Психологический лексикон

ПРОГРАММНОРОЛЕВАЯ КОНЦЕПЦИЯ НАУЧНОГО КОЛЛЕКТИВА

— теория коллективной научной деятельности, рассматриваемой в трех взаимосвязанных аспектах: предметно-логическом, научно-социальном и личностно-психологическом (М.Г. Ярошевский). Единицей анализа научной деятельности выступает исследовательская программа, отражающая запросы логики развития науки и реализуемая путем распределения научных функций (ролей) между членами исследовательского коллектива. Исследовательская программа, служащая основанием консолидации научного коллектива, обусловливает появление широкого круга специфических социально-психологических феноменов коллективной научной деятельности, среди которых выделяются межличностные и предметно-рефлексивные отношения, социальное восприятие, коллективная мотивация, продуктивный конфликт, стиль руководства научным коллективом и адаптация его сотрудников, оппонентный круг и др. В ходе коллективной разработки программы возникает дифференциация научно-социальных ролей, среди которых наиболее важными являются *генератор идей*, *эрудит* и *критик*. Обусловливая социально-психологические процессы в научном коллективе, исследовательская программа, в свою очередь, испытывает влияние со стороны этих процессов, что сказывается на специфике ее развития и производстве нового знания. М.Г. Ярошевский

  1. программноролевая концепция научного коллективатеория коллективной научной деятельности рассматриваемой в трех взаимосвязанных аспектах предметнологическом научносоциальном и личностнопсихологическом М. Г. Ярошевский....Большая психологическая энциклопедия
  2. программноролевая концепция научного коллективатеория коллективной научной деятельности рассматриваемой в трех взаимосвязанных аспектах предметнологическом научносоциальном и личностнопсихологическом М.Я. Ярошевский. ...Исследовательская деятельность