Полководцы и флотоводцы России и СССР

ЖОМИНИ ГЕНРИХ ВЕНИАМИНОВИЧ

ЖОМИНИ (Jomini) Антуан Анри (Генрих Вениаминович) (6.3.1779, Пайерн, Швейцария, — 24.3.1869, Париж), военный теоретик, генерал от инфантерии (1826). Антуан Анри Жомини, один из выдающихся военных теоретиков и историков XIX века, родился 6 марта 1779 года в маленьком швейцарском городке кантона Во в семье местного авойера (градоначальника) Бенжамена Жомини. В 1796 году он переехал в Париж, где устроился клерком в банке. В 1798 году в Швейцарии была провозглашена Гельветическая республика, зависимая от революционной Франции, и Антуан Анри вернулся на родину. По приезду он поступил на службу во вновь созданное швейцарской Директорией Военное министерство, сразу получив чин лейтенанта, а через год назначен шефом батальона. В 1801 году, попав под следствие по обвинению во взятках, А. Жомини снова уехал из Швейцарии в Париж. Во Франции он некоторое время работал в фирме Дюпона, являвшейся крупнейшим поставщиком военного снаряжения для французской армии. В это же время он посвятил себя научной деятельности в области военной стратегии и начал работу над своей первой рукописью, которая впоследствии станет основой для его фундаментального труда «Трактат о больших военных действиях» («Traité des grandes opérations militaries»). В этой работе, первое издание которой состояло из трех томов и вышло в 1804–1805 годах, проводился сравнительный анализ военного искусства прусского короля Фридриха II Великого и французского императора Наполеона I.


Титульный лист русского издания «Traité des grandes opérations militaries»

Благодаря протекции будущего маршала Франции М. Нея и влиятельного отца Антуан Анри вступил добровольцем во французскую армию и стал адъютантом «храбрейшего из храбрых». В 1805 году он принял участие в Австро-русско-французской войне и сопровождал М. Нея во время разгрома австрийцев при Ульме в сентябре и октябре. Вскоре он получил должность при штабе 6-го армейского корпуса, а на следующий год стал первым адъютантом М. Нея. За доблесть, проявленную в ходе кампании на Дунае, А. Жомини был произведен в полковники.

Во время Русско-прусско-французской войны 1806–1807 годов А. Жомини временно служил в Главном штабе Наполеона I. Великий полководец, познакомившись с трудами Жомини, оценил его знание прусской армии и пожелал видеть в своем окружении. Швейцарец следовал за Наполеоном в битвах при Йене 14 октября 1806 года и при Прейсиш-Эйлау 7–8 февраля 1807 года. Под Йеной А. Жомини присутствовал в рядах 25-го линейного полка, атаковавшего прусские позиции у Изерштадта, за что был отмечен в рапорте командира корпуса. Во втором сражении он находился на наблюдательном пункте рядом с императором, куда в полдень прорвался небольшой отряд русской пехоты. Здесь он стал свидетелем яростной штыковой схватки противников. Так А. Жомини впервые познакомился с силой русского оружия, представлявшего страну, которая менее чем через семь лет станет его новой родиной, и службе которой он посвятит всю оставшуюся жизнь.


Наполеон на поле битвы при Прейсиш-Эйлау. Худ. Ж.А. Гро

За проявленный в сражениях с пруссаками и русскими высокий профессионализм А. Жомини был пожалован титулом барона Империи, награжден орденом Почетного легиона и назначен начальником штаба 6-го армейского корпуса, которым командовал его давний покровитель М. Ней. В этой должности он находился во время похода Наполеона I в Испанию в 1808 году. Летом 1809 года маршал М. Ней командировал Жомини в Вену с поручением проинформировать Наполеона I о положении дел на Пиренеях, после чего их пути на время разошлись.

В 1810 году А. Жомини, у которого начался конфликт с влиятельным начальником Главного штаба Наполеона I маршалом Л.А. Бертье, попытался перейти на русскую службу. Однако император отказался дать ему отставку, произвел в бригадные генералы и поручил написать историю итальянских кампаний 1796–1800 годов. А. Жомини далеко вышел за пределы первоначального замысла Наполеона I и создал капитальную «Критическую и военную историю Революционных войн» («Histoire critique et militaire des guerres de la Révolution»), охватывающую события с 1792 по 1801 год. Этот труд был опубликован в 1810 году. Годом позже он подготовил первое полное издание «Трактата о больших военных действиях», отдельные тома которого выходили из печати вплоть по 1816 года. Весь труд состоял из 8 томов.

В 1812 году военный теоретик принял участие в походе Наполеона I в Россию. Во время этой кампании он сначала был губернатором Вильно, а затем Смоленска. А. Жомини сыграл важную роль в организации перехода остатков наполеоновской армии через реку Березину во время отступления из России. Именно благодаря совету швейцарца, предложившего осуществить переправу выше Борисова, который в тот момент прочно удерживали войска маршала Н. Удино, императору французов удалось избежать полного разгрома и плена. Во время этих событий он серьезно заболел лихорадкой и чуть не утонул. Антуан Жомини станет единственным участником Отечественной войны 1812 года, воевавшим на стороне противника, чей портрет впоследствии будет помещен в Военной галерее Зимнего дворца в Петербурге.

Вернувшись во Францию, А. Жомини несколько месяцев восстанавливал здоровье, после чего он вновь присоединился к армии и был назначен начальником штаба III армейского корпуса М. Нея. Он принимал участие в битве при Бауцене 20–21 мая 1813 года, за что был представлен к чину дивизионного генерала. Однако по неизвестным причинам его исключили из списков лиц, представленных на повышение, – сам Жомини приписывал это недоброжелательству Бертье. Пережив сильное унижение, он окончательно решил покинуть французскую армию и перейти на русскую службу.

14 августа 1813 года, во время перемирия, А. Жомини выехал из расположения французской армии и два дня спустя прибыл к Александру I в Прагу. Здесь он был принят в Свиту Его Императорского Величества по квартирмейстерской части. Царь даровал ему чин генерал-лейтенанта, а после битвы под Кульмом 29–30 августа Жомини стал генерал-адъютантом. В ходе Заграничных походов русской армии 1813–1814 годов Александр I командировал Жомини к главнокомандующему союзными силами фельдмаршалу князю К.Ф. Шварценбергу. Кроме Кульмского сражения генерал участвовал и в «Битве народов» под Лейпцигом 16–19 октября. В кампании 1814 года на территории Франции А. Жомини принимал участие в сражении под Бриенном 29 января и в штурме Бар-сюр-Сена 2 марта. После завершения войны 6-й антифранцузской коалиции он сопровождал Александра I на Венский конгресс.

В 1816 года А. Жомини впервые приехал в Санкт-Петербург, где провел зиму. В царствование Александра I он бывал на своей новой родине наездами, но после восшествия на престол Николая I в 1825 году обосновался в Петербурге. В следующем году он получил чин генерала от инфантерии. На русской службе швейцарец, ставший теперь «Генрихом Вениаминовичем», продолжил свои военно-научные изыскания: в 1827 году он опубликовал 4-томную «Политическую и военную жизнь Наполеона» («Vie politique et militaire de Napoléon»). Спустя три года А. Жомини издал «Аналитический обзор принципов военного искусства», а в 1838 г. вышел его второй по значимости фундаментальный труд «Очерки военного искусства» («Précis de l'art de la guerre»), положенный автором в основу курса стратегии, который он читал наследнику престола цесаревичу Александру Николаевичу (будущему императору Александру II).


Титульный лист сокращенного русского издания «Précis de l'art de la guerre»

В качестве военного советника А. Жомини привлекался к планированию военных действий в ходе Русско-турецкой войны 1828–1829 годов и Крымской войны 1853–1856 годов. Здесь его успехи были куда скромнее, нежели на научном поприще: выдающийся теоретик конфликтовал с военным министром генералом от кавалерии А.И. Чернышевым, не имел должного авторитета в глазах ближайших сподвижников Николая I – начальника Главного штаба Его Императорского Величества генерал-фельдмаршала И.И. Дибича и главнокомандующего Действующей армией генерал-фельдмаршала светлейшего князя И.Ф. Паскевича. Сам император, которого завистники Жомини всячески старались оградить от его влияния, не стремился следовать советам швейцарца. Его роль в принятии важнейших решений в ходе кампании 1828 года на Дунае была минимальной, даже несмотря на то, что он постоянно находился при штабе Действующей армии во время осады Варны. Единственным его успехом здесь стала подготовка письма к оборонявшему крепость капудан-паше Иссет Мехмету, склонившего его к капитуляции. В кампании 1829 года швейцарец участия уже не принимал. Тем не менее его заслуги во время войны были отмечены орденом Св. Александра Невского.


Атака бастиона № 2 крепости Варны Лейб-Гвардии Саперным батальоном
23 сентября 1828 г. Худ. А.И. Зауервейд

Большой вклад внес Г.В. Жомини в развитие высшего военного образования в России, став одним из основателей Императорской Военной академии, впоследствии Николаевской академии Генерального штаба (ныне – Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации). В 1826 году по поручению Николая I он теоретически обосновал идею создания Центральной стратегической школы, назначением которой было бы приведение к единству принципов и методов преподавания тактики и стратегии. Император одобрил предложения знаменитого теоретика, наложив на них резолюцию: «В проекте есть очень хорошие идеи. Школа эта составится из лучших офицеров всех ведомств без исключения, под начальством Жомини и в непосредственном ведении начальника Главного штаба; она будет содержима в самой точной дисциплине, и все будут жить вместе; курс будет двухлетний, и я хочу в нем только высшую Стратегию, Географию и Военную Историю».

В феврале 1829 года Г.В. Жомини представил Николаю I новую записку об организации Генерального штаба и специальной подготовки офицеров для него через Военную академию. Эта записка подверглась рассмотрению специальной комиссией под председательством самого автора, и с учетом замечаний ее членов устав будущей Императорской Военной академии был утвержден императором 16 октября 1830 года. Торжественное открытие академии состоялось в праздник Св. Великомученика и Победоносца Георгия – 8 декабря 1832 года (26 ноября по старому стилю) и проходило в присутствии императора, наследника престола, большой группы высших военных и гражданских чинов России, а также иностранных представителей.

Последний раз Г.В. Жомини послужил России в годы Крымской войны, когда перед лицом угрозы со стороны враждебной коалиции он вновь помогал своему государю в разработке планов военных действий. В 1855 году, после смерти Николая I, 76-летний военный мыслитель испросил у Александра II отставки и уехал за границу, оставшись навсегда в лучших отношениях с Россией. Он жил одно время в Швейцарии, а с 1860 года и до конца своих дней во Франции в Пасси, где и скончался в возрасте 90 лет 24 марта (по другим данным – 22 марта) 1869 года. Его заслуги перед Россией были высоко оценены: в 1854 году он был награжден орденом Св. Георгия 4-й степени за 25-летнюю выслугу в офицерских чинах, а в 1867 году – орденом Св. Андрея Первозванного, высшей наградой Российской империи.


Бюст Г.В. Жомини из музея города Пайерн

Связь Г.В. Жомини с Россией не прервалась даже после его отъезда из России и смерти: его сын Александр, родившийся в 1814 году, стал известным дипломатом и близким соратником российского канцлера светлейшего князя А.М. Горчакова, неоднократно исполнял должность товарища (заместителя) министра иностранных дел.

Г.В. Жомини является одним из наиболее значимых военных мыслителей XIX века. Он заложил основы военной стратегии как науки. В своих военно-теоретических и исторических исследованиях он проанализировал опыт войн конца XVIII – начала XIX веков, обобщил важнейшие проблемы стратегии массовой армии. Жомини провел огромную работу по изучению военно-исторического опыта. Им написано около 20 томов военно-научных трудов. Он считал, что победы над противником достигаются не маневрированием, а решительным сражением, отдавал преимущество наступательным действиям перед обороной и придавал важное значение захвату инициативы, а также моральному фактору. Стратегию он рассматривал как науку ведения войны, тактику – как науку о сражении и бое.

Жомини внес ценный вклад в исследование природы театра войны, его значения для решения практических и научных проблем. Он первым из понятия «театр войны» выделил еще одно – «театр военных действий», считая его частью первого. Также он впервые показал различие понятий операционной линии и операционного направления.

Сформулированные им положения о сосредоточении основных сил на направлении главного удара и взаимодействии пехоты, кавалерии, артиллерии в бою и др. оказали большое влияние на развитие русской и западноевропейской военной мысли XIX века. Жомини высоко оценивал роль военной истории в познании теории военного искусства, внес значительный вклад в разработку методики военно-исторических исследований. На страницах своих трудов он провозгласил, что основные принципы военного искусства «вечны» и «неизменны». Военный мыслитель основное внимание уделял роли полководца и генерального сражения, считая их наиболее важными факторами для победы в войне.

Г.В. Жомини внес значительный вклад в становление и развитие русской школы военной стратегии в XIX и начале ХХ века. Наиболее последовательным его учеником в области изучения стратегии стал выдающийся русский военный ученый генерал от инфантерии Г.А. Леер, начальник Николаевской академии Генерального штаба в 1889–1898 годах. Его капитальный труд «Стратегия» во многом был развитием мыслей, впервые изложенных Жомини, и стал «настольной книгой» для нескольких сотен выпускников Николаевской академии Генерального штаба императорской России конца XIX – начала ХХ века.

Олег Алпеев,
кандидат исторических наук,

старший научный сотрудник Научно-исследовательского
института военной истории ВАГШ ВС РФ