Психотерапевтическая энциклопедия

МЕДИТАЦИЯ

Происходит от латинского meditor (размышляю, обдумываю); страдательное причастие от этого глагола meditari означает «движимый к центру». По-видимому, многозначность латинского слова и предопределила закрепление этого термина в психотерапевтической и религиоведческой литературе за понятием М. Существует много определений М., но поскольку все они описывают процесс, принятый в той или иной духовной практике, то ни одно из них не может быть в достаточной мере универсальным. При описании процесса важен контекст, с которым он соотнесен, т. е. конкретизация, из какой историко-культурной традиции использован психотехнический прием или метод, а также какая мера качественности ему свойственна в отрыве от этой традиции, ибо каждая из них при любой степени секуляризации сохраняет опыт и внутренние связи религиозной прагматики. М. имеет определенную целенаправленность, известную, согласно йогической терминологии, из плодов М., а ее этапность связана с достигаемыми изменениями: в организме как психофизической целостности, в сознании как регуляторе установки мировосприятия, а также в сопутствующей ей реактивности как позиционному самоопределению к происходящему во вне и внутри себя. Исторически понятие медитативного процесса связано с пассивно-наблюдательными тенденциями, культивируемыми на Востоке, имеющими корни в индотибетском и индокитайском ареалах (в таких религиозных и этических направлениях, как индуизм, даосизм, различные формы буддизма и йоги) и, в незначительной степени с прикладным характером, в Средиземноморском ареале (в доктринальных авраамитских религиях, известных как религии Откровения). М. является приемом и методом различного мистико-аскетического опыта и связана с особой организацией внимания (концентрацией) на некоторых стимулах, природа которых и отношение к ним определяет желаемые цели и само качество достигаемых состояний. Теоцентризм (Богообщение и обожение) и просветление (освобождение, нирвана) — разнонаправленные векторы медитативной концентрации. Психотерапия частично ассимилировала для своих целей психофизиологические упражнения восточной (индуистской, буддийской, даосийской) традиции, интерпретировав как психотерапевтическую технику составные части духовной практики (сакрального пути) его основателей и последователей.Медитативный тренинг не обладает однозначными характеристиками результатов, а находится в зависимости от культурно-исторических факторов, от духовных уровня и ориентации практикующего М., поскольку концептуально методика неотделима от своих философско-религиозных истоков. Восхождение по качественно-возрастающим ступеням М. от направленности внимания через концентрацию ума до финального освобождения должно стать образом жизни, в то время как М. в терапии — это серия процедур или упражнений, вектор которых имеет направленность, но ограничен в протяженности (автономно функционирующий фрагмент системы). Во многих религиозных культурах подготовка к М. составляет существенную часть пути прохождения М. Так называемые плоды М., изложенные индуистским мудрецом Патанджали в «Йога сутрах» («Афоризмы Йоги»), не являются целью терапевтического использования медитативных упражнений, но они показывают весь спектр медитативных возможностей, граничащих с магизмом и экстрасенсорикой. Непрерывно следующими друг за другом концентрацией (дхарана), М. (дхьяна) и созерцанием (самадхи) достигается фиксация разума на одной мысли или предмете. Реализация этих 3 совершенных способностей называется санъямой, психологическая сущность и плоды которой — знание прошлого и будущего, понимание голосов животных, знание предыдущих воплощений, знание чужой ментальности, невидимость (погруженное состояние), управление чужими чувствами, устранение голода и жажды, способность приобретения дополнительных сил, неподвижность, левитация, видение сверхъестественных существ, всеведение, постижение природы сознания и иные паранормальные достижения. Характер приобретаемых способностей определяется объектом концентрации—М.—сосредоточения. Запредельный трансперсональный опыт должен гармонизировать с духовным уровнем медитатора, а психотерапевтическое использование иметь предел, ограниченный лечебно-коррекционной целесообразностью. М. как духовная практика функциональна по отношению к высшей цели традиции, в которой она применяется. На пути к этой цели добиваются промежуточных результатов: контроль и управление умом, что приводит к улучшению памяти, внимания; приобретение чувства глубинного спокойствия, психической релаксации, улучшение психического функционирования, что ведет к улучшению соматического состояния, излечению от болезней. Целеполагание классической М. и научной психотерапии различно, но общим для них является возможность и способность развития в человеке того качества, которое помогает процессу адаптации в невротической ситуации дисгармонии, вызванной личными нереализованными потребностями или противоречием со средой. В буддизме это состояние называется «майтри», или «безусловное дружелюбие по отношению к самому себе». Майтри — это особое, ничем не обусловленное дружелюбие, т. е. дружественность к нашему переживанию, — и не потому, что мы действительно наслаждаемся им, ибо на практике оно может быть также неприятным или болезненным, а просто потому, что мы его переживаем. Вместо стараний принудить себя жить так, чтобы сделаться такими, какими, по нашему мнению, мы должны быть, майтри принимает себя безусловно, позволяет себе просто быть человеком. Достижение этого происходит, во-первых, через дисциплинированное внимание, помогающее преодолеть привычный стереотип мышления и соприкоснуться со своим переживанием. Во-вторых, путем создания пространства для возникающих препятствий и чувств, становясь шире их, не поднимаясь над ними. Помимо этого надо смотреть прямо на свою изменчивость и допускать ее, не подстраивая свои переживания под предустановленные образцы, быть открытым для спонтанных прозрений. Общим признаком медитативных практик является процесс трансформации сознания. Различие их не только в психотехнических приемах, но и в целях, которые условно можно разграничить так: западная традиция занята личностью человека, а восточная — сосредоточена на выходе за пределы личности. Один из путей реализации М. — это путь концентрации (дхарана), которая является надежной основой для эффективного мышления и М. Дхарана имеет практическое применение как в индуистской йоге, так и в буддийских психотехниках. Она характеризуется достижением однонаправленности, сфокусированности ума. Вуд (Wood E., 1996), систематизатор восточных практик для европейцев, характеризует концентрацию как использование воли для выполнения того, что обычно происходит с нами неосознанно. Участие внимания со стороны выглядит как сужение области внимания, но внутренне это является фокусированием ментальной, умственной силы. В обычном состоянии ум человека отвлекается разнообразными внешними раздражителями и идущими изнутри организма, связанными с нарушениями физического гомеостаза, нереализованными потребностями. Начиная со средоточения ума на объекте, разум надо заставлять думать только в выбранном направлении, пресекая блуждания его в потоке возникающих ассоциаций. Внимание уделяется одному только объекту. Для дисциплинирования внимания Вуд, исходя из опыта своих учителей, советует: представлять объект в естественной среде; не сосредоточиваться на мысли об удержании ее на объекте, а просто его видеть; рассматривать свойства объекта, относящиеся к восприятию зрением, слухом, обонянием; позволять движущемуся объекту двигаться; вспоминать все об объекте, что относится к нему непосредственно, а не ассоциативно; сосредоточение должно быть без напряжения в теле или разуме; при рассеянии напоминать себе о том, чем заняты. Теоретически любой предмет или его качество может стать объектом концентрации, однако характер объекта определенным образом ограничивает глубину достигаемой концентрации. Например, «Вишудхиматта» (буддийское руководство по М.) рекомендует ряд объектов для овладения концентрацией: 10 абстрактных объектов, 5 окрашенных кругов (белого, черного, синего, желтого и красного цвета), первоэлементы (огонь, воздух, вода и земля, ограниченное пространство), 10 вызывающих отвращение предметов, 10 качеств Будды, 4 возвышенных чувства (любовь, добродетель, сострадание, радость при достижении счастья другими), 4 беспредметных созерцания (бесконечного сознания, бесконечного пространства, пространства пустоты, сферы «ни восприятия, ни невосприятия»). Предлагаемые для концентрации объекты должны подбираться индивидуально, в зависимости от особенностей характера и темперамента, доминирующих у человека установок, так, чтобы максимально уменьшить воздействие отвлекающих причин, вторгающихся в сознание. М. (дхьяна) следует за концентрацией и сама протекает с помощью концентрации. Она характеризуется продолжительным умственным усилием, направленным на объект или мысль; сосредоточением в форме установленного в период концентрации режима воли; собранностью мыслей об объекте. Структура буддийской практики М., или созерцания, имеет 8 уровней, т. е. 8 уровней развертывания сознания. До их описания следует отметить, что философские учения и психотехнические методы считались средством для исцеления определенных аффектов и привязанностей, ложных установок. Выбор метода и объекта связан с психологическим состоянием медитатора и доминирующим источником его страдания (клеши), как, например, невежество (моха), гнев (двеша), страсть (рага), индивидуальное «Я» (асмита), стремление к обладанию (абхиневеша). Общую характеристику уровней созерцания (дхьяна), изученных в связи с трансперсональным опытом, приведем по Е. Торчинову (1997). Первый уровень предполагает последовательное развитие 5 качеств: мышление, направленное на объект (витарка), аналитическое мышление, овладевающее объектом (вичара), радость, сопровождаемая возрастающей концентрацией (пити), чувство блаженства (сукха) и однонаправленность и одноточечность сознания (экаграта). Наличие этих 5 факторов говорит о вступлении в самадхи, которая описывалась в связи с плодами М. Второй уровень созерцания достигается через преодоление первого и второго из перечисленных факторов: мышления, направленного на объект, и аналитического мышления. Этим достигается безмятежность, сосредоточенность сознания и чувство радости и блаженства. Третий уровень достигается тогда, когда исчезает чувство радости, заменяясь уравновешенностью и сосредоточенностью. Четвертый уровень характеризуется прекращением переживания блаженства, вместе с которым исчезает и страдание, и сама оппозиция «удовлетворенность—неудовлетворенность». Из четвертого уровня возможен переход в нирвану. Переход к следующим уровням может задержать чаемое освобождение, их практика связана с желанием усовершенствования способности сосредоточения. Пятый уровень созерцания предполагает выход за пределы всякого восприятия форм и полное успокоение деятельности, сознание развертывается в бесконечном пространстве, достигается чистый опыт. Следующий, шестой, уровень предполагает вывод сознания за пределы пространственности, сознание начинает существовать вне конкретной локализации. Это уровень неограниченного сознания. Седьмой уровень заключается в достижении сферы «отсутствия чего бы то ни было». Это состояние в буддийских текстах не поддается описанию. Восьмой и последний уровень созерцания: достигается сансарическое сознание, и в нем нет «ни восприятия, ни невосприятия». Эти этапы М. позволяют избавить разум от любых ошибок и противоречий, готовят к новым ментальным опытам и восприятию интуиции. Концентрация внимания не единственный способ проведения М. Более трудным является путь постигающей мудрости, который начинается с «полноты внимания» (сатипаттхана), продолжается проникновение в суть объектов (випассана) и завершается нирваной. При «полноте внимания» медитирующий фокусируется на первой фазе восприятия, не позволяя своему уму реагировать на объект концентрации. Он лишь наблюдает за своими впечатлениями, констатируя только то, что происходит. Если в уме возникают какие-либо суждения, оценки по поводу воспринятого, они не отвергаются, а спокойно принимаются. При «полноте внимания» все, что происходит в каждый момент восприятия, прямо и ясно осознается и принимается без какого-либо сопротивления. Достичь «полноты внимания» удается легче после того, как медитирующий освоил предварительные стадии — концентрации внимания, и приобрел способность к длительной концентрации без комментирования возникающих явлений. В процессе овладения техникой «полноты внимания» мешающие посторонние мысли регистрируются все легче и затихают все быстрее. Наконец наступает момент, когда медитирующий не зависит от них и способен регистрировать без помех каждый момент состояния своего ума. Выделяются 4 вида «полноты внимания» в зависимости от содержания фокуса сосредоточения. Этим фокусом могут стать функции тела, чувства, ментальные состояния и объекты ума. При «полноте внимания» к своему телу медитирующий, чем бы он ни занимался, отмечает каждое мгновение своей физической активности, каждую позу, каждое движение какой-либо части тела. При «полноте внимания» к чувствам он просто отмечает свои чувства, по мере того как они приходят и уходят, независимо от их характера и от того, что их вызвало. При «полноте внимания» к объектам чувств медитирующий регистрирует в сознании источник чувств, независимо от того, чем они вызваны (внутренними или внешними причинами). При «полноте внимания» к ментальным состояниям фокусом становится любая мысль, которая приходит в голову. В процессе работы медитирующий достигает такой стадии, когда «полнота внимания» может существовать сама по себе, без применения особых технических приемов. Дальнейшие занятия приводят к ряду открытий относительно природы и функционирования ума. Первое из них — это открытие того, что сознание отличается от объекта, который оно воспринимает в каждый конкретный момент времени, и это знание не может быть сформулировано на уровне слов. Может возникнуть понимание того, что отражение объектов в сознании, осознание их протекает в соответствии с природой сознания, независимо от чьей-либо воли. Практикующий начинает осмыслять прожитую жизнь как ряд причин, порождающих ряд следствий. Возникает ощущение иллюзии существования самоопределившегося «Я». Медитирующий все яснее видит все поле своего сознания. Оно предстает как непрерывно меняющийся поток, в котором все изменяется и возобновляется каждое мгновение. Происходит освобождение от иллюзии постоянства «Я» и мира. Конечной целью М. в буддизме является достижение состояния нирваны. В нирване угасают все желания, привязанности, эгоизм, происходит коренная перестройка сознания медитирующего, он освобождается от неправильных побуждений, становится чистым, святым, основа его поведения — доброта, любовь, сострадание. В психотерапии М. используется для решения более ограниченных задач, таких как снятие нервно-психического напряжения, облегчение осознания психологических проблем. М. позволяет дистанцироваться от актуальной проблемы, отстраненно наблюдать себя и свое поведение в сложной ситуации, в некоторых случаях — понять генез этой ситуации, эмоционально отреагировать ее, изменить отношение к ней и найти новые способы ее решения. Как составная часть М. входит в аутогенную тренировку в различных ее модификациях, в технику комплексного применения аутогенной тренировки и биологической обратной связи, а также используется при аутогипнозе и некоторых других методах психической саморегуляции, в психосинтезе. В психотерапевтических целях применяются сравнительно простые технические приемы М.: концентрация на дыхании, на собственном теле, на позе, на предмете. При овладении ими рекомендуется руководствоваться следующими правилами: 1) М. должна первоначально проводиться в тихом, изолированном от шумов, теплом помещении; 2) М. надо проводить натощак или не раньше чем через 1,5 часа после еды; 3) занятия М. должны быть регулярными, не реже 3-4 раз в неделю, продолжительностью от 15 до 45 минут; ежедневные более короткие занятия предпочтительнее, чем редкие и длительные; 4) М. необходимо проводить с установкой пассивного принятия всего происходящего (предоставить событиям идти своим чередом; критика, анализ, руководство ожиданиями должны быть исключены). При проведении М. используются самые простые позы, не вызывающие напряжения в теле и привычные для занимающегося, например сидя на стуле со спинкой или лежа на спине. На первых этапах обучения предпочтительнее занятия в группах под руководством тренера, владеющего этим методом.

  1. медитацияинтенсивное проникающее вглубь размышление погружение умом в предмет идею и прочее достигаемое путем сосредоточения на одном объекте и устранения всех факторов рассеивающ...Словарь практического психолога
  2. медитацияОдин из методов снятия психофизического напряжения. М. заключается в интенсивном направленном вовнутрь размышлении погружении в идею предмет достигаемом путем концентраци...Адаптивная физическая культура
  3. медитациялат. meditatio meditor размышляю обдумываю психич. активность личности целью крой является достижение состояния углубленной сосредоточенности. М. предполагает определенн...Атеистический словарь
  4. медитациялат. meditatio meditor размышляю обдумываю психич. активность личности целью крой является достижение состояния углубленной сосредоточенности. М. предполагает определен...Атеистический словарь II
  5. медитацияот лат. meditatio размышление интенсивное проникающее вглубь размышление погружение умом в предмет идею и т. д. которое достигается путем сосредоточенности на одном объ...Большая психологическая энциклопедия
  6. медитацияМЕДИТАЦИЯ лат. meditatio от meditor размышляю обдумываю умственное действие направленное на приведение психики человека к состоянию углублнной сосредоточенности оказываю...Большая советская энциклопедия
  7. медитациялатинское meditatio от meditor размышляю обдумываю умственное действие направленное на приведение психики человека к состоянию углублнной сосредоточенности оказывающемус...Большая Советская энциклопедия II
  8. медитациялат. meditatio размышление состояние глубокой рефлексии или сосредоточенного размышления с предельной концентрацией внимания на какойлибо одной группе произвольно выбранн...Большая энциклопедия по психиатрии
  9. медитацияж. meditazione Итальянорусский словарь. Синонимы аудиомедитация дума дхиана медитирование размышление рассуждение рефлексия сосредоточенность тратаки...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  10. медитацияж. книжн.meditacin f...Большой русско-испанский словарь
  11. медитациясущ. жен. рода...Большой русско-украинский словарь
  12. медитацияот лат. meditatio размышление англ. meditation нем. Meditation. . Умственный процесс направленный на приведение психики в Состояние углубленности и сосредоточенности. ...Большой толковый социологический словарь II
  13. медитацияот лат. meditatio размышление умственное действие целькоторого приведение психики человека в состояние углубленности исосредоточенности сопровождается телесной расслаб...Большой энциклопедический словарь II
  14. медитацияМЕДИТАЦИЯ от лат. meditatio размышление умственное действие цель которого приведение психики человека в состояние углубленности и сосредоточенности сопровождается теле...Большой Энциклопедический словарь V
  15. медитациясанскр. дхьяна внутр. сосредоточение сознания на опред. идее обычно подкрепляемое созерцанием соответств. объекта и ведущее к успокоению внутр. гармонии и предполагаемом...Буддизм
  16. медитацияинтенсивное проникающее вглубь размышление погружение умом подсознанием в предмет идею и пр. достигаемое путем сосредоточения на одном объекте и устранения всех факторов ...Евразийская мудрость от А до Я
  17. медитацияот латинского meditatio размышление умственное действие цель которого приведение психики человека в состояние углубленности и сосредоточенности. Сопровождается телесной...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  18. медитациялат. meditatio размышление состояние глубокой сосредоточенности на избранном объекте часто сопровождаемое необычными переживаниями в сознании и ощущениями в теле. Практ...Индуизм - йога, тантризм, кришнаизм
  19. медитацияМЕДИТАЦИЯ и ж. mditation f. устар. Размышление рассуждениеem. БАС. Он ampLTшатобрианampGT осуждает Ламартина за то что он печатает son premier jet. перепортил многие из м...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  20. медитациялат. размышление особое состояние сознания когда оно отходит от восприятия внешнего мира расширяется и становится как бы космическим субъективно представляется что лично...Краткий психолого-филологический словарь
  21. медитациялат. meditatio размышление обдумывание углубленное размышление относящееся к духовной истине и осуществляемое в благоговейном предстоянии и созерцании. В древней философ...Краткий религиозно-философский словарь
  22. медитацияМЕДИТАЦИЯ см. Размышления. Литературная энциклопедия. В т. М. издательство Коммунистической академии Советская энциклопедия Художественная литература.Под редакцией В. ...Литературная энциклопедия
  23. медитациясм. Размышления....Литературная энциклопедия II
  24. медитацияМЕДИТАЦИЯ см. Размышления....Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  25. медитациякорень МЕДИТ суффикс АЦИ окончание Я Основа слова МЕДИТАЦИВычисленный способ образования слова Суффиксальный МЕДИТ АЦИ Я Слово Медитация содержит следующие морфем...Морфемный разбор слова по составу
  26. медитацияНачальная форма Медитация единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  27. медитацияmeditation способ достижения духовного знания или служение Богу с помощью разл. методов концентрации и созерцания. М. может быть словесной в виде молитвы или декламации ...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  28. медитацияот лат. размышление сосредоточенное размышление о какомлибо предмете в ходе которого достигается полная концентрация сознания отвлечение от внешнеслучайных обстоятельств ...Новая философская энциклопедия
  29. медитацияМЕДИТАЦИЯ лат. meditatio размышлять обдумывать инд. аналог дхиана кит. цинь лу размышление в тиши форма психической активности обеспечивающая погружение человека в о...Новейший философский словарь
  30. медитациялат. meditatio размышлять обдумывать инд. аналог дхиана кит. цинь лу размышление в тиши форма психической активности обеспечивающая погружение человека в особые тран...Новейший философский словарь II
  31. медитациямедитация ж. Приведение психики человека в состояние самоуглубленности и сосредоточенности сопровождающееся телесной расслабленностью играющее важную роль для обретения ...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  32. медитацияmeditation техника направленная на концентрацию внимания на своих внутренних процессах и достижение слегка измененного состояния сознания....Общая психология
  33. медитацияСостояние длительной рефлексии или размышления. Этот термин и характеристика самого психического состояния часто употребляются неправильно в основном теми кто делает необ...Оксфордский толковый словарь по психологии
  34. медитацияСостояние длительной рефлексии или размышления. Этот термин и характеристика самого психического состояния часто употребляются неправильно в основном теми кто делает необ...Оксфордский толковый словарь по психологии
  35. медитациямедитация медитация и...Орфографический словарь
  36. медитацияu жu Р.u Д.u Пр.u медитации мн.u медитации Р.u медитаций аудиомедитация дума дхиана медитирование размышление рассуждение рефлексия сосредоточенность тратаки...Орфографический словарь русского языка
  37. медитациялат. размышляю это умственноволевые действия направленные на сосредоточение внимания мышления памяти на какомто определенном объекте возможно на себе самом. Это сознате...Основы духовной культуры
  38. медитацияот лат.u meditatio размышление умственное действие цель которого приведение психики человека в состояние углублнности и сосредоточенности сопровождается телесной рассл...Педагогический терминологический словарь
  39. медитациямедитация медитации медитации медитаций медитации медитациям медитацию медитации медитацией медитациею медитациями медитации медитациях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  40. медитацияОрфографическая запись слова медитация Ударение в слове медитация Деление слова на слоги перенос слова медитация Фонетическая транскрипция слова медитация [мидтаа] Харак...Полный фонетический разбор слов
  41. медитацияот лат. meditatio размышляю обдумываю умственное действие направленное на приведение психики человека в состояние углубленой сосредоточенности которая является и резуль...Прикладные аспекты современной психологии
  42. медитацияот лат. meditatio размышление интенсивное проникающее вглубь размышление погружение умом в предмет идею и т. д. которое достигается путем сосредоточенности на одном объ...Профессиональное образование
  43. медитацияМедитация от лат. meditatiо размышление измененное состояние сознания. Может вызываться различными причинами как внешними прием наркотиков нарушение обмена веществ гипо...Психологический словарь
  44. медитацияСловообразование. Происходит от лат. meditatiо размышление. Категория. Измененное состояние сознания. Специфика. Может вызываться различными причинами как внешними прием ...Психологический словарь II
  45. медитацияпроцедура направленная на сужение сознания или достижение позитивных эмоциональных состояний посредством систематической тренировки и контроля внимания и мышления....Психология сознания
  46. медитацияМЕДИТАЦИЯ. Происходит от латинского meditor размышляю обдумываю страдательное причастие от этого глагола meditari означает движимый к центру. Повидимому многозначность ла...Психотерапевтическая энциклопедия II
  47. медитацияУмственное действие направленное на приведение ума и психики человека в состояние сосредоточенности. В психологическом плане медитация подразумевает устранение эмоциональ...Религиозные термины
  48. медитациямедитация иСинонимы аудиомедитация дума дхиана медитирование размышление рассуждение рефлексия сосредоточенность тратаки...Русский орфографический словарь
  49. медитацияж.состояние длительной рефлексии или размышленияem meditation медитация по поводу конца жизни трансцендентальная медитация...Русско-английский психологический словарь
  50. медитацияМедытацыя...Русско-белорусский словарь
  51. медитацияпсихол.i медытацыя жен.i...Русско-белорусский словарь II
  52. медитациямедита Синонимы аудиомедитация дума дхиана медитирование размышление рассуждение рефлексия сосредоточенность тратаки...Русско-ивритский словарь
  53. медитациямедитация...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  54. медитация. погрузиться в ию . . Синонимы аудиомедитация дума дхиана медитирование размышление рассуждение рефлексия сосредоточенность тратаки...Русско-китайский словарь
  55. медитацияmeditcija...Русско-латышский словарь
  56. медитацияжmeditao f аудиомедитация дума дхиана медитирование размышление рассуждение рефлексия сосредоточенность тратаки...Русско-португальский словарь
  57. медитацияf медитировать...Русско-финский словарь
  58. медитацияmeditace...Русско-чешский словарь
  59. медитацияmeditasjon.strong meditation...Русско-шведский словарь
  60. медитациямедитация иСинонимы аудиомедитация дума дхиана медитирование размышление рассуждение рефлексия сосредоточенность тратаки...Русское словесное ударение
  61. медитацияМЕДИТАЦИЯ лат. meditatio размышление созерцание какогол. объекта или самосозерцание в состоянии углубленной сосредоточенности психики и ума и полной или частичной изоляц...Словарь астрологических терминов
  62. медитацияМЕДИТАЦИЯ [лат. meditatio размышление] состояние полного сосредоточения и самоуглубленности сопровождаемое физической расслабленностью отсутствием эмоциональных проявл...Словарь иностранных слов русского языка
  63. медитацияпсихическая активность личности целью которой является достижение состояния углубленной сосредоточенности. Предполагает определенные изменения в протекании физического и ...Словарь исторических терминов
  64. медитацияMeditation См. Дхьяна Нидидхьясана Плоды Медитации ....Словарь йоги
  65. медитациядуховные практики буддизма и индуизма. Сегодня самое распространенное название опьянения галлюциногенами Взяли кислоты в клубе и медитировали до утра....Словарь наркотического сленга
  66. медитацияMeditation техника сфокусированной интроспекции Юнг различал медитацию практикуемую на Востоке и традиционные западные религиозные упражнения и использование ее как инст...Словарь по аналитической психологии
  67. медитацияспециальные действия и особое Психологическое состояние проявляющееся в Сосредоточенности внимания и сознания человека на его собственных ощущениях в частности на тех про...Словарь по конфликтологии
  68. медитацияспециальные действия и особое Психологическое состояние проявляющееся в Сосредоточенности внимания и сознания человека на его собственных ощущениях в частности на тех про...Словарь по конфликтологии II
  69. медитацияМЕДИТАЦИЯ и ж.iЛат. meditatio непоср. и через фр. mditation.Размышление мысленное рассуждение.С истинною молитвою и с непрестанною медитациею и прилежанием штудировать с...Словарь русского языка XVIII в
  70. медитациямедитация сосредоточенность рефлексия дума медитирование Словарь русских синонимов. медитация см. дума Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М. Русс...Словарь синонимов II
  71. медитациямедитация сосредоточенность рефлексия дума медитирование...Словарь синонимов
  72. медитациялат. meditatio от meditor размышляю обдумываю умств. действие направленное на приведение психики человека в состояние углублнной сосредоточенности. В психологич. аспекте ...Советский философский словарь
  73. медитацияМЕДИТАЦИЯ от лат . meditatio размышление умственное действие цель которого приведение психики человека в состояние углубленности и сосредоточенности сопровождается теле...Современный энциклопедический словарь
  74. медитациямедитация [лат meditatio] сосредоточенное размышление....Толковый словарь иностранных слов
  75. медитацияМЕДИТАЦИЯ и ж. . Состояние глубокой умственной сосредоточенности начемн. одном отрешенность от всего остального действие приводящее в такоесостояние спец. Погрузиться в м...Толковый словарь Ожегова
  76. медитациямедитация медитация и ж. Состояние глубокой умственной сосредоточенности на чмн. одном отрешнность от всего остального действие приводящее в такое состояние спец. Погрузи...Толковый словарь русского языка II
  77. медитацияМЕДИТАЦИЯ и ж. . Состояние глубокой умственной сосредоточенности на чмнибудь одном отрешенность от всего остального действие приводящее в такое состояние спец. Погрузитьс...Толковый словарь русского языка
  78. медитацияУдарение в слове медитацияУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове медитация...Ударение и правописание
  79. медитациянарк. духовные практики буддизма и индуизма. Сегодня самое распространенное название опьянения галлюциногенами Взяли кислоты в клубе и медитировали до утраСинонимы аудиом...Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
  80. медитацияRzeczownik медитация f medytacja f...Универсальный русско-польский словарь
  81. медитацияМЕДИТАЦИЯ от лат. meditatio сосредоточенное размышление действие или условие благодаря которому возникает связующее звено посредник между гетерогенными элементами. В фи...Философская энциклопедия
  82. медитацияот лат. meditatio размышление интенсивное проникающее вглубь размышление погружение умом в предмет идею и т. д. которое достигается путем сосредоточенности на одном объек...Философский энциклопедический словарь II
  83. медитациямедитация медитации медитации медитаций медитации медитациям медитацию медитации медитацией медитациею медитациями медитации медитациях Источник Полная акцентуированная п...Формы слова
  84. медитациясостояние углубленной сосредоточенности. В психологическом смысле медитация характеризуется расслабленностью умонастроение медитирующего некоторой отрешенностью от внешн...Человек и общество
  85. медитацияМедиа Медиация Мед Медитация Мая Мета Мат Мец Мид Миди Мадия Имя Имид Мидиец Мятие Таец Тая Тема Еда Дитя Дит Дим Диета Дея Децима Дацит Аят Ацедия Атм Амт Амия Амид Ямае...Электронный словарь анаграмм русского языка
  86. медитацияМедитация лат.em meditation размышление умственное действие цель которого приведение психики человека в состояние углубленности и сосредоточенности сопровождается теле...Энциклопедия культурологии
  87. медитацияот лат. meditatio размышление англ. meditation нем. Meditation. . Умственный процесс направленный на приведение психики в Состояние углубленности и сосредоточенности. М...Энциклопедия социологии
  88. медитацияМЕДИТАЦИЯ от лат. meditatio размышление упражнение тип психотехники продуцирующий измененные состояния сознания emметодами минимизации обычных форм психической деятельн...Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  89. медитацияпогружение сознания в предмет или представление достигаемое в результате предельного сосредоточения на самом объекте медитации....Юридическая психология