пищевые запреты, но подразделения пищи на постную и скоромную никогда не было. В секте запрещены спиртные напитки и курение. Хотя молокане-уклеинцы (или «постоянные») считали, что истинным духовным христианам не нужны законы и суды, они тем не менее признавали, что власти от Бога, и в целом были законопослушны. Во мн. общинах молились за царя и почитали его помазанником Божьим. М. отрицательно относились к войне, службе в армии, среди них было распространено дезертирство, но серьезных конфликтов с гос-вом по этому вопросу у них не было. Вероучение М. не требовало от членов секты сурового аскетизма, веры до исступления, оно не вело к непримиримым противоречиям с существовавшим соц. — государственным устройством России. Молоканское учение было более приемлемым для широких соц. слоев, стремившихся к дешевой церкви, чем хлыстовство и духоборчество (см. Духоборцы). Основу секты составляли свободные сословия, но в ней было немало и крепостных крестьян. Молоканство было широко распространено в южных великорусских губерниях, Новороссийском и Ставропольском краях, Астраханской губ., а также в Амурском крае. При Александре I М. было дозволено селиться в Таврии, но в 30-е гг. 19 в. пр-во разрешило переселение сектантов только в Закавказские провинции, где им отводилась роль главной колонизационной силы. Многолюдные молоканские поселения возникли на территории нынешних Армении и Азербайджана. Молоканские общины оказались рассеянными на обширной территории. После уклеинского обрядника в них стали появляться аналогичные обрядники, иногда существенно отличавшиеся друг от друга. Для молоканской секты характерно большое кол-во толков и выделившихся из нее сект. В 50-е гг. 19 в. из молоканской секты выделились т. наз. прыгуны. Основатель секты J1. Соколов объявил себя Христом, пришедшим судить мир, и призвал своих последователей собираться на Кавказе. Преемник Соколова М. Рудометкин заявил, что он духовный царь, и короновался на царство, запретив своим последователям подчиняться др. властям. Сектанты-прыгуны отличались особой строгостью нравов и рвением в молитве и посте, особой честностью. Прыгуны пользовались уклеинским обрядником, и если во время собрания Св. Дух не нисходил на них, то оно мало чем отличалось от обычного молоканского, разве что после моления сектанты пели прыгунские духовные стихи, сочиненные самим Рудометкиным. Если же на собравшихся нисходил Св. Дух, то их моление скорее напоминало хлыстовское радение: прыгуны до изнеможения скакали, а ктонибудь начинал пророчествовать. Прыгуны почитали Иисуса Христа и Евангелие, особенно Апокалипсис, но тем не менее придерживались законов Моисея, чтили субботу и праздновали нек-рые ветхозаветные праздники. Они жили в постоянном ожидании конца света. Только Рудометкин предсказывал его трижды, поэтому, в отличие от др. М., прыгуны не очень заботились о личном благосостоянии. Ныне общины прыгунов, очень малочисленные, еще существуют в Азербайджане и Армении. Основателем выделившейся из молоканства секты «общего упования» или «общих» был крестьянин Самарской губ. А. Попов. Он написал «Устав упования общего учения», в кром разработал принципы общежития в христианских общинах. В 30-е гг. 19 в. Попов был выслан на Кавказ, куда выехали и его последователи. Созданная им община продолжала существовать и после высылки Попова в Сибирь. Община «общих» представляла коммуну, состоящую из нескольких «партий» по 30–50 чел. в каждой, причем не всегда родственников. Члены «партии» проживали в одном доме, вместе работали и питались, никто не имел личной собственности. Однако со временем «общие» стали ограничиваться внесением 1/10 имущества в общественный магазин. Жизнью такой общины руководили 12 чинов (судья, жертвенник, распорядитель, мысленник и т. д.), избиравшиеся из числа ее членов. Секта эта существовала еще в нач. 20 в. В кон. 19 в. у молоканской секты появился сильный конкурент — баптизм, успешно перетягивавший к себе членов др. конфессий. Неоднократные попытки М. объединиться и выработать единое учение не увенчались успехом. Несмотря на численное сокращение, в нач. 20 в. молоканская секта оставалась самой многочисленной из традиционных русских сект. На 1 янв. 1912 офиц. статистика насчитывала 133 935 чел. постоянных М. (уклеинцев). В наст. вр. молоканские общины продолжают существовать на Кавказе (хотя мн. их члены в нач. 1990-х гг. выехали в Россию), в Ростовской обл., Ставропольском крае, Амурской, Тамбовской, Оренбургской обл. По данным на 1996, существует 100 молоканских общин. В нач. 20 в. большая группа М. из России переселилась в США (штат Калифорния). В 50-е гг. к ним присоединились М., проживавшие в Карской обл., отошедшей от России Турции в 1921. В наст. вр. община М. прыгунов существует в ЛосАнджелесе, а постоянных М. в Сан-Франциско. М. имеются также в Аргентине, Боливии, Канаде, Австралии. В июне 1991 в Москве состоялся съезд М.На нем было провозглашено возрождение «Союза общин Духовных христиан-молокан», избран Совет из 9 человек, принят Устав Союза. Центр располагается в Москве. Печатный орган журнал «духовный христианин». В 1994 в кач-ве альтернативы «союзу общин Духовных христиан-молокан» был создан и зарегистрирован Минюстом «союз обшин Духовных христиан-молокан России». Центр в с. Кочубеевском Ставропольского края.

  1. молоканеодна из разновидностей духовного христианства см. Духовные христиане в России. Появились в кон. х гг. в. среди гос. крестьян мещанских и купеческих кругов. Основатель се...Атеистический словарь
  2. молоканеодна из разновидностей духовного христианства см. Духовные христиане в России. Появились в кон. х гг. в. среди гос. крестьян мещанских и купеческих кругов. Основатель се...Атеистический словарь II
  3. молоканеМОЛОКАНЕ одна из разновидностей духовных христиан религиозная секта в России. Сложилась в кон. в. в Тамбовской губ. и распространилась затем на ряд др. районов страны. ...Большая советская энциклопедия
  4. молоканеодна из разновидностей духовных христиан религиозная секта в России. Сложилась в конце в. в Тамбовской губернии и распространилась затем на ряд других районов страны. О...Большая Советская энциклопедия II
  5. молоканемн.molokanes m plem secta cristiana rusa...Большой русско-испанский словарь
  6. молоканеодна из сект духовных христиан. Возникла в России во й пол. в. Отвергают священников и церкви совершают моления в обычных домах.Общинами руководят старцы и выборные пресв...Большой энциклопедический словарь II
  7. молоканеМОЛОКАНЕ одна из сект духовных христиан. Возникла в России во й пол. в. Отвергают священников и церкви совершают моления в обычных домах. Общинами руководят старцы и выб...Большой энциклопедический словарь III
  8. молоканеМОЛОКАНЕ одна из сект духовных христиан. Возникла в России во й пол. в. Отвергают священников и церкви совершают моления в обычных домах. Общинами руководят старцы и вы...Большой Энциклопедический словарь V
  9. молоканекан мн. ед.em молоканинstrong а и прост.em молоканstrong а м.em молоканкаstrong и мн.em молоканки нок нкам ж.em.Одна из сект вышедших из православия отвергающая духовенст...Малый академический словарь
  10. молоканекорень МОЛОКАН окончание Е Основа слова МОЛОКАНВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой МОЛОКАН Е Слово Молокане содержит следующие морфемы ил...Морфемный разбор слова по составу
  11. молоканемолокане мн. Одна из русских религиозных сект члены которой отвергают православную церковную иерархию иконы мощи монашество гражданскую власть и военную службу. Члены т...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  12. молоканемолокане молокане ан ед. анин а секта...Орфографический словарь
  13. молоканеодна из сект в русском православии суть учения которой сводится к признанию лишь духовнодушевной жизни в Боге и отрицанию любых телесных и материальных форм религиозной ж...Основы духовной культуры
  14. молоканеОрфографическая запись слова молокане Ударение в слове молокане Деление слова на слоги перенос слова молокане Фонетическая транскрипция слова молокане [малакан] Характер...Полный фонетический разбор слов
  15. молоканеДвижение в духовном христианстве которое оформилось в е годы XVIII века и интенсивно распространялось в начале XIX века. Основателем молоканства считается бродячий портно...Религиозные термины
  16. молоканесекта одна из разновидностей духовного христва появилась в кон. х гг. в. среди крества мещанства купечества. Основатель С. Уклеин деревенский портной из Тамбовской губ....Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  17. молоканеМОЛОКАНЕ представители течения в духовном христианстве. Возникло в России в е гг. в. основатель бродячий портной Семн Уклеин. М. ассоциируют Библию с образом духовного ...Русская энциклопедия
  18. молоканемолокане ан ед. ч. анин а сектаem...Русский орфографический словарь
  19. молоканемолокандар...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  20. молоканеМОЛОКАНЕ одна из рус. сект не признающая таинств и обрядов православного исповедания отвергающая почитание святых и признающая богослужение только в виде чтения Св. Писан...Словарь иностранных слов русского языка
  21. молоканеодна из разновидностей духовного христианства появились в конце х гг. XVIII в. среди государственных крестьян мещанских и купеческих кругов. Основатель секты деревенский ...Словарь исторических терминов
  22. молоканерелиг. секта в России. Сложилась во й пол. в. на Тамбовщине. Основатель секты крестьянин Семен Уклеин. М. отличались пестрым социальным составом и имели опору в различн...Советская историческая энциклопедия
  23. молоканеМОЛОКАНЕ одна из сект духовных христиан. Возникла в России во й пол. в. Отвергают священников и церкви совершают моления в обычных домах. Общинами руководят старцы и выб...Современный энциклопедический словарь
  24. молоканеМОЛОКАНЕ молокан ед. анин а м. Одна из русских христианских сект....Толковый словарь русского языка II
  25. молоканеМОЛОКАНЕ мн. Одна из русских религиозных сект члены которой отвергают православную церковную иерархию иконы мощи монашество гражданскую власть и военную службу. Члены т...Толковый словарь русского языка
  26. молоканеУдарение в слове молоканеУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове молокане...Ударение и правописание
  27. молоканеМОЛОКАНЕ религ. секта возникшая в России в конце х гг. в. Представляя собой религ. форму антикрепостнич. движения крестьянства и демократич. элементов города М. отличали...Философская энциклопедия
  28. молоканерелиг. секта возникшая в России в конце х гг. в. Представляя собой религ. форму антикрепостнич. движения крестьянства и демократич. элементов города М. отличались рацион...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  29. молоканеМолокане русская рационалистическая секта образовавшаяся из секты духоборцев см. и удержавшая многое из ее учения и обрядов. основателем секты был Семен Уклеин жил в й п...Энциклопедический словарь
  30. молоканеМОЛОКАНЕ одна из сект духовных христиан. Возникла в России во й пол. в. Отвергают священников и церкви совершают моления в обычных домах. Общинами руководят старцы и вы...Энциклопедический словарь естествознания
  31. молоканерусская рационалистическая секта образовавшаяся из секты духоборцев см. и удержавшая многое из ее учения и обрядов. основателем секты был Семен Уклеин жил в й половине XV...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  32. молоканепредставители течения в духовном христианстве. Возникло в России в е гг. в. основатель бродячий портной Семен Уклеин. М. ассоциируют Библию с образом духовного молока от...Энциклопедия История отечества
  33. молоканепредставители течения в духовном христианстве. Возникло в России в е гг. в. основатель бродячий портной Семен Уклеин. М. ассоциируют Библию с образом духовного молока о...Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия