Психология общения. Энциклопедический словарь

ЗНАЧИМЫЙ ДРУГОЙ

человек, являющийся авторитетом для конкретного субъекта О. или деятельности. Впервые понятие З. д. ввел американский психолог Г. Салливен. В отеч. психологии наибольший вклад в изучение этого феномена сделан в работах В. А. Петровского, показавшего, что в основе возникновения представления о партнере как З. д. лежит механизм отраженной субъектности, идеальной представленности его субъектной эксклюзивности на метаиндивидном уровне функционирования личности. Выделяются 2 осн. парадигмы в определении личностной значимости другого. В рамках первой - значимость оценивается в соответствии с теми изменениями, к-рые он произвел в индивидуальной реальности другого и его личности. Др. парадигма - делает акцент на мере соотнесенности характеристик З. д. и ценностей, смыслов и потребностей взаимодействующего с ним человека. В кач. обуславливающих факторов представления о З. д. выступают: эмоциональная привлекательность его личности, информативность и институализированная роль в контексте взаимодействия. В. А. Петровский выделяет след. формы метаиндивидной репрезентации личности З. д. в процессе взаимодействия: авторитет, эмоциональный статус, институализированная роль. Окружающие признают за З. д. право принимать ответственные решения в жизненно важных для них ситуациях. Здесь проецируются такие интраиндивидные качества З. д. как компетентность, надежность, честность, принципиальность. В эмоциональном статусе З. д. находят отражение аттрактивные характеристики, к-рые определяют во многом социометрический выбор и референтность данной личности. Репрезентация личности З. д. посредством институализированной роли связана с возможностями актуализации личностных ресурсов в рамках места занимаемого человеком в системе объективных социальных отношений. В случае лишения институированной роли, человек может одновр. в глазах окружающих лишиться и статуса З. д., особенно это характерно для ситуаций, когда социальный статус и личностный не совпадают. Э. Фромм обозначал это явление как компетентность власти и власть компетентности. Человек проявляется в виде идеальной представленности своего бытия в др. людях, продолжая себя в метапространстве существования личности. Эта мысль присутствует еще у Л. С. Выготского, когда он говорит об интериоризации социальных отношений в интрапсихич. отношения, «отраженной субъектности», содержанием к-рой является образ субъектного своеобразия партнера. Образ отраженной субъектности др. человека в значительной степени влияет на трансформацию личности взаимодействующих, а также на качество и ход протекания интеракции. На межиндивидном уровне в результате непроизвольного или произвольного целенаправленного влияния партнеров взаимодействия друг на друга важное значение имеет образ З. д. как результат взаимодействия. Именно с этим связано действие фасилитации или, напротив, ингибиции, при этом происходят как общие, так и специфические трансформации в интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-потребностной сферах. З. д. может выступать и как фасилитатор, и как блокатор развития. В др. случае роль актуализатора, регулятора и «преобразователя» выполняет своеобразный образ «идеальный другой», к-рый остается в кач. «идеальной представленности другого» даже в ситуации его физич. отсутствия. Функции З. д. могут выполнять легендарные личности, предки, художественные герои, истор. деятели, актеры, персонажи телепередач, рекламы. Персонализация рассматривается в кач. процесса, в результате к-рого, выступая в социальной жизни в кач. автономной личности, субъект идеально представлен в жизни др. людей. Выраженность способности к персонализации определяется глубиной индивидуальности субъекта, широтой и многообразием арсенала средств, к-рые он использует в О. и деятельности, репрезентируя себя и оказывая персонализирующее воздействие. Персонализация субъекта в большей степени происходит, когда он оценивается другими как значимый, достойный подражания, референтный и эмоционально привлекательный партнер, как опр. образ достижений. Согласно В. А. Петровскому, развитие совершается не во «внутр. пространстве личности», а в пространстве связей индивида с др. людьми. Личность не развивается без З. д., осуществляющего «деятельность развивания» (И. В. Слободчиков). Как в случае отсутствия З. д., так и без «значимости себя для другого» развитие личности невозможно (В. А. Петровский). После прерывания непосредственного контакта, «вклад» в другого не только сохраняется, но и продолжает развиваться в системе образов отраженной субъектности референтных других, оказывая трансформирующее влияние конструктивного или деструктивного порядка. Условием успешной трансляции «себя» является активность, представляющаяся в интраиндивидном плане в ситуациях выхода за пределы требований и ролевых ожиданий, в феноменах надситуативной, надролевой активности. Образ З. д., представленный в сознании человека в виде феномена отраженной субъектности, выступает действенным внутр. «контролером», идеально представленные образы З. д. расширяют смысловое поле личности, формируют новые представления и побуждают испытывать новые переживания. Степень идеальной представленности другого может быть различна: он может выступать как оппонент или руководитель, и тогда влияние его образа осознается личностью (Я и «Другой во мне»); либо отрефлексированные черты другого могут быть впоследствии встроены в структуру личности, и тогда влияние другого не осознается. Контролирующая функция образа З. д. достаточно подробно изучена в эмпирических исследованиях, выполненных под рук. В. А. Петровского. Возможности разных форм отраженной субъектности в плане контроля активности личности представлены также в теорет. схемах и технологических конструктах разл. совр. психотерапевтических школ: Я-родитель (Э. Бернс); «стимулирующий» образ (Д. Г. Скотт); «программирующий» образ (М. Мольц, М. Джеймс, Д. Джонгвард). Лит.: Петровский В. А. Принципы отраженной субъективности в психологическом исследовании // Вопр. психол. 1985. № 1; Он же. Личность: феномен субъектности. Ростов-н/Д, 1993; Психология с человеческим лицом / Под ред. В. И. Слободчикова, Е. И. Исаева. М., 1995; Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии: Учеб. пособие для вузов: В 3 кн. Кн. 2. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе / Под ред. В. Г. Щур. М., 2000; Щербакова Т. Н., Ганиева Р. Х. Педагог как носитель и транслятор субъектности. Ростов-н/Д, 2006. Т. Н. Щербакова

  1. значимый другойЧеловек являющийся авторитетом для данного субъекта общения и деятельности. Понятие введено американским исследователем Г. С. Салливаном. Существующие определения личност...Словарь практического психолога
  2. значимый другойличность оказывающая влияние на других людей что выражается в качественном изменении их смысловых образований и поведенческой активности. Сам термин значимый другой был п...Азбука социального психолога-практика
  3. значимый другойличность отраженная субъектность которой оказывает влияние на других людей. Это влияние выражается в изменении их мотивационносмысловой см. смысл и эмоциональной сфер см....Большая психологическая энциклопедия
  4. значимый другойтермин Г.С.Салливана означает любого человека влияющего на формирование у индивида социальных норм ценностей и личного образа Я....Большая энциклопедия по психиатрии
  5. значимый другойЗНАЧИМЫЙ ДРУГОЙ англ. significant other определенный человек чье мнение высоко ценится данной личностью своего рода референтная личность. Термин З. д. впервые ввел амер....Большой психологический словарь
  6. значимый другойлицо которое индивид признает авторитетом для себя стремясь ориентироваться на его взгляды и поведение. Он был молод и впечатлителен. Это была одна из тех тонких впечатли...Краткий психолого-филологический словарь
  7. значимый другойКак первоначально было представлено ГС. Салливаном любой человек который важен и влиятелен в отношении формирования у индивида социальных норм ценностей и личного образа ...Оксфордский толковый словарь по психологии
  8. значимый другойКак первоначально было представлено ГС. Салливаном любой человек который важен и влиятелен в отношении формирования у индивида социальных норм ценностей и личного образа ...Оксфордский толковый словарь по психологии
  9. значимый другойчеловек являющийся авторитетом или имеющий значение для данного субъекта общения и деятельности по Г.Салливану....Педагогический словарь
  10. значимый другойличность отраженная субъектность которой оказывает влияние на других людей. Это влияние выражается в изменении их мотивационносмысловой и эмоциональной сфер. Термин З. д....Психологический лексикон
  11. значимый другойsignificant other...Русско-английский психологический словарь
  12. значимый другойличность образ которой отраженный в психике др. людей оказывает на них влияние. Оно выражается в изменении их мотивационносмысловой и эмоциональной сфер. Построена трехфа...Словарь конфликтолога
  13. значимый другойтермин обозначающий культурные нормы и ценности которые мы используем в качестве системы координат для оценки самих себя....Словарь справочник по социальной работе