Психология общения. Энциклопедический словарь

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ

лат. perceptio - восприятие и socialis - общественный) - восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (др. людей, самих себя, групп, социальных общностей и т. п.). Термин П. с., ввел американский психолог Дж. Брунер (1947) для обозначения факта социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характеристик стимула объекта, но и прошлого опыта субъекта, его целей, намерений, значимости ситуации и т. д. Позже под П. с. стали понимать целостное восприятие субъектом не только предметов материального мира, но и т. наз. социальных объектов (др. людей, групп, классов, народностей и т. д.), социальных ситуаций и т. п. Было установлено, что восприятие социальных объектов обладает рядом специфических черт, качественно отличающих его от восприятия неодушевленных предметов. Во-первых, социальный объект (индивид, группа и т. д.) не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимающему субъекту, как это имеет место при восприятии неодушевленных предметов. Воздействуя на субъекта восприятия, воспринимаемый человек стремится трансформировать представления о себе в благоприятную для своих целей сторону. Во-вторых, внимание субъекта П. с. сосредоточено прежде всего не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия, в т. ч. причинных. В-третьих, восприятие социальных объектов характеризуется большей слитностью познавательных компонентов с эмоциональными (аффективными) компонентами, большей зависимостью от мотивационносмысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта. В этой связи термин «перцепция» приобретает в социальной психологии расширительное толкование, что отличает его от сходного термина в общей психологии. В структуре любого перцептивного акта выделяются субъект и объект восприятия, его процесс и результат. И если в общей психологии осн. акцент ставится на исследование процессов и механизмов порождения сенсорных образов, то в социальной психологии изучение П. с. началось с уточнения характеристик субъекта и объекта восприятия, а также роли П. с. в регуляции поведения и деятельности отдельного индивида и социальных групп. Первоначально (в 1950-х) выделялись 3 класса социальных объектов: др. человек, группа и социальная общность; в кач. субъекта восприятия выступал отдельный индивид. Позже (в 1970-х) появились исследования, где субъектом восприятия выступал не только индивид, но и группа. В зависимости от соотношения субъекта и объекта восприятия выделялись 3 относительно самост. класса процессов П.с: восприятие межличностное, самовосприятие и восприятие межгрупповое. В советской социальной психологии первые исследования в области П. с. были посвящены восприятию и оценке человека человеком (Бодалев, 1965). Введение в исследования П. с. принципа деятельности позволило представить социальную группу как субъект деятельности и на этом основании - как субъект восприятия (Г. М. Андреева, 1977). Было выделено 8 вариантов П.с: восприятие членами группы друг друга и членов др. группы, восприятие человеком себя, своей группы и «чужой» группы, восприятие группой своего члена и члена др. группы, восприятие группой др. группы (или групп). Тем самым в исследования П. с. вводится «групповой контекст» (принадлежность к своей или «чужой» группе), а также учитывается принцип зависимости межличностных отношений от деятельности группы. Это помогло развернуть исследования специфики перцептивных процессов в условиях совместной деятельности в группах разного уровня развития. К этим исследованиям относятся: формирование нормативов и эталонов П. с., структурная типология межличностного и межгруппового восприятия, восприятие статуса индивида в группе, точность и адекватность восприятия людьми друг друга, закономерности и эффекты межгруппового восприятия и т. д. (эффект первичности; эффект новизны, эффект ореола). Лит.: Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1998; Она же. Психология социального познания: Учеб. пособие. М., 1997; Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М., 1981. Г. М. Андреева

  1. социальная перцепциявосприятие понимание и оценка людьми социальных объектов других людей самих себя групп социальных общностей и пр. Этот термин ввел американский психолог Дж. Брунер для об...Словарь практического психолога
  2. социальная перцепцияАвтор. Дж.Брунер г. Категория. Феномен восприятия. Специфика. Влияние на процесс восприятия социальных или личностных факторов к которым могут относиться мотивация устан...Большая психологическая энциклопедия
  3. социальная перцепциявосприятие и оценка индивидом различных социальных объектов например отношения к нему со стороны других людей. В клинической практике встречается достаточно часто это нап...Большая энциклопедия по психиатрии
  4. социальная перцепцияпроцесс восприятия социальных объектов людей социальных групп социальных общностей....Глоссарий по политической психологии
  5. социальная перцепцияпроцесс восприятия социальных объектов людей социальных групп социальных общностей....Глоссарий по политической психологии II
  6. социальная перцепциявосприятие понимание и оценка человеком других людей....Дошкольная психология
  7. социальная перцепцияСоциальная перцепция феномен восприятия автор Дж. Брунер г. Влияние на процесс восприятия социальных или личностных факторов к которым могут относиться мотивация ус...Психологический словарь
  8. социальная перцепцияАвтор. Дж.Брунер г. Категория. Феномен восприятия. Специфика. Влияние на процесс восприятия социальных или личностных факторов к которым могут относиться мотивация устан...Психологический словарь II
  9. социальная перцепцияобласть социальнопсихологических исследований в которой изучаются процессы и механизмы восприятия и оценки людьми различных социальных объектов событий других людей....Психология человека от рождения до смерти
  10. социальная перцепцияпо Дж. Брунеруem social perception...Русско-английский психологический словарь