Психотерапевтическая энциклопедия II

УСЛОВНОРЕФЛЕКТОРНАЯ ТЕРАПИЯ СЭЛТЕРА

УСЛОВНО-РЕФЛЕКТОРНАЯ ТЕРАПИЯ СЭЛТЕРА. Основателем раздела поведенческой психотерапии, который сейчас носит название "тренинг самоутверждения", считается Сэлтер (Salter А.). Опираясь на учение И. П. Павлова о классических условных рефлексах, используя прежде всего представления о возбуждении и торможении применительно к поведению, в своей книге "Условно-рефлекторная терапия" (1949) Сэлтер предложил программу для работы с пациентами, обладающими довольно ограниченным репертуаром стереотипов поведения и поэтому испытывающими чувство неполноценности, имеющими трудности в реализации своих обычных желаний, характеризующихся дефицитом спонтанности в выражении чувств.
Его программа "экспрессивного тренинга" включала несколько последовательно реализуемых задач:
1) обучение эксплицитному (внешнему) выражению чувств, особенно связанных с областями интерперсонального взаимодействия;
2) обучение согласованности внутреннего субъективного восприятия эмоций и их внешнего, мимического и пантомимического, выражения;
3) закрепление новых стереотипов поведения с получением дифференцированной обратной связи (информации) от окружающих;
4) обучение использованию местоимения "я" при высказывании своих желаний с принятием большей ответственности и осознанием ее;
5) тренинг усиления способности к спонтанности и гибкости в поведении как в условиях группы, так и в реальной жизни;
6) обучение использованию самоподкрепления в виде самоодобрения и самопохвалы.
Метод Сэлтера начал применяться почти через 10 лет после его опубликования. Толчком для этого явилась другая программа работы с такого рода пациентами, предложенная Вольпе (Wolpe J.), который опирался на свое понимание механизмов действия систематической десенсибилизации. С его точки зрения, причиной неуверенности индивида является социальный страх, который должен стать основной мишенью воздействия. Страх преодолевается с помощью новых стереотипов поведения - поведения самоутверждения. В дальнейшем осуществляется закрепление их в более сложных условиях. В этом тренинге использовались следующие приемы:
1) вербальное информирование и инструктирование, позитивное одобрение поведения самоутверждения;
2) поведенческие упражнения различной степени трудности; поэтапное выполнение пациентом упражнений для усвоения навыков прямого выражения своих чувств, желаний;
3) принятие новой философии жизни - философии активного отношения к ней;
4) закрепление новых стереотипов поведения вне терапевтического кабинета.
Другой известный представитель поведенческой психотерапии, Лазарус (Lazarus А. А.), рассматривал тренинг самоутверждения как способ преобразования агрессии, направленной на себя, в агрессию, направленную на других, но в социально приемлемой форме, приобретение пациентом "социальной компетентности". Достижение последней, с его точки зрения, состоит в умении выражать свои желания, требования, просьбы, в способности сказать "нет", внешне проявлять в поведении позитивные и негативные чувства, начинать, поддерживать и заканчивать беседу, не поступаясь своими интересами.
Таким образом, тренинг самоутверждения может использовать разные стратегии в зависимости от теоретических установок авторов. Однако эти различные подходы объединяет несколько общих аспектов, прорабатываемых всеми ими.
1. Концепция "Я". Негативная концепция "Я", сложившаяся в онтогенезе, часто предопределяет неудачный результат действия (эффект ожиданий по Бандуре (Bandura А., 1977)). Поэтому тренинг самоутверждения обязательно должен включать когнитивную перестройку. Пациенту следует научиться распознавать автоматические мысли (типа "Это у меня не получится", "Это мне не удастся" и др.), самопрограммирующие его, и заменить их на позитивные. В некоторых случаях возможен этап усвоения когниций, девальвирующих значимость неудачных действий. Изменение когнитивного компонента самооценки требует и изменения оценки реакции окружающих на поведение пациента, приобретения способности дистанцироваться от ситуации действия.
2. Социальная компетентность включает повышение способности к социальной дискриминации, приобретение большей гибкости в понимании контекста действия, расширение репертуара поведенческих реакций. Достижение социальной компетентности осуществляется с помощью увеличения числа вариантов восприятия ситуации, при этом особое внимание обращается на первые действия в ситуации (выбор первого шага).
3. Работа по торможению страха строится на разрушении стереотипа избегания опасной ситуации и выработке активного поведения преодоления.
Поскольку тренинг самоутверждения связан со взаимодействием, то он осуществляется, как правило, в группе. При проведении тренинга нужно исходить из принципа достижения максимально эффективного стереотипа.


  1. условнорефлекторная терапия сэлтераОснователем раздела поведенческой психотерапии который сейчас носит название тренинг самоутверждения считается Сэлтер Salter А. Опираясь на учение И. П. Павлова о классич...Психотерапевтическая энциклопедия