Психологический лексикон

ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ

[лат. transactio — соглашение, сделка] — направление психологии, разработанное в 50-е годы американским психологом и психиатром Э. Берном, включающее: 1) структурный анализ (теория эго-состояний), 2) собственно Т. а. деятельности и общения, основанный на понятии *трансакция* как взаимодействие эго-состояний двух вступающих в общение индивидов; 3) анализ психологических *игр*, 4) скриптоанализ (анализ жизненного сценария — *скрипта*). Под эго-состоянием понимается актуальный способ существования Я-субъекта. Выделяются три основных эго-состояния: *Родитель*, *Ребенок* и *Взрослый*. Вступая во взаимодействие, человек всегда находится в одном из них. Эго-состояние *Родитель* обнаруживает себя в таких проявлениях, как контроль, запреты, идеальные требования, догмы, санкции, забота, могущество, содержит в себе нормы и предписания, некритически усваиваемые индивидом как в детстве, так и на протяжении всей жизни, и диктующие ему линию поведения. Кроме того, эго-состояние *Родитель* содержит автоматизированные формы поведения, сложившиеся прижизненно, избавляющие от необходимости сознательно рассчитывать каждый шаг. Различают две основные формы проявления Родителя: *заботящийся* (советы, поддержка, опека и т.п.) и *контролирующий* (запреты, санкции и т.п.). Эго-состояние *Ребенок* содержит в себе аффективные комплексы, связанные с ранними впечатлениями и переживаниями. Различают Ребенка *естественного* (*свободного*) и *адаптированного*. Естественному Ребенку свойственна склонность к веселью, живому движению, фантазии, импульсивности и раскованности. Адаптированный Ребенок представлен такими разновидностями, как *бунтующий* (против Родителя), *соглашающийся* и *отчуждающийся*. Эго-состояние *Взрослый* включает в себя вероятностную оценку ситуации, рациональность, компетентность, независимость. Оно функционирует *здесь-и-теперь* и независимо от прошлого, хотя и использует информацию, заложенную в Родителе и Ребенке. Важнейшим положением теории эго-состояний является тезис о *переключении* или переходе активности от одного эго-состояния к другому: один и тот же индивид в разных жизненных ситуациях может проявляться то как родитель, то как взрослый, то как ребенок. Кроме того, в поведении и переживаниях индивида могут одновременно проявляться более чем одно эго-состояние. Следующее фундаментальное понятие Т. а. — *игры*, трактуемые как формы поведения со скрытым мотивом, при которых один из взаимодействующих субъектов добивается психологического или иного преимущества над другим (выигрыша). Игры могут быть *хорошими*, когда другой субъект не страдает от выигрыша первого, и *плохими*, когда маневры и обманная стратегия первого субъекта приводят к ущемлению благополучия второго. Берн и его сотрудники типологизировали более сотни различных игр: *супружеские игры*, *игры в кабинете врача*, *игры преступного мира*, *игры жизни* и т.д. В основе многих игр лежат скрипты, или *скрипт-программы* жизненного пути человека, заложенные в него с раннего детства под воздействием социальных факторов и воспитания. Скрипты содержатся в эго-состоянии *Ребенок*, плохо осознаются и потому делают человека психологически зависимым, несвободным. Психотерапия, разработанная Берном на основе Т. а., призвана освободить человека от скриптов, программирующих его жизнь, через их осознание, через противопоставление им непосредственности, спонтанности, близости и искренности в межличностных отношениях, через выработку разумного и независимого поведения. Конечной целью Т. а. является достижение гармонической, сбалансированной личности через гармонические взаимоотношения между всеми эго-состояниями. Основной задачей при этом является достижение автономного *Взрослого*, в первую очередь его деконтаминации, а затем интеграции с двумя другими эго-состояниями. Характерная для ранних этапов развития Т. а. абсолютизация роли Взрослого в интеграции личности в последнее время сменилась признанием необходимого участия в этом процессе Родителя и Ребенка. В связи с этим разработаны специальные методы, направленные на образование *новых* эго-состояний *Родитель* и *Ребенок* в случае, если они нарушены. Для диагностики эго-состояний и их форм в Т. а. разработан ряд вербальных методик, определяющих развитость, *энергетическую наполненность* эго-состояний и их форм. В.А. Петровский

  1. трансактный анализнаправление психотерапии paзpабoтaннoe в е годы американским психологом и психиатром Э. Берном включающее структурный анализ теория эгосостояний собственно Т. а. деятел...Большая психологическая энциклопедия
  2. трансактный анализтрансакционный направление в психологии разработанное в е годы амер. психологом и психиатром Э.Берном. Рациональный метод понимания поведения на основе трех состояний Я ...Педагогический словарь
  3. трансактный анализнаправление психологии рассматривающее развитие личности и общение как становление и взаимодействие соподчиннных уровней организации индивидуальной психики. Т.а. разработ...Педагогический терминологический словарь
  4. трансактный анализСоздателем Т. а. является американский психиатр Берн Berne E. Согласно его концепции человек запрограммирован ранними решениями в отношении жизненной позиции. Он проживае...Психотерапевтическая энциклопедия
  5. трансактный анализТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ. Создателем Т. а. является американский психиатр Берн Berne E. Согласно его концепции человек запрограммирован ранними решениями в отношении жизненной ...Психотерапевтическая энциклопедия II
  6. трансактный анализtransactional analysis...Русско-английский психологический словарь
  7. трансактный анализнаправление психотерапии разработанное в e гг. XX в. американским психологом и психиатром Э. Берном включающее структурный анализ теория эгосостояний собственно Т. а. д...Словарь конфликтолога