Психология общения. Энциклопедический словарь

ЛИСИНА МАЙЯ ИВАНОВНА

1929-1983) - российский психолог, спец. в обл. возрастной психологии и психологии О. Докт. психол. наук (1974), проф. (1980), являлась чл. редкол. журнала «Вопросы психологии». Основала всемирно известную науч. школу в сфере детской психологии, авт. концепции генезиса О. ребенка со взрослым. Окончив в 1952 г. психол. отделение филос. ф-та МГУ им. М. В. Ломоносова, была принята в аспирантуру ИП АПН РСФСР к проф. А. В. Запорожцу. В 1955 г. защитила канд. дис. «О некоторых условиях превращения реакций из непроизвольных в произвольные», с 1962 г. заведовала лабораторией психологии детей раннего и дошкольного возраста в том же ин-те. В 1974 г. защитила докт. дис. «Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет». С 1976 г. возглавляла отдел возрастной психологии Ин-та общей и пед. психологии. Разработала новое направление в детской психологии, ориентированное на изучение младенческого возраста, в к-ром выделила микрофазы развития детей этого возраста, их ведущую деятельность и осн. новообразования. Проводила новаторские исследования по проблемам генезиса О., его форм и движущих сил, влияния на развитие личности ребенка. Предложенный ею подход к изучению формирования личности ребенка в контексте О. основан на общеметодологической концепции, разработанной Б. Г. Ананьевым, А. Н. Леонтьевым, В. Н. Мясищевым, С. Л. Рубинштейном. Ее отправным пунктом является представление о личности как совокупности обществ. отношений. М. И. Лисина высказала предположение, что возрастное развитие личности ребенка определяется складывающимися у него в практической деятельности и О. типами этих отношений. Важным фактором психич. развития ребенка она считала правильно организованное О. взрослого с ним и с первых дней жизни отношение к ребенку как к субъекту, неповторимой, уникальной личности. Одной из первых в психол. науке подвергла систематическому и углубленному анализу генезис О. как особой коммуникативной деятельности и первая последовательно разработала концептуальную схему этой деятельности, что позволило определить специфические особенности О. детей первых 7 лет жизни. Не имеющим аналогов в мировой психол. науке является цикл исследований о возникновении и развитии речи у детей. В основу его было положено рассмотрение речи как составного элемента структуры коммуникативной деятельности: речь возникает в условиях О. лишь тогда, когда осуществление коммуникативной деятельности ребенка становится невозможным без овладения этим особым средством. Дальнейшее развитие и обогащение речи происходит в контексте усложнения и изменения О. ребенка с окружающими. Осн. труды: Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А. Г. Рузской, 1997; Проблемы онтогенеза общения, 1986; Психология самопознания у дошкольников (в соавт), 1983. Е. А. Филонова

  1. лисина майя ивановнасов. психолог. В е гг. Л. под руководством А. В. Запорожца выполнила исследование в котором показала возможность формирования произвольного управления вазомоторными реакц...Большая психологическая энциклопедия
  2. лисина майя ивановнаЛИСИНА МАЙЯ ИВАНОВНА сов. психолог. В е гг. Л. под руководством А. В. Запорожца выполнила исследование в котором показала возможность формирования произвольного управле...Большой психологический словарь
  3. лисина майя ивановнаХарьков . отечественный психолог. Биография. В г. окончила отделение психологии философского факультета МГУ училась в аспирантуре у А.В.Запорожца в Институте психологи...Психологический словарь II