Психологический лексикон

КЕЛЛИ РЕПЕРТУАРНЫХ РЕШЕТОК ТЕХНИКА

(Repertory Grid Technique) — метод изучения индивидуально-личностных конструктов, опосредующих восприятие и самовосприятие при анализе личностного смысла понятий. Предложен Дж. Келли в 1955 г. Под понятием индивидуальной системы конструктов имеется в виду система отношений и установок человека к миру. Согласно Келли, *конструкт можно представить себе как референтную ось, основной параметр оценки... На поведенческом уровне его можно рассматривать как открытый человеком способ поведения...* (Ф. Франселла, Д. Баннистер, 1987). Описание конструкта, по Келли, удобнее всего провести в биполярных понятиях, при этом конструкт становится тем, *чем два или несколько объектов сходны между собой и, следовательно, отличны от третьего объекта или нескольких других объектов* (Ф. Франселла, Д. Баннистер, 1987). Биполярность конструктов дает возможность получить матрицу взаимоотношений между ними, позволяющую проведение различных процедур латентного анализа, который выявляет структуру смысловых параметров, лежащих в основе восприятия данным человеком себя и других людей, объектов и отношений. Несмотря на внешнее сходство некоторых процедур, общую направленность на выявление *личностных смыслов* и принадлежность к методам экспериментальной психосемантики, К. р. р. т. радикально отличается от метода семантического дифференциала. В отличие от семантического дифференциала, выбор конструктов и их значений ограничивается *диапазоном применимости*. Принцип *диапазона применимости* является вторым (вместе с принципом биполярности) фундаментальным принципом К. р. р. т., подчеркивающим, что каждый конструкт может быть применен к ограниченному набору (репертуару) объектов (элементов). Техника репертуарно-матричного тестирования представляет собой реализацию индивидуально-ориентированного подхода к субъективному шкалированию. При этом ставится целью не столько сравнение оценок испытуемого с нормативными данными, сколько реконструкция индивидуальной системы смысловых единиц, обобщений, противопоставлений, лежащих в основе объективного отношения к себе и окружающим, выявление уникальных, непохожих на групповые, конструктов (принцип индивидуальности). Л.Ф. Бурлачук