Психология развития словарь

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

(в психологии) — качественно специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития человека. Характеристика В. о. основана на выявлении психологического содержания процесса развития познавательных способностей и формирования личности на последовательных этапах онтогенеза. Согласно концепции психологического возраста, выдвинутой Л.С. Выготским и развитой затем в отечественной психологии, к числу ключевых, определяющих В. о. развития в детстве, относятся не только специфические для каждой возрастной ступени психологические новообразования, т.е. изменения в сфере сознания, психических процессов, личности ребенка, но и социальная ситуация развития (совокупность взаимоотношений ребенка с близкими ему людьми, социальными институтами, обществом в целом), а также типичные виды деятельности. Таким образом, В. о. образуют не просто механический набор многообразных свойств, а определенную сложную систему взаимосвязанных между собой качеств, включая познавательные, мотивационные, эмоциональные, перцептивные и другие характеристики, а также особенности сферы общения и деятельности ребенка. Современная возрастная психология располагает достаточно развернутой картиной В. о. психического развития ребенка в младенчестве, раннем, дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте (отрочестве). В то же время В. о. стадий онтогенеза, выходящих за пределы детства, отличаются большей вариативностью и гетерохронностью и изучены в психологии меньше. В отличие от широко варьирующих индивидуальных особенностей, возрастные психологические изменения отражают логику онтогенетических преобразований и происходят в одном и том же направлении у большинства представителей данной культуры или субкультуры (при сравнительно одинаковых социальноэкономических условиях). В. о. не выступают в «чистом виде»: они неразрывно переплетены с индивидуально-психологическими особенностями человека, что нередко обусловливает значительную сложность их исследования и необходимость дополнения классического метода возрастных срезов трудоемким лонгитюдным прослеживанием изучаемых свойств. В связи с тем, что начальные этапы онтогенеза сопряжены с нейрофизиологическими процессами созревания, а поздние периоды жизни — с угасанием функционирования организма, в психологии обсуждается проблема возможной генетической обусловленности тех или иных В. о. (R. Plomin). Однако современные исследования в области онтогенетики (генетики поведения), изучающей закономерности развертывания генетической программы человека на последовательных этапах онтогенеза, показывают, что генетические влияния относятся преимущественно к индивидуальным, а не возрастным особенностям психики человека и в любом случае носят многократно опосредованный характер. В то же время В. о. не имеют абсолютного и неизменного характера, они подвержены влияниям со стороны множества культурно-исторических, этнических и социально-экономических факторов. Примером влияния конкретной исторической ситуации на В. о. могут служить различия психологических, личностных качеств у представителей разных (нередко даже близких по возрасту) поколений. Для определения такого рода влияний в рамках лонгитюдного метода разрабатываются специальные процедуры когортного анализа (К. Schaie). Исследования показывают, что некоторые значительные исторические события (войны, стихийные бедствия и т.д.), выпадающие на долю того или иного поколения, могут накладывать определенный отпечаток на психологический облик его представителей, что, однако, должно рассматриваться не как проявление онтогенетической закономерности, а как влияние конкретно-исторических обстоятельств, в которых происходило формирование личности. Например, установлено, что поколение американцев, чье детство совпало с периодом высокой социально-психологической напряженностью, вызванной тяжелым экономическим кризисом и депрессией 30-х гг., в целом отличалось значительно большей психологической уязвимостью по сравнению как с предшествующим, так и с последующими поколениями (G. Elder). Индивидуально-психологические свойства (включая общий темп психического развития) также могут накладывать весьма существенный отпечаток на В. о. человека. Заметные отклонения в формировании В. о. познавательной или личностной сфер от нормативных хронологических сроков их появления квалифицируются как явления акселерации (ускорения) или ретардации (задержки) психического развития. В число важнейших В, о. детского развития входит специфическая сензитивность, т.е. особая, повышенная чувствительность ребенка к определенным видам воздействий или к той или иной стороне действительности, активное взаимодействие с которой на данной возрастной ступени обусловливает оптимальное формирование соответствующих психологических способностей или качеств. Изучение В. о. психики человека на разных стадиях онтогенеза поднимает теоретически сложную и недостаточно изученную проблему взаимосвязи процессов качественного изменения, развития психологических качеств и свойств, с одной стороны, и их сохранения, преемственности, с другой. Определение степени стабильности и изменчивости психологических качеств, приобретаемых ребенком в процессе последовательного прохождения этапов онтогенеза, имеет также важное практическое значение, связанное с установлением возможностей и содержания методов направленной психологической коррекции. Особое значение приобретает учет возрастно-психологических особенностей в обучении и воспитании. Развивающий эффект обучения прямо зависит от степени его соответствия психологическим особенностям учащихся. Это, однако, не означает однозначной фиксированное™ В. о. и признания в качестве единственно обоснованной стратегии «подстраивания» учебного процесса под уже сформированные познавательные структуры. Напротив, возрастные возможности усвоения знаний могут существенно расширяться в результате качественного совершенствования, оптимизации содержания и методов учебно-воспитательного процесса. Это было, в частности, продемонстрировано на примере формирования полноценных понятий (математических, лингвистических и др.) у детей младшего школьного и даже старшего дошкольного возраста, т.е. значительно раньше тех сроков, которые при традиционных методах обучения считались началом перехода к понятийному мышлению. Г. В. Бурменская

  1. возрастные особенностиСвойственные данному возрастному этапу развития человека особенности морфологии физиологии психики. При их оценке чаще всего исходят из паспортного возраста и среднестати...Адаптивная физическая культура
  2. возрастные особенностив психологии специфические свойства личности индивида его психики закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития см. возраст.Характеристика В. о. о...Большая психологическая энциклопедия
  3. возрастные особенностиaltersspezifische Besonderheiten f pl...Большой русско-немецкий медицинский словарь
  4. возрастные особенностиvkov zvltnosti...Русско-чешский словарь
  5. возрастные особенностипсихофизиологические особенности определяемые возрастом животного. Предопределяются прежде всего историческим филогенетическим развитием вида складываются путем естествен...Словарь дрессировщика
  6. возрастные особенностив психологии специфические свойства личности индивида его психики закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития....Словарь по профориентации и психологической поддержке