Религии народов современной России

ИСИХАЗМ

разновидность христ. мистического мировоззрения. Понятие «И.» происходит от греч. hesychia, что означает спокойствие, молчание, тишина и уединение. В широком смысле этот термин применялся для обозначения подвижничества восточнохрист. отшельников (аскетов и молчальников). Мистикоаскетическая традиция в монашестве сложилась в 4–6 вв. Соответствующая идеология была привнесена на Русь с переводами Синайского, Скитского и, возможно, Египетского патериков, появившихся в 11 в. Древнейшую русскую мистико-аскетическую традицию представляет киево-печерское монашество. Понятие «И.» прилагают к вполне конкретному частному случаю мистикоаскетической практики и соответствующей ей теории, отождествляемой с богословско-философским учением Григория Паламы (1296–1359), к-рый доказывал возможность прижизненного обожения путем полного отречения от мира с последующим погружением в непрестанную молитву, открывающую видение божеств, света и соединение с божеств, энергией. Эта энергия наделялась всеми свойствами трансцендентности (несотворенность, нематериальность, вечность), однако сущностью божества не являлась. Сущности Бога и его энергии различаются как непознаваемое и познаваемое. Отмежевываясь т. обр. от пантеизма, паламиты утверждали единство сущностных и несущностных самопроявлений Бога в энергиях. Только к несущностной сфере раздвоенного трансцендентного относится т. наз. синергия, или достигаемое в молитвенном экстазе соединение с божеств. благодатью. И. смыкается с мистико-аскетической традицией монашества, абсолютизировавшей дуалистический принцип христ. онтологии, согласно к-рой множественный, неустойчивый в своей текучести и несовершенстве тленно-тварный мир, а также Бог как безначально-бесконечная, простейшая, неизмеримая и единая первопричина абсолютно разграничены, вследствие чего идеальное оказывается несопричастным материальному. Цель И. сводилась к стремлению преодолеть онтологическую данность путем освобождения от оков здешнего земного бытия, вырваться из плена тленности и победить смерть. В результате напряженной внутренней работы (пост, упражнения, молитва) активно-деятельный импульс личности претворялся в энергийность, края делала человека сопричастным благодати и общению с Богом. Напрашивается вывод о преодолении доктриной И. дуализма и реабилитации плоти, к-рая не должна в такой интерпретации быть источником зла. Человек как бы предстает в цельности своей, а не в рассеченности двух составляющих его природ. Однако в границах христианской доктрины обожение оказывается лишь максимально возможным приближением к Богу, крое не предполагает сущностного слияния тварного и духовного. Постулат о цельности и гармоничности природы человека оказывается иллюзорным на фоне непоколебленного дуализма заданной христ-вом ценностно-бытийной схемы. Совершенствование и преображение природы человека относятся к мистическому экстазу. Мировоззренческие основания мистического ядра доктрины И. не имеют корней в христ. онтологии, но, вступая в противоречие с ней, все-таки уживаются с осн. догматич. принципами. Палама развивал свое учение в спорах с византийскими гуманистами (Варлаамом Калабрийским, Акиндином, Никифором Григорой), продолжавшихся с 1340 по 1351, когда И. был признан офиц. доктриной восточнохрист. церкви. У противников Паламы имелись основания обвинять приверженцев умной молитвы в еретичестве. Проникновение идей И. на Русь связывают в первую очередь с деятельностью назначаемых в Константинополе митрополитов, и прежде всего Киприана и Фотия. Делаются попытки отождествить с И. взгляды Сергия Радонежского и Афанасия Высоцкого, к-рые симпатизировали исихасту Киприану. Единственное, что идейно сближало деятелей древнерусской церкви с И., это общая для всей аскетичной монашеской традиции апология духовного подвига. Отсутствие прямого параллелизма между исихастскими исканиями в Византии и идейнорелиг. жизнью Древней Руси хорошо иллюстрирует книжность 14–15 вв., отражавшая наряду с проникновением исихастских идей собственные идейные искания. Предпосылки для широкого усвоения идей И. на Руси сложились в кон. 15 в., когда Московское гос-во в связи с идеологическим обоснованием единодержавия объявило себя преемником византийского наследства. Сочетание традиций русского православия и отшельничества исихастского типа в то время олицетворяет собой фигура Нила Сорского. Однако, будучи хорошо знаком с афонским аскетизмом 15 в., он сознательно делает выбор в пользу русской традиции монашеского уединения. Те культурные явления, к-рые связываются с воздействием И., имеют отношение не столько к паламизму, сколько к исихии анахорегов-отшельников. Соответственно и Сергий Радонежский, и Нил Сорский могут считаться исихастами не в паламитском, а в древнем значении термина. В этом смысле может быть назван исихастом и родоначальник русского монашества Феодосий Печерский. Древнерусские идеологи уединенной молитвенной аскезы так и не восприняли идей Паламы об обожении. Не привился в русском монашестве и равнодушный к мирским чаяниям эгоистический индивидуализм безмолвствующих в молитве. На Руси уединение от мира предполагало возврат к нему через любовь. В древнерусском монашестве преодолевается соблазн полного отрешения от мира, отсюда нек-рое смягчение в оценках плотского и соответствующая этому посильная аскеза. Уход от мира являлся средством совершенствования ради служения миру. Новый всплеск интереса к И. произошел на рубеже 19–20 вв. В последнее время на волне увлечения мистикой в России вновь возродился интерес к И.

  1. исихазмот греч. hesycha покой безмолвие отрешнность мистическое течение в Византии. Понятие И. включает два аспекта. В более общем смысле слова И. этикоаскетическое учение о п...Большая Советская энциклопедия II
  2. исихазмИСИХАЗМ от греч. hesychia покой безмолвие отрешенность мистическое течение в Византии. В широком смысле этикоаскетическое учение о пути к единению человека с богом чер...Большой Энциклопедический словарь V
  3. исихазмв православии тип монашеской жизни при котором монахи стремятся обрести божественную тишину посредством непрерывной молитвы. Молитву в которой задействованы душа разум и...Евразийская мудрость от А до Я
  4. исихазмот греческого hesychia покой безмолвие отрешенность мистическое течение в Византии. В широком смысле этикоаскетическое учение о пути к единению человека с Богом через о...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  5. исихазмгреч. покой безмолвие тишина религиозное движение XIV XV вв. отличавшееся своеобразным мистическим индивидуализмом. Оно восходило к тайным учениям восточного монашества...Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь
  6. исихазмИСИХАЗМ греч. hesychia спокойствие и тишина мистическая традиция богосозерцания в православной церкви религиозная практика представляющая собой совокупность интроспекци...Новейший философский словарь
  7. исихазмгреч. hesychia спокойствие и тишина мистическая традиция богосозерцания в православной церкви религиозная практика представляющая собой совокупность интроспекции молитв...Новейший философский словарь II
  8. исихазмисихазм исихазм а...Орфографический словарь
  9. исихазмгр. священный покой учение о постижении благодати Божией через молитву и глубокую аскетику уединение молчание. Суть исихазма состоит в признании существования несоздава...Основы духовной культуры
  10. исихазмБезмолвничество отказ от словесного общения с людьми. Исихасты мн молчальники. В православной культуре было немало людей которые не хотели праздно общаться тем более отк...Основы православной культуры
  11. исихазмгреч. тишина покой этикоэстетическое учение о пути к единению человека с Богом которое пришло на Русь из Византии вместе с христианством но широкое распространение полу...Отечественная история в терминах и понятиях
  12. исихазмОрфографическая запись слова исихазм Ударение в слове исихазм Деление слова на слоги перенос слова исихазм Фонетическая транскрипция слова исихазм [схазм] Характеристика...Полный фонетический разбор слов
  13. исихазмхрист. учение об исихии греч. молчание покой священнобезмолвии опиравшееся на многовековой опыт мистиков особенно широко распространилось в Византии в х гг. в. Основу ...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  14. исихазмгреч. молчание безмолвие мистическое подвижническое течение в православном монашестве которому следовали великий русский святой Нил Сорский и его ученики. Исихазм подвиг...Русская энциклопедия
  15. исихазмисихазм а...Русский орфографический словарь
  16. исихазмисихазм...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  17. исихазмисихазм...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  18. исихазмгреч. молчание безмолвие мистическое подвижническое течение в православном монашестве которому следовали великий русский святой Нил Сорский и его ученики. Исихазм подвиг...Святая Русь - энциклопедический словарь
  19. исихазммистическое течение в Византии. Этикоаскетическое учение о пути единения человека с богом через очищение сердца слезами и самососредоточения сознания имеет внешнее сходст...Словарь исторических терминов
  20. исихазмпо имени Никифора Исихаста уход в молчание предполагающее внутреннюю неустанную беседу с Богом ведущую к единению с Ним....Словарь-справочник по философии
  21. исихазмгреч. безмолвничество мистикоаскетическое течение в византийском и древнерусском монашестве учение о пути единения с Богом через очищение человека и сосредоточение всех е...Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству
  22. исихазмот греч. покой безмолвие отрешнность мистич. течение в Византии. Понятие И. включает два аспекта. В более общем смысле слова И.этикоаскетич. учение о пути человека к еди...Советский философский словарь
  23. исихазмИСИХАЗМ от греческого hesychia покой безмолвие отрешенность мистическое течение в Византии. В широком смысле этикоаскетическое учение о пути к единению человека с Богом...Современная энциклопедия
  24. исихазмИСИХАЗМ от греч . hesychia покой безмолвие отрешенность мистическое течение в Византии. В широком смысле этикоаскетическое учение о пути к единению человека с богом чер...Современный энциклопедический словарь
  25. исихазмHesychasm. Погречески слово hesychazo означало быть спокойным оставаться молчаливым. Вначале так называли монахов крые принадлежали к христианским общинам но жили в уедин...Теологический энциклопедический словарь
  26. исихазмУдарение в слове исихазмУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове исихазм...Ударение и правописание
  27. исихазмгреч. isicia молчание тишина практика умного делания распространенная на Афоне. Мистическое направление в православном монашестве. Состоит во внутреннем сосредоточении б...Философия политики
  28. исихазмИСИХАЗМ от греч.em покой безмолвие отрешнностьem мистич. течение в Византии. Понятие И. включает два аспекта. В более общем смысле слова И. этикоаскетич. учение о пути ч...Философская энциклопедия
  29. исихазмИсихазм от греч.em rovyia покой безмолвие отрешенность мистическое течение в Византии. Понятие И. включает два аспекта. В более общем смысле слова И. этикоаскетическое ...Энциклопедия культурологии