Психология развития словарь

КЛАССИФИКАЦИИ ОПЕРАЦИИ

|лат. classis — разряд; operatio — действие, дело] — психологическая операциональная структура, появляющаяся, по Пиаже, в интеллектуальном развитии ребенка на стадии конкретных операций и отражающая включение одного класса в другой. Напр., класс «воробьи» включен в класс «птицы», класс «птицы» включен в класс «животные», класс «животные» включен в класс «живые существа» и т.д. Критерием появления обратимых операций К. в мышлении ребенка является факт правильного ответа в знаменитой задаче на сравнение большего подкласса и класса. Для дооперациональной стадии развития интеллекта характерны ответы, известные как «феномен несохранения класса при его сравнении с подклассом». Напр., сравнивая количество роз и количество цветов в букете, состоящем из пяти роз и трех гвоздик,ребенок на дооперациональной стадии развития заявляет, что «роз больше», обосновывая свой ответ тем, что «роз в букете пять, а этих (гвоздик? цветов?) только три». Для операциональной стадии развития интеллекта характерны уже правильные ответы, типа: цветов больше, так как розы и гвоздики — все это цветы. Психологическим операциям К. Пиаже ставит в соответствие логическую структуру, названную им группировкой «простая К.» (А включено в В, В включено в С и т.д.). Эта операциональная структура основана на системе из пяти операций: 1) композиция: А А=В; В В=С и т.д. (где А х А = 0; В х В = 0 и т.д.); 2) инверсия: -А-А=-В и т.д., откуда А=В-А И А=В-А; 3) идентичность: АА= 0; 4) тавтология: А А=А, откуда А В=В; 5) ассоциативность: А (А В) = (А А) В, но А (А-А) * (А А)-А. В логико-алгебраическом смысле структура группировки К. является полуструктурой, так как пересечение классов одного порядка всегда дает пустой класс 0: А х А = 0, В х В = 0 и т.п. Полная операциональная структура — группа — появится в интеллекте ребенка на следующей, формально-операциональной стадии развития. Кроме группировки простой К. Пиаже выделяет группировку мультипликативной К. Простая К. имеет дело со сложением классов, мультипликативная — с умножением классов, т.е. одновременно более чем с одной системой классов. Простейшим примером мультипликативной К. будет, напр., система, в которой необходимо различать людей по признакам «мужчина— не мужчина» и «блондин(ка) — не блондин(ка)» одновременно. Очевидно, что в результате получится 2 х 2 = 4 класса: мужчины-блондины, мужчины-не блондины, не мужчины-блондины и не мужчины-не блондины. А. Г. Лидере