Психология развития словарь

ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ

(в психологии развития) [лат. projectus — выступающий, выдающийся вперед] — методы исследования личностных и эмоциональных особенностей ребенка, основанные на принципе проекции, сформулированном 3. Фрейдом. П. м. широко используются в практических и научных целях при изучении психологических особенностей людей разного возраста, но особенно большое значение приобретают при работе с детьми. Большинство других методов изучения личностных особенностей (анкеты, опросники, клиническая беседа и др.) основано на самоотчете испытуемого. Эти методы не могут применяться при исследовании детей, еще не способных к рефлексии собственных переживаний и состояний. П. м. не требуют такой рефлексии. При работе с детьми как в диагностических, так и в психотерапевтических целях часто используются проективные игры со специальными наборами игрушек (куклы, кукольная мебель, посуда и др.). Разработаны детские аналоги «взрослых» проективных тестов. Так, существует детский вариант теста Розенцвейга для изучения реакции на фрустрацию. Создан Детский апперцептивный тест CAT (Child Apperception Test; L. Bellak) — аналог Теста тематической апперцепции ТАТ; в нем испытуемому предлагается составить рассказы по стандартному набору картинок, изображающих животных в различных ситуациях, потенциально значимых для ребенка (кормление, наказание и т.п.). При исследовании детей широко применяются проективные рисуночные тесты: «Дом — дерево — человек» (J.N. Buck), «Рисунок семьи» (W. Wolff; W. Hulse), «Динамический рисунок семьи» (R. Burns, S. Kaufman), «Несуществующее животное» (М.З. Дукаревич) и др. А.Л.Венгер

  1. проективные методыProjective techniques. Класс психологических тестов при выполнении которых испытуемые отвечают на неоднозначные и неструктурированные стимулы что позволяет выявлять их по...Глоссарий к «Теории личности» Л. Хьел
  2. проективные методыпраектыныя метады...Русско-белорусский математический словарь