Психология общения. Энциклопедический словарь

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОЕ

процесс вербального и невербального О. учителя с учащимися, в к-ром закрепляются и развиваются позитивные межличностные отношения, способствующие личностному росту обеих взаимодействующих сторон. Проблема П. о. э. в той или иной степени затрагивалась в филос., психол., пед. исследованиях с давних пор. Уже древние философы во взаимодействии важнейшим считали любовь (Демокрит), осторожность и сдержанность, внушение в мягких выражениях (пифагорейцы), отсутствие насилия (М. Монтень). Таких же взглядов придерживались русские педагоги И. И. Бецкой, Н. И. Новиков, В. В. Измайлов. В гуманистической психологии (К. Роджерс, Р. Бернс, Н. Боуэрс, В. Босфилд и др.) сущность П. о. э. - в его помогающем характере, не предполагающем руководства учителя и подчинения ученика. Сталкиваясь с проявлениями детской агрессии, упрямства, невнимательности, такой учитель не прибегает к авторитарным пед. средствам, а остается в контакте с ребенком, чтобы помочь ему справиться с теми или др. затруднениями. Рос. исследователи (Ф. Н. Гоноболин, А. E. Кондратенков, В. A. Крутецкий, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин) отмечают, что П. о. э. обусловливается сформированностью профессионально значимых способностей, качеств личности учителя, его установке на межличностное взаимодействие. Процесс П. о. э. включает в себя: а) умение легко вступать в беседу с учащимся; б) умение слушать; в) искреннюю заинтересованность в ученике; г) серьезное отношение к нему; д) терпимость к его ошибкам и недостаткам; е) способность чувствовать боль и радость, уверенность и сомнение; ж) умение видеть и утверждать возможности учащихся, создавать для них ситуации успеха; з) непринужденность самовыражения педагога, потребность и способность понять личность каждого ученика в сочетании с оптимистическим подходом к нему. П. о. э. зависит от изменения: а) мировоззрения учителя, его отношения к себе, своему жизненному опыту через осознание своих собственных чувств, переживаний, психол. защит и проблем; б) стереотипных отношений учителя к ученикам; в) отношения учителя к задачам пед. процесса: не только достижение дидактических целей, но и развитие сотрудничества во взаимодействии с учащимися. Способы развития готовности к П. о. э. результативны, если способствуют развитию высокой адекватной самооценки, позитивного самоотношения, самопринятия, самоуважения учителя, к-рые действенно формируются при условии осмысления главных причин непродуктивного пед. взаимодействия. Показатель готовности к П. о. э. - высокая адекватная самооценка, свидетельствующая о принятии учителем себя и других и об отсутствии необходимости прибегать в процессе взаимодействия к неосознанным неконструктивным защитам, играм, манипуляциям. Важнейшие характеристики П. о. э. - способность к эмпатии учителя, пед. гибкость, сенситивность к потребностям учащихся, эмоциональная уравновешенность, жизнерадостность, оптимизм, гуманистический стиль О. с учащимися. Лит.: Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. Кн. для учителя. М., 1987; Коломинский Я. Л., Плескачева Н. М., Заяц И. И., Митрахович О. А. Психология педагогического взаимодействия / Под ред. Я. Л. Коломинского. СПб., 2007; Rogers C. R. On becoming a person. Boston, 1961. Г. В. Гатальская