Полководцы и флотоводцы России и СССР

КОЗЛОВ ДМИТРИЙ ИЛЬИЧ

КОЗЛОВ Дмитрий Ильич(1.10.1919, г. Корниловск Кубанского края – 7.3.2009, г. Самара), советский и российский конструктор ракетно-космической техники. Дважды Герой Социалистического Труда (1961, 1979), доктор технических наук, профессор, член-корреспондент Академии наук СССР с 1984 года (с 1991 г. – РАН). Лауреат Ленинской премии, двух Государственных премий СССР, Государственной премии Российской Федерации. Дмитрий Ильич Козлов родился в семье рабочего. Его отец, Илья Федорович, работал плотником в железнодорожном депо, а мать, Анна Владимировна, была домохозяйкой. Родители происходили из старинных казачьих родов станицы Новорождественской Кубанского казачьего войска. Во второй половине 1920-х годов отец был выдвинут на партийную работу. В связи с его частыми переездами по Северному Кавказу Дмитрию пришлось учиться в школах городов Владикавказ, Грозный, Новороссийск. В 1937 году он окончил в Пятигорске десятый класс. Дмитрий Ильич мечтал стать моряком, однако из-за слабого зрения не был принят в Высшее военно-морское училище имени М.В. Фрунзе. О дальнейшем выборе своей специальности Д.И. Козлов вспоминал так: «На глаза мне попалась табличка: Ленинградский военно-механический институт. Раз институт военно-механический – значит, речь идет о какой-то военной технике… Мне это подходит!» Подав в институт документы и успешно сдав экзамены, он был зачислен на первый курс.

Окончить институт Дмитрию помешала Великая Отечественная война. 1 июля 1941 года он добровольцем записался во 2-ю Ленинградскую стрелковую дивизию народного ополчения и с тяжелыми боями прошел боевой путь от добровольца до лейтенанта. 10 июля 1941 года на знаменитом Лужском рубеже под Ленинградом получил боевое крещение: вечером в расположении их дивизии высадился немецкий десант. Много добровольцев погибло в течение первых минут нападения. Тем, кто после этой атаки остался в живых, прямо под огнем противника раздавали винтовки и патроны. Необстрелянные ополченцы смогли оказать врагу достойное сопротивление, и наступление фашистов было отбито. Из того боя Козлов вышел без единой царапины, но 10 августа он получил тяжелое ранение в бою. После выздоровления его зачисляют рядовым в 165-й отдельный строительный батальон 2-й ударной армии. Дмитрий Ильич сражался на Волховском и Ленинградском фронтах, участвовал в организации «Дороги жизни». В ноябре 1943 года окончил курсы младших лейтенантов и был назначен командиром взвода в 71-ю отдельную морскую стрелковую бригаду, которая находилась на Ораниенбаумском плацдарме. В дальнейшем участвовал в Ленинградско-Новгородской наступательной операции, во время которой 25 января 1944 года был вторично тяжело ранен. С мая 1944 года Д.И. Козлов вновь на фронте, командовал стрелковым взводом 173-го стрелкового полка 90-й стрелковой дивизии 21-й армии Ленинградского фронта. Участвовал в Выборгской наступательной операции, в боях севернее Выборга 12 июля 1944 года снова был тяжело ранен и лишился левой руки. В сентябре того же года Д.И. Козлов по инвалидности был демобилизован, вернулся в институт и окончил его в декабре 1945 года.

В годы Великой Отечественной войны за мужество и героизм, проявленные при защите Ленинграда, Д.И. Козлов был награжден орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».

После окончания учебы Дмитрий Ильич был направлен на дополнительные четырехмесячные курсы для специалистов по разработке принципиально новой военной техники и затем получил назначение в СКБ НИИ-88 в Подлипки (Московская область). Отсюда в 1946 году он был откомандирован в Германию, где работал под руководством С.П. Королева в составе Технической комиссии по изучению трофейной ракетной техники. Работать приходилось в труднейших условиях: необходимо было искать, изучать и систематизировать отдельные (не уничтоженные) части технической документации, остатки деталей и механизмов ракет, восстанавливать недостающие чертежи отдельных узлов Фау-2, системы управления, стартовых устройств, лабораторного оборудования и т. п.

По возвращении из Германии Дмитрий Ильич приступил к непосредственной работе по проектированию первых отечественных ракет. Он занимал должности инженера-конструктора, старшего инженера, начальника группы, начальника сектора в отделе № 3, созданном при НИИ-88 для разработки баллистической ракеты дальнего радиуса действия. Тематика, над которой тогда работал Королев, увлекла Д.И. Козлова, и он занялся подготовкой к испытаниям ракеты Р-2, в дальнейшем принятой на вооружение Советской армии. Взлет карьеры ученого-конструктора начался с Р-5, которая еще на уровне проекта создавалась как ракета, способная нести ядерный заряд. Ведущим конструктором всех работ по этому изделию Королев назначил перспективного 32-летнего инженера Д.И. Козлова. Летные испытания Р-5 были проведены на Государственном центральном полигоне № 4 в Капустином Яре в марте – мае 1953 года. Весной коллектив под руководством Дмитрия Ильича в общей сложности провел около десятка пусков ракеты в различных вариантах оснащения, которые в целом были признаны успешными. За участие в создании ракеты Р-5М в 1956 году Д.И. Козлов награжден первым орденом Ленина.

Уже осенью 1953 года, учитывая большой опыт практической работы, Д.И. Козлов был назначен ведущим конструктором по разработке и изготовлению новой двухступенчатой баллистической ракеты, имеющей межконтинентальную дальность полета. Ракета в проектно-технической документации получила название Р-7. Для обеспечения максимальной дальности полета и надежности конструкции этого изделия был использован целый ряд принципиально новых инженерно-технических решений, главным из которых являлось боковое расположение баков первой ступени, применяемое и до сих пор. Именно эта ракета позволила нашей стране создать надежный ракетно-ядерный щит и положить начало созданию практической космонавтики.

Сложнейшие испытания Р-7 и следовавшие по их результатам доработки способствовали ее успешному пуску 21 августа 1957 года, а 4 октября 1957 года осуществлению запуска в космос первого в мире искусственного спутника Земли (ИСЗ). Именно тогда Дмитрий Ильич Козлов был награжден очередным орденом Ленина, а за спутник – Ленинской премией. С тех пор все космические беспилотные и пилотируемые корабли в СССР стали выводиться на орбиту «семеркой». Действительно, ракета Р-7 получилась настолько удачной, что для укрепления обороноспособности СССР и ускорения темпов освоения космоса ее необходимо было срочно запускать в серийное производство. Однако мощностей опытного завода № 88 в Подлипках для этого было явно недостаточно, и потому главный конструктор С.П. Королев в начале 1958 года принял судьбоносное для ведущего конструктора Козлова решение. Дмитрий Ильич получил государственное задание с большими полномочиями: развернуть в кратчайшие сроки массовый выпуск Р-7 на Государственном авиационном заводе № 1 имени И.В. Сталина в Куйбышеве (Самара) и организовать на этом предприятии специализированное конструкторское бюро – филиал королевского ОКБ-1. Непосредственно перед вылетом в Куйбышев Д.И. Козлова назначили заместителем главного конструктора ОКБ-1, то есть самого С.П. Королева.

28 февраля 1958 года вместе с группой технических специалистов Д.И. Козлов приехал на место своего нового назначения в Куйбышев, с которым впоследствии оказалась связана вся его жизнь. За короткий срок на заводе были произведены реконструкция и оснащение новым технологическим оборудованием, подготовлены новые кадры для работы по ракетной тематике. 23 июля 1959 года в составе ОКБ-1 был создан серийно-конструкторский отдел № 25 в количестве 100 человек с его постоянным нахождением на заводе № 1 с непосредственным подчинением его заместителю главного конструктора ОКБ-1 Д.И. Козлову. Главной задачей, стоявшей в то время перед отделом, было оперативное решение технических вопросов, связанных с освоением серийного производства изделий на заводе. 23 июля отмечается как дата основания предприятия «ЦСКБ-Прогресс». В 1960 году куйбышевское подразделение ОКБ-1 было преобразовано в филиал № 3, на который были возложены контроль над серийным производством изделий, а также проведение опытно-конструкторских работ и разработка ракет-носителей, а затем и специализированных космических аппаратов (КА).

12 апреля 1961 года человек впервые в мире совершил полет в космос. Космический корабль «Восток», пилотируемый Ю.А. Гагариным, был выведен на орбиту ракетой, две первые ступени которой были изготовлены на заводе в Куйбышеве под руководством Дмитрия Ильича.

За выдающиеся заслуги в создании образцов ракетной техники и обеспечение первого в мире полета человека в космическое пространство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 года Дмитрию Ильичу Козлову было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Конструкторское бюро под руководством Д.И. Козлова с начала 1960-х годов стало головным КБ по созданию КА для контроля за соблюдением международных соглашений об ограничении стратегических вооружений, проведения исследований природных ресурсов Земли и экологического контроля, космической технологии и материаловедения, космической медицины и биологии и по созданию ракет-носителей «Восток», «Молния», «Союз».

1 января 1962 года завод № 1 был переименован в «Прогресс», очень быстро ставший головным предприятием страны по выпуску ракет Р-7. В 1962 году был успешно выведен на орбиту созданный в ОКБ КА обзорного наблюдения «Зенит-2» – первый аппарат, запущенный в интересах Министерства обороны. Серийное производство КА «Зенит-2» было поручено заводу «Прогресс», а конструкторское сопровождение – филиалу № 3 ОКБ-1, коллектив которого под руководством Д.И. Козлова принимал участие в его изготовлении, летных испытаниях и сдаче в эксплуатацию. На базе «Зенит-2» в ОКБ-1 совместно с филиалом № 3 был разработан аппарат «Зенит-4», который в 1965 году был принят на вооружение.

В 1966 году первый заместитель главного конструктора Д.И. Козлов назначается начальником и главным конструктором филиала № 3 ОКБ-1.

1 января 1967 года филиалу № 3 ОКБ-1 было присвоено новое наименование: Куйбышевский филиал Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ).

Во второй половине 1960-х годов в КБ Козлова был разработан военный пилотируемый космический корабль (КК) «Звезда» на основе наработок, переданных из КБ Королева ЦКБЭМ в связи с его перегруженностью околоземными и лунными гражданскими пилотируемыми программами. КК «Звезда» имел авиационную пушку Нудельмана-Рихтера НР-23. Проект был одобрен, правительство утвердило срок первого испытательного полета – конец 1968 года. КК был воплощен в металле и подготовлен к испытательным полетам, как и специальная группа космонавтов. Однако программа корабля «Звезда» была отменена.

В 1974 году Д.И. Козлов был назначен начальником и главным конструктором самостоятельного Центрального специализированного конструкторского бюро (ЦСКБ), созданного на базе Куйбышевского филиала ЦКБЭМ, а в 1983 года – начальником и генеральным конструктором ЦСКБ.


Д.И. Козлов (в центре) с руководящими работниками ЦСКБ

За эти годы на базе КА «Зенит» в ЦСКБ было создано семь модификаций аппаратов наблюдения. Среди них был разработан и сдан в эксплуатацию КА наблюдения «Янтарь-2К» нового поколения, на основе которого созданы космические аппараты, позволяющие получать детальную широкополосную и обзорную информацию с высоким разрешением и оперативностью.

В 1978 году КА «Янтарь-2К» был принят, затем на его базе в ЦСКБ разработан и сдан в эксплуатацию целый ряд КА обзорного и высокодетального наблюдения с улучшенными эксплуатационными и тактико-техническими характеристиками. При этом совершенствовались фотоаппаратура, бортовые обеспечивающие системы, увеличивался срок активного существования спутников и их производительность. Оперативность доставки информации повышалась за счет установки капсульных автоматов с большим количеством малогабаритных капсул и высокой точностью их приземления на полигон посадки или передачи информации по радиоканалу, позволяющему довести оперативность получения информации до масштаба времени, близкого к реальному.


Д.И. Козлов (третий слева) в 153-м Центре Командно-измерительного комплекса. Краснознаменск Московской обл. 1980 г. Первый слева начальник Центра генерал-лейтенант Н.Ф. Шлыков, первый справа – начальник Главного управления космических средств РВСН генерал-лейтенант А.А. Максимов

За выдающиеся достижения в создании космических аппаратов специального назначения типа «Янтарь» Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1979 года Дмитрий Ильич Козлов награжден орденом Ленина и второй золотой медалью «Серп и Молот».

Д.И. Козлов возглавлял разработку ряда КА, в том числе автоматических космических спутников «Фрам», спутников спектрозонального фотографирования «Ресурс-Ф1» и «Ресурс-Ф2» для решения задач природопользования, экологии и картографирования, космических научно-исследовательских аппаратов «Бион», на котором проводились уникальные исследования в области космической биологии, физиологии и биотехнологии. В ЦСКБ был создан автоматический КА «Фотон» для проведения технологических экспериментов в условиях микрогравитации.


Космический аппарат «Ресурс» в сборочном цехе

В апреле 1996 года, после образования ракетно-космического центра «ЦСКБ-Прогресс»», Д.И. Козлов становится его генеральным директором и генеральным конструктором, а с 2003 года – Почетным генеральным конструктором.

Вся трудовая деятельность Дмитрия Ильича в течение более 40 лет связана с развитием отечественной ракетно-космической отрасли. За годы работы в «ЦСКБ-Прогресс» под его руководством на основе базового пакета ракеты Р-7 создано восемь модификаций ракет-носителей среднего класса типа «Восток», «Молния», «Союз».

За годы руководства Д.И. Козловым КБ разработало для Министерства обороны и сдало в эксплуатацию 17 типов КА. Конструктивно-аппаратурная база КА военного назначения дала возможность использовать созданный задел для разработки КА народно-хозяйственного и научного назначения, Было создано 26 космических комплексов и КА, предназначенных для дистанционного зондирования Земли, картографирования, проведения научных исследований, разработано, изготовлено и запущено свыше 1700 ракет-носителей типа Р-7 и около тысячи КА различного назначения. Дмитрий Ильич – автор более чем 200 научных трудов и изобретений в области проектирования автоматических космических комплексов и систем.

В ЦСКБ Дмитрий Ильич Козлов создал дружный коллектив творческих работников, способных решать задачи любой степени сложности. Он сохранил и развил традиции организаторской работы своего учителя, С.П. Королева. Конструкторскую школу Козлова отличают высокая требовательность, культура труда, постоянный поиск и совершенствование. Одним из основных факторов успешной деятельности предприятия он считал подготовку высококвалифицированных кадров. В течение многих лет Дмитрий Ильич возглавлял кафедру «Летательные аппараты» одного из ведущих вузов страны – Самарского государственного аэрокосмического университета. Под научным руководством Д.И. Козлова выросла плеяда талантливых ученых в области ракетно-космической техники и смежных с ней областях.

Д.И. Козлов ушел из жизни 7 марта 2009 года. Похоронен в Самаре на городском кладбище.


Могила Д.И. Козлова на городском кладбище в Самаре

Г.П. Аншаков, первый заместитель генерального директора ЦСКБ «Прогресс» в 1979–2006 годах, о Дмитрии Ильиче сказал: «Это был человек, безгранично преданный делу, очень организованный, с высоким чувством ответственности и в то же время очень простой».

«С именем Дмитрия Ильича связано преобразование всего нашего региона, с него началась его космическая биография, – вспоминал генеральный директор РКЦ «Прогресс» Александр Кирилин. – До сих пор в основе космического кластера области находится производственная база, которую заложил Козлов, а сформированная им научная конструкторская школа и поныне способствует созданию современнейшей космической техники».

Дмитрий Ильич был заслуженным работником промышленности СССР, заслуженным деятелем науки и техники РФ, членом-корреспондентом РАН, действительным членом Академии имени К.Э. Циолковского, Российской инженерной академии, Академии технологических наук РФ, Академии навигации и управления РФ. Удостоен званий «Ветеран ракетной техники» и «Ветеран космонавтики России».

В числе наград Д.И. Козлова российский орден «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени, а также советские: четыре ордена Ленина (1956, 1959, 1961, 1979), ордена Октябрьской Революции (1971), Отечественной войны 1-й степени (1985), медали.

Д.И. Козлову было присвоено звание почетного гражданина Самарской области, городов Самары и Тихорецка Краснодарского края, где ему установлены бюсты. Имя Д.И. Козлова присвоено муниципальному музею «Самара Космическая» и расположенной перед музеем площади. Самарский техникум авиационного и промышленного машиностроения тоже получил имя дважды Героя Социалистического Труда, заслуженного деятеля науки и техники РФ Д.И. Козлова.

С 2009 года, в целях выявления и поддержки талантливых молодых исследователей, оказания содействия в профессиональном росте научной молодежи, поощрения творческой активности обучающихся, ведущих аэрокосмические изыскания, в Самарской области утверждена премия имени Д.И. Козлова.

В 2017 году именем академика Д.И. Козлова названа улица в жилом микрорайоне «Кошелев-парк» в Самаре.

Сергей Мигулин,
старший научный сотрудник Научно-исследовательского института
военной истории ВАГШ ВС РФ,
кандидат исторических наук

  1. козлов дмитрий ильичКОЗЛОВ Дмитрий Ильич р. российский ученый членкорреспондент РАН членкорреспондент АН СССР с дважды Герой Социалистического Труда . Труды по созданию автоматизированн...Большой Энциклопедический словарь V
  2. козлов дмитрий ильич. в ст. Тихорецкая Кубанской обл. ныне г. Тихорецк Краснодарского края . г. Самара похоронен на Аллее Героев городского кладбища ученый генеральный конструктор и организ...Военный энциклопедический словарь