Религии народов современной России

ДВОЕВЕРИЕ

различные формы православно-языческого синкретизма в материальной и духовной культуре; симбиоз разнородных мировоззренческих форм, свойственный общественному сознанию в период смены мировоззренческих ориентаций; один из важнейших факторов, предопределявших своеобразие древнерусской культуры и народного православия. Д. на Руси — прямое следствие затянувшейся христианизации. По причине пережиточного бытования родо-племенных и общинных традиций переходные процессы в культуре растянулись на столетия. Синкретические новообразования давали разнообразное сочетание пропорций: от явного преобладания языческих элементов в народной культуре до скрытых, едва различимых примесей дохрист. наследия в культуре официальной. Древние верования присутствовали в культе тех христ. святых, к-рые наделялись функциями языческих божеств, нередко изза совмещения календаря традиционных праздников с христ. датами памяти святых. В простонародной среде наиболее почитаемыми стали т. наз. персонажи-двойники: Илья, заместивший Перуна, Власий Велеса, св. Георгий (Егорий) Ярилу, Параскева Пятница Мокошь. Поклонение Борису и Глебу было соединено с элементами почитания какого-то могущественного божества плодородия. В древнерусском культе Богородицы христ. формы совмещались с пережитками древних культов плодородия и поклонения обожествлявшейся Земле. Двоеверные черты присутствовали в чрезвычайно популярном на Руси культе Николы (Николая) Мирликийского. Иконописным изображениям Богоматери, Спаса, Бориса и Глеба, Николы и нек-рым др. образам приписывались свойства покровительства и целительства, как языческим оберегам. Даже в последовательно ортодоксальной традиции Киево-Печерского монастыря отмечен синкретический обряд вкладывания умершему «пропуска на тот свет». Терпимое отношение к языческому прошлому было свойственно раннему русскому христ-ву, в частности последователям кирилло-мефодиев-ской и ирландской традиций, отличавшихся терпимостью к синкретическим новообразованиям. Ориентация на нек-рые дохрист. ценности воплотилась в синкретических идеях и образах «Слова о законе и благодати» митрополита Илариона Киевского. Ему свойственна гордость за языческое прошлое, в основе к-рой лежит идея преемственности между язычеством и христ-вом вместо жесткого их противопоставления. Десятинная традиция «Повести временных лет» освещает акт посмертного крещения в 1044 Олега и Ярополка, убитых в 977 и 980. «Слово о погибели Русской земли» показывает культовые природные объекты в перечне святынь. Уникальным шедевром двоеверной культуры является неоднородное в мировоззренческом плане «Слово о полку Игореве» (80 — 90-е гг. 12 в.). Памятник несет в себе отзвуки славянских мифов (ветры Стрибожьи внуки, Обида в силах Дажбога внука, вещий Боян, Влесов внуче, Див, Хоре, Кур); восходящее к язычеству циклическое видение время-событийной действительности, являвшееся основой жизненного оптимизма; сакральное отношение к природным стихиям (заклинательный плач Ярославны); пантеистич. оживотворение природы, положенное в основу гениальной поэтической образности (Тресветлое Солнце, Ветер-ветрило, Сине-море, Днепр-Словутич). В то же время в тексте присутствуют реалии христианизированной Руси (храм Софии, церковь Богородицы Пирогощи), в т. ч. фразы и речевые обороты церковной лит-ры (поганые, душа, воскреснуть, дети бесовы, болван, «поборая за христианы на поганые полки»). «Слово» отражает переходное состояние культуры, при к-ром дохрист. наследие становилось органической частью синкретических новообразований, придавая отечественной культуре черты неповторимой выразительности, жизненной силы и своеобразия. Миф, отмирая, дал начало высокой поэзии. Синтез язычества и христ-ва широко представлен во всех сферах культуры. В церковной обрядности практиковались двоеверные трапезы Роду и роженицам. В быту социальных верхов об-ва дохрист. пережитки присутствуют в обычае нарекать новорожденного кроме крещального имени языческим именем умершего родича (до 13 в.), свадебная обрядность пронизана культом Рода, магией чадородия и гаданиями на судьбу (до 17 в.); одежды и украшения сохраняют ритуальную символику (до 13 в.). В простонародной среде двоеверная стихия господствовала: обереги-змеевики совмещали в себе христианские и языческие символы; иконки и кресты включались в состав амулетов; богатый вещевой инвентарь присутствует в сельских курганах и новгородских жальниках, отражая представления о плотском существовании умерших. В похоронной обрядности до 19 в. сохранялись плачи, тризны, кормления покойника, вера в живого мертвеца, имитация сожжения, потопления и др. архаические действия. Аграрная обрядность так и не утратила своей синкретической природы. Она включает в себя огромный арсенал магических приемов, заклинания, заговоры и жертвоприношения обожествленным стихиям природы. Несмотря на внешнюю христ. форму, годовой цикл праздников (Масленица, Семик, Иван Купала и т. д.) воспроизводит пантеистический культ природы, ядром к-рого являлось почитание производящего, рождающего начала (Земля-мать, Небо-отец, а различные формы жизни результат космического брака Неба и Земли). Двоеверную основу имели и ранние русские ереси. Языческую окраску верованиям в покровительство Спаса и Богородицы придал еретичествующий самозваный епископ Федорец Владимирский (12 в.). Новгородско-псковские стригольники (14–16 вв.) возродили пантеистические представления об обожествленном Космосе. Провизантийски настроенные идеологи древнерусской церкви пытались защитить чистоту доктрины от влияния Д. Последовательно искореняли пережитки язычества в быту и верованиях такие их представители, как Серапион Владимирский, митрополит Кирилл Туровский, Стефан Пермский, автор летописного «Слова о казнях божиих» и анонимные проповедники, скрывавшиеся под псевдонимом Иоанна Златоуста, «некоего Христолюбца» и т. д. Фактор Д. не позволяет говорить о зеркальном воспроизведении византийского христ-ва на Руси. Наднациональные импульсы претерпели преобразования, взаимодействуя с национальной традицией. Результатом взаимодействия стала богатая и своеобразная средневековая культура славяно-русов. Вопреки разной онтологической природе христианского и языческого мировоззрений появились довольно органичные синкретичные новообразования. В рамках Д. частично реабилитировалось дохрист. наследие, ставшее фактором правосл. культуры (в большей степени народной, в меньшей степени церковной). Как известно, наряду с разными традициями христ-ва (византийского, римско-католического, антиохийского и др.), на Руси действовали исламский и тюрко-хазарский факторы и иранские языческие традиции. Но понятие «Д.» в этом сложном синкретическом узле выделяет две определявшие характер эпохи традиции: вост. христ-во и славянское язычество. Приверженцы чистоты православия скептически относятся к Д. Они не склонны замечать чужеродные примеси, присутствующие в церковной и в народной культурах. Богатство русской культуры не умещается в рамках греч. канона, а ее неповторимость нередко имеет своим основанием Д.

  1. двоевериесущ. ср. рода только ед. ч....Большой русско-украинский словарь
  2. двоевериея ср.em Одновременное существование в сознании и в обрядах людей элементов двух различных религиозных воззрений.Синонимы двуверие...Малый академический словарь
  3. двоевериекорень ДВ корень О суффикс Е суффикс ВЕР суффикс И окончание Е Основа слова ДВОЕВЕРИВычисленный способ образования слова Суффиксальный ДВ О Е ВЕР И Е Сло...Морфемный разбор слова по составу
  4. двоевериеНачальная форма Двоеверие винительный падеж единственное число неодушевленное средний род...Морфологический разбор существительных
  5. двоевериедвоеверие ср. Сосуществование в сознании людей двух различных религиозных верований....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  6. двоевериедвоеверие двоеверие я...Орфографический словарь
  7. двоевериеu сu Пр.u о двоеверии двуверие...Орфографический словарь русского языка
  8. двоевериебытовое явление смешения религиозных взглядов человека состояние мировоззрения включающего элементы двух вер. Двоеверие было массовым явлением на Руси в период перехода о...Основы духовной культуры
  9. двоевериедвоеверие двоеверия двоеверия двоеверий двоеверию двоевериям двоеверие двоеверия двоеверием двоевериями двоеверии двоевериях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  10. двоевериеОрфографическая запись слова двоеверие Ударение в слове двоеверие Деление слова на слоги перенос слова двоеверие Фонетическая транскрипция слова двоеверие [дваэвэрэ] Хар...Полный фонетический разбор слов
  11. двоевериедвоврство....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  12. двоевериехарактерное для древнерус. культуры соединение православноязыческих представлений шире свойство многополюсного общественного сознания отличающегося богатым разнообразием ...Русская философия
  13. двоевериедвоеверие яСинонимы двуверие...Русский орфографический словарь
  14. двоевериеСр ikidinlilik iki din sitayi etm....Русско-азербайджанский словарь
  15. двоевериеДваяверства...Русско-белорусский словарь
  16. двоевериедваяверства ср.i...Русско-белорусский словарь II
  17. двоевериеос дн аыз ертеглерде трмыссалт шыармаларында ек днн де кзарасы жру двоеверие держалось не у одних кочевников ек днге брдей сенушлк кшпендлерге ана болмаан отырышыларда да...Русско-казахский словарь
  18. двоеверие.Синонимы двуверие...Русско-китайский словарь
  19. двоевериедвоеверие двуверие...Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник
  20. двоевериедвоеверие я Синонимы двуверие...Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник
  21. двоевериедвоеверие сущ. колво синонимов двуверие Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы двуверие...Словарь синонимов II
  22. двоевериеДВОЕВЕРИЕ ср. Сосуществование в сознании людей двух различных религиозных верований....Толковый словарь русского языка
  23. двоевериеУдарение в слове двоевериеУдарение падает на букву еБезударные гласные в слове двоеверие...Ударение и правописание
  24. двоевериедвоеверие двоеверия двоеверия двоеверий двоеверию двоевериям двоеверие двоеверия двоеверием двоевериями двоеверии двоевериях Источник Полная акцентуированная парадигма по...Формы слова
  25. двоевериеДерево Дер Двор Двоеверие Див Диво Доверие Древо Евр Евро Идо Иов Ирод Овир Одер Одр Врио Врид Рев Рио Вие Видео Вид Вивер Вдвое Род Ввод Веди Ведро Веер Вервие Верд Верд...Электронный словарь анаграмм русского языка