Психологический словарь II

ДАВЫДОВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

(31.08.1930 - 1998) - отечественный психолог. Биография. Закончил психологическое отделение философского факультета МГУ, затем - аспирантуру. С 1959 г. по 1983 г. работал в НИИ общей и педагогической психологии АП СССР, в дальнейшем - в качестве директора. Доктор психологических наук, профессор, академик АПН СССР, вице-президент АПН СССР, почетный член Национальной академии образования США. Член редколлегии журналов "Вопросы психологии" и "Психологический журнал". Исследования. Создатель психологической школы, продолжившей традиции культурно-исторической теории Л.С.Выготского и теории деятельности, разработанной А.Н.Леонтьевым, С.Л.Рубинштейном, А.Р.Лурия, Д.Б.Элькониным, П.Я.Гальпериным. В 1950-х гг. вместе с Элькониным приступил к работе по проектированию новых возрастных норм психического развития. Было показано, что среднестатистические нормы умственного развития школьника порождаются существующей системой обучения, основанной на натуралистическом подходе к развитию. Дал логико-психологическое обоснование теории развивающего обучения. В соответствии с его идеей, что в действии человека всегда наличествует со-знание другого человека, развитие ребенка рассматривается им как происходящее в контексте двух типов отношений: ребенок - предмет - взрослый (в этом случае отношение ребенок - взрослый опосредствовано предметом) и ребенок - взрослый - предмет (в этом случае отношение ребенок - предмет опосредствовано взрослым). Главная особенность "разумного мышления" состоит в том, что оно базируется на теоретических понятиях, содержанием которых - в отличие от житейских (эмпирических) понятий - является не наличное бытие, а бытие опосредованное, рефлектированное. Эти понятия выступают одновременно и как форма отражения материального объекта, и как средство его мысленного воспроизведения, т.е. как особые мыслительные действия. На основе гегелевско-марксового понимания отношения логического и логического в становлении индивидуального сознания, принципа деятельности, принципа всеобщности идеального бытия были определены основные понятия развивающего обучения (развитие рефлексии и воображения, возрастная специфика развития и др.) и спроектированы основные педагогические технологии, нашедшие практическую реализацию прежде всего на базе московской экспериментальной школы № 91. Сочинения. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных курсов. М.: Педагогика, 1972; Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986 Теория развивающего обучения. М., 1996;

  1. давыдов василий васильевичВасилий Васильевич Давыдов родился августа г. В г. он окончил школу рабочей молодежи и поступил в Московский государственный университет на отделение психологии филосо...100 великих психологов
  2. давыдов, василий васильевич. спец. в обл. психол. педагогики и филос. др психол. наук проф. Род. в Москве. Окончил психол. отделение филос. фта МГУ асп. . В работал в учреждениях АПН РСФСР и ССС...Большая биографическая энциклопедия
  3. давыдов василий васильевич. отечественный психолог. Биография. Закончил психологическое отделение философского факультета МГУ затем аспирантуру. С г. по г. работал в НИИ общей и педагогическ...Большая психологическая энциклопедия
  4. давыдов василий васильевичДАВЫДОВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ известный отечественный психолог и педагог творчески развивал базисные идеи школы Л. С. Выготского совместно с Д. Б. Элькониным построил теор...Большой психологический словарь
  5. давыдов василий васильевичДАВЫДОВ Василий Васильевич р. российский психолог академик и вицепрезидент с АПН СССР академик и вицепрезидент с Российской академии образования РАО. Эксперименталь...Большой Энциклопедический словарь V
  6. давыдов василий васильевичроссийский психолог философ и педагог специалист в области психологии обучения детской и педагогической психологии а также теоретикометодологических проблем общей и возра...История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон
  7. давыдов, василий васильевичпсихолог действительный член и вицепрезидент с АПН СССР действительный член и вицепрезидент с РАО др психологических наук . Поч. член Национальной академии образовани...Педагогический терминологический словарь
  8. давыдов василий васильевичДавыдов Василий Васильевич . отечественный психолог. Закончил психологическое отделение философского факультета МГУ затем аспирантуру. С г. по г. работал в НИИ обще...Психологический словарь
  9. давыдов василий васильевичр. . Москва психолог и педагог акад. и вицепрез. Рос. академии образования . Др психол. наук проф. . Окончил МГУ в . С работал в учреждениях АПН СССР вицепрез. с . Поч....Российская педагогическая энциклопедия