Психология общения. Энциклопедический словарь

САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ

англ. self-presentation) - акт самовыражения в процессе О., направленный на создание опр. впечатления о себе у аудитории, в кач. к-рой может выступать как отдельный человек, так и группа людей. В англоязычной литературе наряду с термином С. используется понятие «управление впечатлением». Теорет. базой для развития исследований С. послужили труды представителей символического интеракционизма Дж. Г. Мида, Ч. Кули, Г. Блумера, И. Гофмана, к-рые впервые исследовали закономерности социальной перцепции в процессе межличностного взаимодействия. Наиболее существенный вклад в изучение механизмов самопрезентации внес И. Гофман, создав концепцию социальной драматургии, в к-рой он рассмотрел процесс С. через исполнение человеком социальных ролей. Он проанализировал, как взаимодействует команда исполнителей опр. ролей и публика, на к-рую это исполнение направлено. Одной из центральных задач исследования С. является выявление стратегий С., под к-рыми понимается совокупность поведенческих актов личности, разделенных во времени и пространстве, направленных на создание опр. образа в глазах окружающих. Стратегия С. включает в себя ряд отдельных тактик (приемов создания желаемого образа). Э. Джонс и Т. Питтман в 1982 г. создали одну из первых классификаций стратегий С. Она включает 5 стратегий: инграциация (цель - казаться привлекательным); самопродвижение (демонстрация компетентности); примерность (цель - казаться морально безупречным); запугивание (демонстрация силы); самоуничижение (демонстрация слабости с целью получения помощи). Существуют и др. классификации стратегий С. К наиболее известным тактикам позитивного С. следует отнести тактику ассоциирования себя с известными людьми, описанную Р. Чалдини. Тактика выученной беспомощности, изучавшаяся М. Селигманом, состоит в том, что человек умышленно изображает неспособность к требующимся от него действиям или поступкам в расчете на то, что окружающие люди ему помогут. Психологически близкой к ней является тактика создания искусств. препятствий самим человеком на пути к достижению цели, к-рая избавляет человека от объяснения причин своей неудачи. Тактика ложной скромности тоже значительно повышает позитивность образа человека, особенно в тех культурах, в к-рых ценится самоограничение (напр., в Японии, Китае, России). Но та же тактика в США принесет человеку противоположный эффект, поскольку там принято открыто заявлять о своих успехах и способностях. М. Лири описал тактику красования, целью к-рой является демонстрация своего привлекательного внеш. вида. В англ. языке она получила название «адонизация» по имени мифологического героя Адониса, к-рый был влюблен в самого себя. В зарубеж. психологии получила большое распространение концепция самомониторинга М. Снайдера, в основе к-рой лежит представление о 2 крайних типах отношения к С. Лица с высоким уровнем самомониторинга стремятся постоянно контролировать свое публичное поведение, в то время как лица с низким уровнем самомониторинга мало заботятся о том, как их воспринимают окружающие люди. Он связывает склонность к самомониторингу с конформизмом, несамостоятельностью, большей зависимостью от мнения окружающих людей. В то же время эти люди более эффективно справляются с социальными ролями, легче и адекватнее выбирают стратегию С., к-рая соответствует каждому конкретному случаю. Большое число исследований посвящено средствам С., в кач. к-рых выступают внешность субъекта С., его речевое поведение, команда (люди, помогающие ему в создании образа) и декорации (интерьер, в к-ром осуществляется С.). В отеч. психологии визуальная самоподача образа Я исследовалась Е. А. Петровой с позиции психосемиотического подхода. Самоподача образа Я реализуется с помощью 3 семиотических систем: габитуса (физич. облик, особенности лица и тела), костюм (оформление внешности: одежда, обувь, аксессуары, прическа) и кинесики (мимика, походка, жест). Е. А. Петрова разработала каталоги визуальных знаков и их значений для каждой из этих систем и исследовала их использование в коммуникативной деятельности разных групп испытуемых. В настоящее время развивается науч. направление имиджелогии, целью к-рого является изучение закономерностей создания и функционирования персональных, групповых и предметных имиджей. В рамках этого направления изучаются прикладные аспекты С. В частности, Е. В. Михайлова и К. О. Бреннер разработали процедуру тренинга С., рассчитанную на широкий круг людей, желающих оптимизировать свои отношения в деловой и дружеской сферах О. Лит.: Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни М., 2000. Михайлова Е. В. Самопрезентация: теории, исследования, тренинг. СПб., 2007; Петрова Е. А. Знаки общения. М., 2001; Шкуратова И. П. Самовыражение личности в общении // Психология личности. М., 2007; Jones E. E., Pittman T. S. Toward a general theory of strategic self-presentation // Psychological Perspectives on the Self. V. 1. Hillsdale. N. Y.: Lawrence Erbaum, 1982; Leary M. R., Kovalsky R. M. Impression management: a literature review and twocomponent model // Psychological bulletin, 1990, V. 107, № 1. И. П. Шкуратова

  1. самопрезентациялат. praesentantis представляющий . процесс представления себя своих качеств другим людям с тем чтобы узнавать их мнение о себе и формировать то или иное отношение к се...Большая энциклопедия по психиатрии
  2. самопрезентациясоздание у других людей определенного представления о себе путем разыгрывания ролей демонстрации своих достоинств или напротив недостатков сообщение о себе позитивной или...Гендерная психология
  3. самопрезентацияпредставление себя в отношении принятых способов действия поведения для формирования мнения других о себе. Ср. выражение Это говорю вам я специалист в такойто области. Ни...Краткий психолого-филологический словарь
  4. самопрезентацияНачальная форма Самопрезентация единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  5. самопрезентацияСовершенно буквально процесс представления себя в отношении социально и культурно принятых способов действия и поведения. Здесь подразумевается что этот процесс основыва...Оксфордский толковый словарь по психологии
  6. самопрезентацияСовершенно буквально процесс представления себя в отношении социально и культурно принятых способов действия и поведения. Здесь подразумевается что этот процесс основыва...Оксфордский толковый словарь по психологии
  7. самопрезентацияж....Русско-английский психологический словарь
  8. самопрезентацияпрезентация возможностей и способностей претендента на рабочее место....Словарь по профориентации и психологической поддержке
  9. самопрезентациясамопрезентация сущ. колво синонимов презентация Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы презентация...Словарь синонимов II
  10. самопрезентациястарание индивида составить определенное представление о себе в сознании других....Словарь справочник по социальной работе
  11. самопрезентацияSelfpresentation акт самовыражения и поведения направленный на то чтобы создать у окружающих и у самого себя благоприятное впечатление....Социальная психология. Интенсивный курс
  12. самопрезентацияSelf presentation процесс посредством которого мы стараемся контролировать впечатления возникающие о нас у других людей синоним управление впечатлением о себе....Социальная психология. Пойми себя, чтобы понять других!
  13. самопрезентацияпредъявление индивидом своих качеств другим людям....Теория и практика решения конфликтных ситуаций
  14. самопрезентацияRzeczownik самопрезентация f samoprezentacja f...Универсальный русско-польский словарь
  15. самопрезентацияЗатмение Затея Затес Затемно Затем Засорение Засор Заснятие Засим Заряница Зарян Заря Зарница Зарина Зарасти Заранее Заран Зараец Запрос Запрет Запор Запон Запоем Запасти...Электронный словарь анаграмм русского языка