Психология развития словарь

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

— этап онтогенеза, границы которого (от 6—7 до 10—11 лет) приблизительно соответствуют периоду обучения в начальной школе. Основное содержание социальной ситуации развития в М. ш. в. составляет переход к систематическому школьному обучению. В М. ш. в. происходит интенсивное формирование основных компонентов учебной деятельности: ребенок учится приобретать знания, овладевает приемами и навыками учебной работы (умение учиться). В ходе усвоения основ научных знаний происходит становление нового уровня познавательных потребностей детей. М. ш. в. является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они приобретают опосредствованный характер, становятся осознанными и произвольными. С началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка (Л.С. Выготский). Развитие мышления приводит к качественной перестройке других познавательных процессов, придавая им регулируемый, произвольный характер: «память становится мыслящей, а восприятие — думающим» (Д.Б. Эльконин), внимание превращается в организованный, произвольный процесс. Усвоение в ходе учебной деятельности основ теоретического сознания и мышления ведет к возникновению и развитию таких новообразований М. ш. в. как рефлексия, анализ, внутренний план действий. В этом возрасте качественно изменяется способность к произвольной регуляции поведения, самоконтролю и самоорганизации. Происходящая в период кризиса семи лет «утрата детской непосредственности» (Л.С. Выготский) характеризует новый уровень развития мотивационно-потребностной сферы, что позволяет ребенку действовать не непосредственно, а руководствуясь сознательными целями, социально выработанными нормами, правилами, способами поведения. М. ш. в. характеризуется интенсивным усвоением нравственных норм. Для младшего школьника характерен моральный реализм (суждение о нравственной стороне поступка по его результату, без учета мотива) (Ж. Пиаже). На протяжении М. ш. в. складывается новый тип отношений с окружающими людьми . Безусловный авторитет взрослого утрачивается, все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества. Младший школьник активно приобретает навыки конструктивного социального взаимодействия, его дружеские отношения со сверстниками становятся более интенсивными. В этом возрасте у ребенка формируется достаточно устойчивый статус в системе деловых и личных отношений внутри детского коллектива. Психическое и личностное развитие ребенка М. ш. в. обеспечивается не только его включением в систематическое обучение. Индивидуальные особенности и способности раскрываются и развиваются также в других видах деятельности, которые активно осваиваются ребенком этого возраста (игра, простейшие трудовые навыки, занятия спортом, искусством и др.). У младшего школьника складывается относительно устойчивая самооценка как ученика и как личности в целом. Для развития адекватной положительной самооценки и чувства собственной компетентности определяющим в М. ш. в. является приобретение умелости в каком-либо виде деятельности. Исследования отечественных психологов и педагогов (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков и др.) показывают, что специально организованное развивающее обучение создает условия для реализации высокого потенциала детей М. ш. в. в усвоении научных знаний и для их общего психического развития. И. В.Дубровина

  1. младший школьный возрастВозраст лет соответствующий обучению ребенка в младшей школе классы. В М. ш. в. он обладает большими потенциальными возможностями для обучения и физического совершенств...Адаптивная физическая культура
  2. младший школьный возрастКатегория. Период жизни ребенка от до лет когда он проходит обучение в начальных классах I IV классы современной школе. Специфика. Для этого возраста характерно что у ...Большая психологическая энциклопедия
  3. младший школьный возрастМЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ англ. midchildhood среднее детство возраст летних детей обучающихся в IIII IV классах современной отечественной начальной школы. В др. странах ...Большой психологический словарь
  4. младший школьный возрастjngeres Schulalter n Kindesalter n у Jahre...Большой русско-немецкий медицинский словарь
  5. младший школьный возрастэтап развития ребнка соответствующий периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы М.ш.в. различны в разных странах и конкретноисторических условиях. После ...Педагогический терминологический словарь
  6. младший школьный возрастэтап развития ребенка соответствующий периоду обучения в образовательных учреждениях начального общего образования. Границы младшего школьного возраста могут быть условно...Профессиональное образование
  7. младший школьный возрастМладший школьный возраст период жизни ребенка от до лет когда он проходит обучение в начальных классах I IVклассы современной школе. Для этого возраста характерно ч...Психологический словарь
  8. младший школьный возрастпериод жизни от до лет соответствующий периоду обучения в классах один из основных периодов психического и физического развития детей в том числе формирования у них ра...Психомоторика словарь-справочник
  9. младший школьный возрастэтап развития ребнка соответствующий периоду обучения в нач. школе. Хронологич. границы М. щ. в. различны в разных странах и конкретноист. условиях. До в РСФСР и др. рес...Российская педагогическая энциклопедия
  10. младший школьный возрастjunior school age...Русско-английский психологический словарь
  11. младший школьный возрастprimary school age...Русско-английский экономический словарь