Полководцы и флотоводцы России и СССР

ИВАНОВСКИЙ ЕВГЕНИЙ ФИЛИППОВИЧ

ИВАНОВСКИЙЕвгений Филиппович (7.3.1918, дер. Черея Лепельского у-да Витебской губ. – 22.11.1991, Москва), советский военачальник, генерал армии (1972). Герой Советского Союза (21.02.1985). Евгений Филиппович Ивановский родился в бедной крестьянской семье. Годы детства были тяжелыми, голодными, как и у многих в тогдашней белорусской деревне, хотя он и был единственным ребенком в семье. В 1924 г. Ивановские переехали на новое место жительства на станции Красный Лиман Северо-Донецкой железной дороги, где Евгения определили в школу для детей рабочих и служащих станции. Он учился успешно и, окончив в 1935 г. десятилетку, поступал в Киевский институт киноинженеров на новую тогда специальность кинорадиоинженера. Конкурс в институт был весьма солидным, и в число студентов Евгений не попал.

Вернувшись домой, с октября 1935 по август 1936 г. работал дежурным техником радиоузла станции Красный Лиман. Знаний и опыта школьного радиолюбителя вполне хватало, чтобы справляться со своими обязанностями. В июле 1936 г. уже поставленный на воинский учет Евгений вместе с другими комсомольцами был вызван на беседу в райком комсомола. В конце беседы секретарь райкома объявил, что партия и комсомол призывают молодежь поступать в военные училища. Так комсомолец Ивановский принял решение встать в ряды защитников Родины.

В августе 1936 г. он поступил в Ульяновское военно-техническое училище, в ноябре 1937 г. был переведен в Саратовское Краснознаменное бронетанковое училище (с сентября 1938 г. – 1-е Саратовское Краснознаменное бронетанковое училище), которое окончил в декабре 1938 г. по первому разряду. В сентябре 1938 года Ивановский женился на своей школьной подруге Раисе Левченко, которая разделила с ним все тяготы, лишения и невзгоды военных лет и радость мирной жизни.

По окончании училища офицер получил предписание на Дальний Восток, тогда это были самые тревожные рубежи советской земли. Однако кадровые органы затребовали ряд выпускников для укомплектования танковых частей Московского военного округа. Так Ивановский удостоился высокой чести попасть в столичный военный округ, но в душе сожалел, что не довелось послужить на самом взрывоопасном направлении, где только что закончились хасанские события.

С января 1939 г. Е.Ф. Ивановский был командиром танкового взвода в танковом полку под Рязанью, которым командовал участник Гражданской войны, известный в армейской среде майор Д.Д. Лелюшенко. Этот человек отдавал делу военной службы все силы и энергию, всего себя. Будни офицеров в части были наполнены учебой, ратным трудом; все жаркое сухое лето танкисты провели в лагерях, усиленно занимаясь боевой подготовкой. В сентябре танковый полк, в котором служил Ивановский был преобразован в 39-ю отдельную легкотанковую бригаду, а Евгения назначили помощником начальника штаба батальона. Бригада участвовала в походе в Западную Белоруссию, население которой встречало советских воинов с радостью, что поднимало боевой дух танкистов.

В декабре 1939 г. 39-ю отдельную легкотанковую бригаду перебросили на Карельский перешеек, где уже шли ожесточенные бои с финскими войсками. Бригада прошла трудный путь от неудачного декабрьского наступления в низовьях Вуоксинской водной системы к февральскому прорыву линии Маннергейма. Ей предстояло наступать с небольшого плацдарма на хорошо укрепленные позиции врага. Первый бой был тяжелым и безрезультатным. Атакующим со значительными потерями пришлось вернуться на исходные позиции. Подготовка к новому наступлению проводилась более тщательно: была произведена перегруппировка войск, штабы частей отработали все вопросы взаимодействия пехоты, танков и артиллерии. Танковые атаки на этот раз имели успех, наступавшие блокировали и уничтожали доты, штурмом овладевали высотами, опорными узлами и теснили противника. Боевые действия с финнами на Карельском перешейке явились для лейтенанта Ивановского серьезным испытанием.

В тяжелых условиях, в жестоких боях советско-финляндской войны бойцы Красной армии проявили мужество, стойкость и героизм. 39-я отдельная легкотанковая бригада за боевые заслуги была награждена орденом Ленина, а лейтенант Е.Ф. Ивановский, вместе с другими командирами, награжден орденом Красной Звезды. На войне Евгения застало еще одно радостное событие – рождение сына, которого решено было назвать Виктором.


Политинформация с экипажами танков Т-26 и десантом перед наступлением на Карельском перешейке 1940 г.

Боевые действия на Карельском перешейке к весне 1940 г. прекратились, а 12 марта был подписан мирный договор с Финляндией. В мае 1940 г. Евгения послали на курсы по подготовке к поступлению в военную академию, и с 1 сентября он стал слушателем первого курса командного факультета Военной академии механизации и моторизации РККА им. И.В. Сталина.

К учебе старший лейтенант Ивановский приступил с большим энтузиазмом. Лекции в академии читались на высоком уровне, практические занятия проводились не менее квалифицированно, преподавателям было легко и интересно работать с новыми слушателями, имевшими боевой опыт. После занятий слушатели в академии любили допоздна подискутировать. На курсе учились «испанцы», «халхингольцы», «карелы» – все те, кто принимал участие в боевых действиях в Испании, на реке Халхин-Гол, на Карельском перешейке. На закрытых площадках в технических классах академии появились танки Т-34. Ивановский, будучи танкистом, восхищался «тридцатьчетверкой», в которой просматривались тактико-технические данные, рассчитанные на перспективу.

В мае 1941 г., выступая перед слушателями академии, начальник Главного автобронетанкового управления Красной армии генерал-полковник Я.Н. Федоренко сказал прямо: «…война, товарищи, приближается, и ваша служба пройдет на полях будущих сражений». В начале октября 1941 г. Ивановскому присвоили звание капитана, а на следующий день начальник академии объявил о досрочном выпуске в действующую армию. Евгения Филипповича назначили начальником штаба 27-го танкового полка.

Из-за нехватки боевой техники вместо полка был сформирован отдельный танковый батальон, который принял первый бой на наиболее опасном участке у деревни Ляхово, где почти сходятся, а затем параллельно идут к Москве Минская автострада и Можайское шоссе. Сил было мало, и во встречном бою рассчитывать на победу было трудно. Действуя способом засады, батальон нанес серьезный урон превосходящим силам противника. В боевом донесении командир батальона майор М.К. Купернюк и старший адъютант батальона (начальник штаба) капитан Е.Ф. Ивановский писали: «…уничтожено до 20 танков. Все атаки противника отбиты. Три уничтоженных танка на счету политрука роты А. Байкова». Батальон с честью выдержал испытание, а начальник штаба уже планировал новые рубежи танковых засад.


Танки КВ в контрнаступлении под Москвой 1941 г.

4 декабря 1941 г. батальон остановил и уничтожил прорвавшуюся танковую группу немцев, оградив от окружения и разгрома штаб Западного фронта. Руководил боем начальник штаба батальона капитан Ивановский. Звание Героя Советского Союза, которое Ивановский получит в 1985 г., было вполне заслуженным уже за один этот эпизод. 5 декабря войска Западного фронта после продолжительной обороны перешли в контрнаступление.

В январе 1942 г. капитан Е.Ф. Ивановский принял командование
27-м отдельным танковым батальоном. Теперь, как командиру отдельной части, ему предстояло самостоятельно решать многие вопросы. 20 января танки 27-го отдельного танкового батальона в составе 82-ой стрелковой дивизии освободили город Можайск, который был весь в развалинах. В первые же минуты свободы на одном из сохранившихся зданий города взвился красный флаг. С гордостью смотрели на него танкисты, хотя осознавали, что впереди еще не одна сотня километров боевого пути.

В марте 1942 г. приказом командующего Западным фронтом Е.Ф. Ивановскому было присвоено очередное воинское звание – майор. В то же время Государственный Комитет Обороны принял решение о формировании первых танковых корпусов. Евгения Филипповича как командира, имевшего уже большой боевой опыт, сначала назначили заместителем начальника штаба 199-й танковой бригады, а вскоре начальником разведывательного отдела штаба 2-го танкового корпуса, которым командовал Герой Советского Союза генерал-майор А.И. Лизюков. То, что происходило в те весенние дни в Подмосковье и на берегах Волги, где шло формирование танковых корпусов, можно было назвать рождением танковых лавин. Под Горький (Нижний Новгород) в зимние лагеря прибывали танковые части и боевая техника – целые эшелоны новеньких Т-34, которые в скором времени должны были устремиться на запад.

Весной 1942 г. 2-й танковый корпус вошел в состав действующей армии и в дальнейшем воевал в составе Брянского, Сталинградского и Юго-Западного фронтов. В боях Евгений Филиппович приобрел навыки и опыт в организации и ведении разведки в условиях действий в крупном городе и степной местности. В сентябре приказом наркома обороны СССР ему присвоили звание подполковника. Корпус наступал на внешнем фронте окружения противника под Сталинградом, освободил от фашистских захватчиков хутор Ильинка, станицу Калитвенская, города Миллерово и Ворошиловград. Подполковник Ивановский зачастую лично руководил разведкой в бою, совершенствовал службу разведки корпуса, обеспечивал квалифицированное и оперативное решение задач по изучению противника и организации разведки.

В январе 1943 г. в представлении Ивановского к награждению орденом Красного Знамени отмечалось, что он как умелый организатор разведки обеспечил командование достоверными данными о противнике и способствовал принятию правильных решений по выбору направлений главных ударов и овладению населенными пунктами.

С 9 июля 1943 г.2-й танковый корпус в составе Воронежского фронта участвовал в Курской битве. Разведчики под руководством Е.Ф. Ивановского доставили 13 пленных, что позволило командованию корпуса и 5-й гвардейской танковой армии вскрыть группировку противника на участке действий корпуса. За боевые отличия Евгений Филиппович был удостоен ордена Отечественной войны 2-й степени и назначен начальником оперативного отдела штаба корпуса. Уже через месяц начальник штаба корпуса полковник В.В. Кошелев так характеризовал деятельность оперативного отдела и его начальника: «Все боевые приказы и документы отрабатываются четко и быстро. Доводятся до подчиненных частей своевременно. Сведения о положении частей корпуса и соседей собираются своевременно и формируются в вышестоящие штабы, что дает возможность принять правильное решение вышестоящему командованию». За это Е.Ф. Ивановского наградили орденом Отечественной войны 1-й степени.

Осенью и в начале зимы 1943 г. корпус, преобразованный в 8-й гвардейский, участвовал в освобождении Левобережной Украины, битве за Днепр, в Киевских наступательной и оборонительной операциях. В этих боях Е.Ф. Ивановский приобрел большой опыт планирования, организации и управления боем крупного оперативно-тактического объединения – танкового корпуса, опытом форсирования реки Днепр и захвата плацдарма, а также организации боя в оперативной глубине обороны противника. В декабре 1943 г. он как опытный фронтовик вместе с командиром и рядом других офицеров 8-го гвардейского танкового корпуса был приглашен в Москву в Главное бронетанковое управление, где принял участие в разработке нового Боевого устава бронетанковых войск.

Весной 1944 г. корпус был передислоцирован под Ровно и вошел в состав 2-го Белорусского фронта.

В августе 1944 г. приказом народного комиссара обороны СССР подполковнику Е.Ф. Ивановскому присвоили воинское звание гвардии полковник. По личной просьбе Евгения Филипповича в октябре его назначили командиром 62-го гвардейского тяжелого танкового полка, на вооружении которого находились новые танки ИС-2. О причинах «выдвинуться вниз» Ивановский высказался просто: «Во-первых, давно хочется повоевать не на картах, а на местности, во-вторых, как истинный танкист, неравнодушен к новой мощной технике». На это командир корпуса ответил, что с таким опытом работы надо готовиться к должности начальника штаба корпуса как минимум, но подписал документы.

В январе 1945 г. 62-й полк участвовал в Восточно-Прусской операции, и Ивановский приобрел опыт использования тяжелых танков в противотанковой обороне, в прорыве промежуточных рубежей обороны противника в оперативной глубине, а также в разгроме противника, пытавшегося вырваться из окружения. За исключительную отвагу и мужество гвардии полковник Е.Ф. Ивановский был награжден орденом Суворова 3-й степени. Танки ИС-2 в атаке наводили ужас на фашистов, вынуждали их к отступлению и бегству. Мощная боевая техника и вооружение танкового полка вселяли в офицера Е.Ф. Ивановского уверенность, гордость, постоянное чувство боевого порыва и готовности к выполнению боевого приказа.

В первое послевоенное десятилетие служба Евгения Филипповича проходила в основном на территории Белорусского военного округа. Он был начальником разведотдела, отдела боевой подготовки 5-й механизированной армии, заместителем командующего бронетанковыми войсками по самоходной артиллерии, начальником штаба 8-й механизированной, а затем – командиром 29-й танковой дивизий. В 1951 – 1952 г. окончил годичные Академические курсы усовершенствования офицерского состава Военной академии бронетанковых и механизированных войск им. И.В. Сталина по профилю начальников штабов дивизий.

На всех должностях Е.Ф. Ивановский уделял большое внимание работе с офицерскими кадрами, особенно становлению молодых и вновь назначенных на должности офицеров. В его характеристике отмечалось, что во взаимоотношениях с подчиненными он был требовательным, но вместе с тем доступным и внимательным и пользовался заслуженным авторитетом в войсках. Постановлением Совета министров СССР 8 августа 1955 г. полковнику Е.Ф. Ивановскому было присвоено звание генерал-майор танковых войск.

В 1956 г. Евгения Филипповича направили на учебу в Высшую Военную академию им. К.Е. Ворошилова (с июня 1958 г. – Военная академия Генерального штаба), которую он окончил в ноябре 1958 года с золотой медалью и дипломом с отличием. В выпускной аттестации на Е.Ф. Ивановского начальник академии генерал армии Г.К. Маландин написал: «Отличный генерал. Может быть командиром корпуса, начальником штаба армии и старшим преподавателем академии Генштаба».

Е.Ф. Ивановского назначили на более высокую должность – первым заместителем начальника штаба Дальневосточного военного округа. Затем, с марта 1961 по декабрь 1965 г., он командовал 1-й гвардейской танковой армией Группы советских войск в Германии. Через много лет в беседе с сыновьями он говорил: «…я, пожалуй, никогда не был так счастлив: когда исполнилась моя сокровенная мечта стать командармом». В апреле 1962 г. Ивановскому присвоено очередное воинское звание – генерал-лейтенант танковых войск.

В декабре 1965 г. он стал первым заместителем командующего войсками Московского военного округа. В октябре 1967 г. ему присвоили звание генерал-полковника. С июня 1968 г. в течение четырех лет Е.Ф. Ивановский возглавлял Московский военный округ. Евгений Филиппович считал свой округ центром военно-научной мысли и кузницей военных кадров страны.

В июле 1972 года его назначили главнокомандующим Группы советских войск в Германии (ГСВГ). Через несколько месяцев ему присвоили звание генерала армии. Возглавляемое Ивановским оперативно-стратегическое территориальное объединение являлось самой современной и мощной группировкой советских войск в послевоенное время и передним краем всего социалистического содружества, где каждый военнослужащий чувствовал себя еще и полномочным представителем Советского государства. Более восьми лет Евгений Филиппович командовал ГСВГ и оставил по себе хорошую память. Служивший в это время в Группе войск Н.С. Зайцев вспоминал о нем: «Высокий, стройный, с "точеной" крупной фигурой, типичным лицом и говором белоруса, завидной и легкой походкой он вызывал у военных любого ранга неизменное желание подражать его внешнему виду, манере простого и доступного обращения с людьми… Он прекрасно водил танк, метко стрелял и очень увлекался спортом, чему подражали все подчиненные».


Главнокомандующий Группы советских войск в Германии генерал армии Е.Ф. Ивановский с руководством Министерства обороны ГДР.

В декабре 1980 г. Е.Ф. Ивановский возглавил войска Белорусского военного округа. Он вернулся на свою историческую родину с радостью, но была, по мнению окружающих, и горчинка: из ГСВГ главкомы обычно назначались в Москву с повышением. Однако на делах это никоим образом не сказалось, тем более что новому командующему пришлось сразу участвовать в подготовке оперативно-стратегических учений «Запад-81» – одних из крупнейших в истории советских Вооруженных Сил. За особые отличия в ходе проведения этих учений Ивановский в мирное время удостоился полководческого ордена Кутузова 1-й степени.

В 1984 г. в Воениздате вышли мемуары Е.Ф. Ивановского «Атаку начинали танкисты», в которых он рассказал о ратных делах своих боевых товарищей, о воинском мастерстве, мужестве и подвигах танкистов, отличившихся в сражениях Великой Отечественной войны.


Обложка книги Е.Ф. Ивановского «Атаку начинали танкисты».

В феврале 1985 г. Евгений Филиппович был назначен Главнокомандующим сухопутными войсками – заместителем министра обороны СССР. Он имел большой практический опыт в управлении войсками военных округов и группы войск, в организации боевой учебы соединений и объединений, поддержания их в постоянной боевой готовности. Это был всесторонне подготовленный, с большим боевым опытом, способный и культурный генерал, который имел непререкаемый авторитет в Вооруженных Силах СССР. По многочисленным отзывам и воспоминаниям современников, Е.Ф. Ивановский был выдающимся мастером боевой подготовки войск. С июля 1989 г. Евгений Филиппович состоял в группе военных инспекторов МО СССР в качестве военного инспектора, советника.

В послевоенное время Е.Ф. Ивановский был награжден тремя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени, Кутузова 1-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды и «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени. 21 февраля 1985 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР за большой вклад в подготовку и повышение боевой готовности войск, умелое руководство войсками, мужество и отвагу, проявленные в годы Великой Отечественной войны Ивановскому присвоено звание Героя Советского Союза.

По оценкам людей, хорошо знавших Евгения Филипповича, главной чертой, определявшей его жизнь, была всепоглощающая преданность делу. Он не мыслил себя вне армии, жил ее заботами, огорчался ее неудачам и радовался росту ее могущества.

Умер генерал армии Евгений Филиппович Ивановский 22 ноября 1991 г., похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Имя героя высечено золотыми буквами в зале Славы Музея Победы в Москве. В Минске на здании Министерства обороны Республики Беларусь установлена мемориальная доска. На Аллее Славы города Чашники Витебской области Республики Беларусь находится стенд, посвященный Е.Ф. Ивановскому. В городах Витебске, Слуцке и городе-герое Волгограде именем генерала Е.Ф. Ивановского названы улицы.


Могила генерала армии Е.Ф. Ивановского на Новодевичьем кладбище в Москве.

Владимир Толшмяков,
научный сотрудник Научно-исследовательского
института военной истории ВАГШ ВС РФ

  1. ивановский, евгений филипповичРод. ум. . Военачальник занимал высокие командные посты. Командовал войсками Московского военного округа с был главнокомандующим Группой советских войск в Германии с т...Большая биографическая энциклопедия
  2. ивановский евгений филипповичИвановскийstrong Евгений Филиппович р. . местечко Черея ныне Чашникского района Витебской области БССР советский военачальник генерал армии . Член КПСС с . В Советской Ар...Большая Советская энциклопедия II
  3. ивановский евгений филипповичИВАНОВСКИЙ Евгений Филиппович генерал армии Герой Советского Союза . Участник Великой Отечественной войны. С командующий войсками Московского ВО с главнокомандующий ...Большой Энциклопедический словарь V