Психология общения. Энциклопедический словарь

КАТЕГОРИЗАЦИЯ

англ. categorize - классифицировать, устанавливать категорию) - базисное понятие психол. науки (Дж. Брунер), как и более распространенный в отеч. психологии (в первую очередь, в школе Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии) термин «означивание» или «опосредованность значением». Восприятие и осознание объектов и событий окружающей физич. и социальной действительности, др. людей и даже самого себя является, с т. зр. психол. науки, обобщенным и опосредованным. Воспринимая единичный объект, человек сознательно или на неосознаваемом уровне его категоризует, т. е. относит этот единичный объект к нек-рому классу объектов, представителем или носителем к-рого может выступать некий перцептивный эталон, вербальное значение, социальный стереотип, типажный образ и т. п., и категоризовав, т. е. соотнеся это единично воспринятое с категорией или неким значением, субъект проецирует свое знание об этой категории на единичный объект. Во времена В. Вундта это обозначалось как перцепция (непосредственное восприятие) и апперцепция (проекция на воспринимаемое опыта воспринимающего субъекта), обеспечивающая, в частности, константность восприятия (относительная независимость восприятия от внеш. условий). Так, напр., в результате неосознанных перцептивных операций, связанных с поправками на удаленность, высокий человек на далеком расстоянии воспринимается высоким человеком, а не маленькой «букашкой», несмотря на ничтожно малую величину его проекции на сетчатку глаза. Имея эталонный образ человека и делая поправку на удаленность, наше восприятие создает адекватный истинным размерам человека перцептивный образ. Относительно социальной перцепции (т. е. восприятия человека человеком), процесс К. заключается в том, что, воспринимая некоего человека, о к-ром мы предварительно ничего не знаем, мы, тем не менее, по внеш. признакам его облика, выражению лица, одежде, манере движения его категоризуем, т. е. относим к тому или иному социальному типажу, возрастной группе, социальному статусу и т. п., и исходя из знания этого типажа (не только лично приобретенного, но и полученного из книг и газет, просмотра художественных и документальных фильмов, рассказов близких людей и дальних), мы проецируем на него (приписываем ему) некие личностные характеристики и поведенческие ожидания. Т. е. в результате процесса К. субъект имеет дополнительную информацию о воспринимаемом, почерпнутую из перцептивных эталонов, естеств. языка, поведенческих сюжетов. Т. о., восприятие и осознание единично воспринимаемого оказывается опосредованным (значениями или категориями) и обобщенным. Все вышесказанное относительно процесса К. справедливо не только применительно к процессам восприятия, но и осознания, памяти, воображения. Наше восприятие мира вооружено и вместе с тем ограничено средствами К. Как писал Л. Витгенштейн, «Границы моего языка определяют границы моего мира» (2003). С этой т. зр. выделено из потока ощущений или извлечено из памяти и затем осознано может быть только то, для чего имеется соответствующее значение, эталоны, стереотипы, типажи. Представляет интерес феномен возможного искажения воспринимаемого в сторону большего соответствия эталонной форме. Т. е. видение и интерпретация воспринимаемого подстраивается под некие эталонные, стереотипные формы, подчас принося в жертву точность восприятия. Так, применительно к житейским историям очевидец неосознанно категоризует их, подводя к эталонным житейским или литературным сюжетам. Дж. Брунер исследовал проблематику описания человеком своего жизненного пути, своей жизненной ситуации в рамках т. наз. нарративной психологии (нарратив - рассказ). Рассказывая психотерапевту события своей жизни, человек неизбежно использует уже имеющиеся сюжеты, как бы подгоняя собственное бытие под культурно-исторически сложившиеся сценарии и сюжеты нарратива. Т. е. и жизненные сценарии, и сюжеты можно рассматривать как объемные и емкие единицы категоризации. В обл. психологии личности исследование содержания и функционирования индивидуальных форм К. представлено в теории личностных конструктов Дж. Келли. Он рассматривал обычного человека как познающего мир и себя исследователя, к-рый проверяет гипотезы, касающиеся мироустройства с помощью личностных конструктов иерархически организованных биполярных оппозиций, на языке к-рых осуществляется описание мира. Им же разработан методический аппарат - «репертуарные решетки», позволяющие с помощью факторного анализа выделять разного уровня обобщения индивидуальные категории субъекта познания. Областью психологии, исследующей структуру, содержание, генезис и функционирование категорий в процессе миропознания, является психосемантика (В. Ф. Петренко, А. Г. Шмелев), где многие методические принципы Келли также распространены на исследование К. не только в сфере межличностного познания, но и применительно к психологии искусства и массовых коммуникаций, в области полит. и этнопсихологии, исследований экологического сознания и представлений в области права, этики, юриспруденции и т. п., т. е. исследований имплицитных моделей мира субъекта в самых разных сферах бытия. В области социальной психологии К. тесно связана с проблемой социальной идентичности. А. Тэшфел и Дж. Тернер в эксперим. исследованиях показали, что даже простое разбиение однородной группы испытуемых на 2 класса (напр., А и Б) способно вызвать у них чувство групповой сплоченности, фаворитизма и конкуренции. Любые формы дифференциации при К. по социальному, национальному, религиозному, возрастному принципу способны мобилизовать групповое единство, но одновр. вызвать и чувство противостояния и агрессии. И наоборот, К. по общему основанию ведет к интеграции вначале на уровне социальных представлений (С. Московичи), а затем и на уровне социального поведения. Лит.: Петренко В. Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентативности в обыденном сознании. М., 1983; Он же. Основы психосемантики. М.-Смоленск, 1997. В. Ф. Петренко

  1. категоризацияпроцесс психический отнесения единичного объекта события переживания к некоему классу как вербальные и невербальные значения символы сенсорные и перцептивные эталоны соц...Словарь практического психолога
  2. категоризацияпсихический процесс отнесения единичного объекта события переживания к некоторому классу в качестве крого могут выступать вербальные и невербальные значения символы сенсо...Большая психологическая энциклопедия
  3. категоризациясущ. жен. рода...Большой русско-украинский словарь
  4. категоризациямыслительный процесс связанный с выявлением категорий в материале первичного варианта теории или эмпирического описания. Выявление категорий осуществляется путем введения...Методологический словарь для управленцев
  5. категоризацияНачальная форма Категоризация единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  6. категоризацияпроцесс посредством которого группируются вместе психологические понятия....Психология и культура
  7. категоризациягреч. kategoreo порицаю упрекаю психологическая операция по переработке информации которая приводит к разбиению некоторого множества сигналов на отдельные подмножества ...Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика
  8. категоризацияcategorization...Русско-английский машиностроительный словарь
  9. категоризацияж. категоризация задачи категоризация понятий...Русско-английский психологический словарь
  10. категоризацияrubrication categorization...Русско-английский словарь по электронике
  11. категоризацияstrong В узком смыслеem подведение явления объекта процесса и т.п. под определенную рубрику опыта strong процесс образования и выделения самих категорий членения внешнег...Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
  12. категоризацияэто мыслительная операция основанная на отнесения единичного объекта события переживания к некоторому классу в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные...Словарь-справочник по философии
  13. категоризацияRzeczownik категоризация f kategoryzacja f...Универсальный русско-польский словарь
  14. категоризацияКАТЕГОРИЗАЦИЯ от греч. kategoria высказывание признак когнитивные процессы обеспечивающие распознавание и выявление у объектов событий и т.д. прототипных примеров понят...Философская энциклопедия
  15. категоризацияРазик Раз Раек Рага Оцет Отрезка Отрез Отказ Отец Отек Отар Орт Орка Орк Ория Орига Орза Оргия Орг Окат Оказия Ока Кяриз Ктор Крот Крица Крит Крио Криз Крез Крат Крага Ко...Электронный словарь анаграмм русского языка
  16. категоризацияКАТЕГОРИЗАЦИЯ от греч. kategoria высказывание свидетельство признак процесс отнесения познаваемого объекта к некоторому классу в качестве которого могут выступать не то...Энциклопедия эпистемологии и философии науки