Психология развития словарь

РАННИЙ ВОЗРАСТ

(синоним: преддошкольный возраст) — стадия психического развития ребенка, охватывающая период от 1 года до 3 лет. Основные отличительные особенности психических процессов в Р. в.: их зависимость от наглядной ситуации; функционирование в неразрывной связи с практическими действиями; аффективный характер направленности на познание окружающего мира. Ведущей деятельностью в Р. в. является овладение предметными действиями: культурно фиксированными способами употребления предметов. Ребенок усваивает их постоянное значение, функции и то, как ими следует действовать. Становление предметных действий происходит при усвоении детьми образцов использования вещей утилитарного назначения (ложка, чашка, расческа и пр.), в игре с дидактическими игрушками (конструкторы, мозаики, пирамидки и пр.) и в процессуальной игре с сюжетными игрушками. Формирование предметных действий неотделимо от общения ребенка со взрослым, которое выступает на данном этапе развития как ситуативно-деловое. Микропериодизация Р. в.: 1) этап доречевого развития (от 1 года до 1,5 лет); 2) этап речевого развития (от 1,5 до 3 лет). Основные линии психического развития детей в Р. в.: 1. Развитие ходьбы, локомоций, мелкой моторики, расширяющих возможности познания окружающего мира. 2. Развитие ситуативно-делового общения со взрослыми. 3. Развитие когнитивных процессов: рост устойчивости внимания, увеличение объема памяти и постепенное высвобождение ее от опоры на восприятие; усвоение сенсорных эталонов, таких как геометрические формы, цвета, величины, звуки; совершенствование наглядно-действенного и зарождение наглядно-образного мышления; формирование целеполагающей деятельности; становление процессуальной игры. 4. Овладение пассивной и активной речью. 5. Развитие аффективной и волевой сферы: усиление настойчивости в деятельности, появление стремления достичь в ней результата. 6. Становление общения со сверстниками. 7. Формирование самосознания: появление знаний о своих возможностях и способностях, конкретной самооценки, гордости за достижения в предметной деятельности; становление половой идентификации. Роль опыта, приобретаемого детьми в Р. в., для дальнейшего психического развития: овладение предметной деятельностью, речью, общением со взрослыми и сверстниками закладывают основы наглядно-образного мышления, умения действовать во внутреннем плане, творческого воображения и фантазии, овладения социальными навыками, появления новых познавательных и коммуникативных потребностей, способствуют формированию более глубоких знаний о себе. Л.Н.Галигузова

  1. ранний возрастстадия развития психического ребенка от одного года до трех лет характерная качественными изменениями в развитии функций коры больших полушарий мозга головного. На ней ст...Словарь практического психолога
  2. ранний возрастКатегория. Стадия психического развития ребенка от года до лет. Специфика. Характеризуется качественными изменениями в развитии функций коры больших полушарий. В этом в...Большая психологическая энциклопедия
  3. ранний возрастРАННИЙ ВОЗРАСТ стадия психического развития ребенка охватывающая в отечественной периодизации возраст от г. до лет. Микропериодизация Р. в. этап доречевого развития ...Большой психологический словарь
  4. ранний возрастРанний возраст стадия психического развития ребенка от года до лет которая характеризуется качественными изменениями в развитии функций коры больших полушарий. В этом ...Психологический словарь
  5. ранний возрастранний возраст детские годы младенчество нежный возраст детство малолетство Словарь русских синонимов. ранний возраст сущ. колво синонимов детские годы детство мало...Словарь синонимов II
  6. ранний возрастранний возраст детские годы младенчество нежный возраст детство малолетство...Словарь синонимов