Психология общения. Энциклопедический словарь

СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО

группа людей, поддерживающих О. и ведущих совместную деятельность при помощи компьютеров, объединенных в локальные и глобальные сети; совокупность интеракций в виртуальной среде. Возникновение сетевых сообществ связано с расширением социальной функции Интернет, появлением социальных сервисов Веб 2.0, поддерживающих групповые взаимодействия. Эти групповые взаимодействия включают персональные действия участников (заметки, аннотирование текстов, размещение мультимедийных файлов), коммуникацию участников между собой. Примерами социальных сервисов являются социальные сети (facebook.com); Вики (Wiki) - сайты (наиболее популярна Википедия, свободно распространяемая энциклопедия на всех языках, wikipedia.org); блоги (сетевые журналы; наиболее популярен в России «Живой журнал» - livejournal.com); народные классификаторы (позволяют пользователям самостоятельно классифицировать информацию по ключевым словам, bobrdobr.ru). Эти ресурсы общедоступны, бесплатны, часто поддерживаются добровольными пожертвованиями, отличаются быстротой пополнения и разнообразием контента. Мотивами создания и вступления в сетевое сообщество могут быть деловой, познавательный, мотив сотрудничества, самореализации, аффилиативный, рекреационный, игровой, коммуникативный, мотив самоутверждения. Сетевое сообщество как единица социальной организации характеризуется наличием стратификационной системы, устоявшихся социальных норм, ролей и статусов ее участников, обще- или частично доступного контента. Восприятие личности в сетевом сообществе происходит через продуцируемые им тексты (музыку, фотографии и др.) - на первое место выходит виртуальный дискурс. Детерминантами выбора сетевого сообщества могут быть социальная ситуация, возраст, пол, род профессиональной деятельности, интересы (напр., сетевые сообщества одноклассников - odnoklassniki.ru). Сетевое сообщество становится формой организации не только досуговой, но и профессиональной деятельности через создание единого информационного ресурса (сетевые сообщества учителей приходят на смену традиционным методическим объединениям). Сетевые сообщества реализуют и своеобразную рекламную функцию. С одн. стор., они способствуют безвозмездному продвижению продуктов творчества, к-рые помещают в сети, обсуждают, предлагают ознакомиться, распространяют. С др. стор., в коммерческих целях специально создаются сетевые сообщества, продвигающие опр. продукт творчества или товар. Стихийно образованные сетевые сообщества могут являть как рекламу, так и антирекламу благодаря мнениям, обсуждениям, рекомендациям, к-рые акторы (субъекты виртуальной коммуникации) дают друг другу. Лит.: Бондаренко С. В. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ, Ростов-н/Д, 2004; Патаракин Е. Д. Сетевые сообщества и обучение. М., 2006; Быховский Я. С., Коровко А. В., Патаракин Е. Д. Учим и учимся вместе с Веб 2.0. Быстрый старт. Руководство к действию: Учеб.-метод. пособие. М., 2007; О’Рейли Т. Что такое Веб 2.0 // Компьютерра online, 2005. Т. Н. Носкова, О. В. Яковлева