Поэтический словарь

ТРИНАДЦАТИСЛОЖНИК

ТРИНАДЦАТИСЛО´ЖНИК— общепринятое название самого популярного и устойчивого стихового размера в поэзии русских виршевиков (силлабистов) 16—18 вв. (до реформы В. Тредиаковского). Подавляющее большинство стихотворений силлабистов написано этим размером, который является исконной формой русского народного стиха, встречающейся и теперь в частушках. Структура Т. станет понятной из сравнения однородных стихов.
Эти стихи — четырехкратный четырехдольник первый, с точки зрения силлаботоники их структура — хореической каденции. Метрическая модель Т. имеет два варианта: при наличии мужской цезуры | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣⌣⌣́ ^ || ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣ ^ ^ | и при трехсложной («дактилической») цезуре | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣⌣ ^ || ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣ ^ ^ | . В первом полустишии 8 долей, из них 7 долей занимают 7 слогов и одну долю — однодольная цезурная пауза; во втором полустишии — тоже 8 долей, из них первые 6 долей занимают 6 слогов, а на две концевые доли приходится двудольная пауза. Виршевики пользовались Т. с женской рифмой, соблюдая в конце первой половины стиха «пресечение», т. е. цезурную однодольную паузу, равную по длительности одному слогу. Стихи виршевиков нужно читать речитативом. Т. облегченного типа звучит так (подчеркнуты слова с инверсированным ритмом):
| Свечерело. | Дрожь в конях, /\\ | стужа злее | на ночь; /\\ /\\ |
| Заворочал | ся в санях /\\ |МихайлоИ | ваныч. /\\ /\\ |
(Н. Некрасов)
| Гой ты, ветер, | не шуми /\\ | взелёнойра | ките! /\\ /\\ |
| Колокольчи | ки мои, /\\ |звените, зве | ните! /\\ /\\ |
(А. К. Толстой)
| Под однойпят|коймороз, /\\ | под другою | ветер, /\\ /\\ |
|Ко мнемилень | кий ходил, /\\ |никтоне за | метил. /\\ /\\ |
(Народная частушка)
Вот по такой модели четырехдольника поэты-виршевики и строили свои Т.:
| Уме недо | зрелый, плод /\\ |недолгойна | уки! /\\ /\\ |
|Покойся, не | понуждай /\\ |к перу мои| руки: /\\ /\\ |
| He писав, ле | тящи дни, /\\ | века прово | дити /\\ /\\ |
| Можно исла|вудостать, /\\ | хоть творцом не | слыти./\\ /\\ |
|Ведутк ней нетрудные /\\ | в нашвек пути| многи. /\\ /\\ |
| На которых | смелые /\\ | не запнутся | ноги. /\\ /\\ |
(А. Кантемир)
Перед нами классический пример 13-сложного силлабического стиха, в котором представлены и константные, и инверсированные строки, и цезура мужская (первые четыре стиха), и цезура «дактилическая» (два последних стиха). При сочинении своих стихов виршевики отсчитывали слоги по два на один удар. У Симеона Полоцкого стих Т. тяжелее, чем у Кантемира, он допускал некоторые неправильности в строении стиха, например: женскую цезуру посредине стиха (вторая строка):
| Чин купецкий | без греха /\\ | едва может | быти, /\\ /\\ |
|На многибо | язлобы/\\ | враг обыче | лстити. /\\ /\\ |
Помимо женской цезуры, Симеон Полоцкий, видимо, ошибочно допускал трехсложные и мужские рифмы, явно нарушавшие ритм данной модели стиха:
| Вограде пре|вели´це/\\ | некто ца´рство | ваше, /\\ /\\ |
| Многимизе´м|ли,стра´ны/\\ | славно обла | да´ше. /\\ /\\ |
| ...Царица у | дивлшися /\\ |безстудствию|его´, /\\ /\\ |
| Не яви ли | ца ему /\\ | веселосво|его´. /\\ /\\ |
| ...Тем художе | ствоми´мать/\\ | бог тяпросла´|вити. /\\ /\\ |
| И пред лицем | мужа ти /\\ | здравупоста´|вити. /\\ /\\ |
(«Клевета»)
Тредиаковский был прав, когда протестовал против мужских рифм в реформированном Т., этого не понял М. Ломоносов, полагавший, что Тредиаковский выступает вообще против мужских рифм, а не против мужской рифмы в Т., где такие рифмы ритмически неуместны.
Стихотворение Симеона Полоцкого «Клевета» заканчивается строками, ясными по мысли и по метрической конструкции четырехдольника с константным ритмом:
| Паче нетер | пимую /\\ | смерть себе из | брати, /\\ /\\ |
| Неже осквер | ненную /\\ | плоть свою пре | дати. /\\ /\\ |
В стихотворном предисловии к «Псалтыри рифмотворной» Симеон Полоцкий писал:
| И помощи | ю бога /\\ | дело совер | шися, /\\ /\\ |
| Се бо Псалтыр |метрами/\\ | ново прело | жися. /\\ /\\ |
Метрическое начало в своих стихах подчеркивал и А. Кантемир, который перевел Т. письма Горация без рифм: «Ведаю, что такие стихи иным стихами, за тем недостатком рифм, не покажутся; но ежели они изволят прилежно примечать, найдут в нихмерное согласиеи некойприятный звон(разрядка моя. — А. К.), который, надеюся, докажет, что в сочинении стихов наших можно и без рифм обойтися». Несомненно, что такие структурные признаки стиха, как «мерное согласие» (т. е. метр) и «некий приятный звон» (ритм) были известны наиболее одаренным поэтам-виршевикам. Вот начало письма 1 «К меценату», переведенного Кантемиром без рифм (слова, подпадающие под ритмическую инверсию, выделены):
| Меценате, | петый мне /\\ | первыми сти | хами /\\ /\\ |
| И которо | го еще /\\ | впоследнихпеть | стану, /\\ /\\ |
|Довольноуж | вызванна /\\ | меня отстав | наго, /\\ /\\ |
| В прежнее по | зорище /\\ | вновь тывключить| ищешь. /\\ /\\ |
Белым же Т. написал Кантемир стихотворение «Екатерине Первой». Вот начало:
|Тебе ж, само | держице, /\\ | посвятить труд | новый /\\ /\\ |
| Идолжностьсо | ветует /\\ | исамое| дело. /\\ /\\ |
| Извинят о | ни ж мою /\\ | смелость пред то | бою. /\\ /\\ |
Очень интересна ритмика стихов Кантемира в сатире IX «К солнцу», написанной 13-сложным стихом. Кантемир ввел в стих примечательные новшества, в результате чего в отдельных строках число слогов увеличилось до 14 и даже 15, а в других случаях снизилось до 12, зато увеличивается на одну долю паузность стиха. Это можно проследить на примерах:
13 | Солнце!Хотя| существо /\\ |твоестоль есть | чудно, /\\ /\\ |
14 | Что ему во | век довольно | удивиться | трудно, /\\ /\\ |
14 | ...А таки ска | зуют,что то´| не противно | богу, /\\ /\\ |
13 | Ох! Как страшно | ислышать/\\ |таку хулу| многу! /\\ /\\ |
13 | ...Высших жерас|суждений/\\ |чрезмернупри | мету /\\
15 | О | боге суе | верийсписать| силы столько | нету, /\\ /\\ |
13 | ...Не судило б | нас сребро, /\\ | ноправдасвя | тая, /\\ /\\ |
12 | Винным казнь, /\\ | аправым/\\ | милость пода | вая. /\\ /\\ |
В первом полустишии 14-сложного стиха каноническую цезурную паузу занимает слог, и все первое полустишие состоит из 8 слогов. В 15-сложном стихе первый слог («О боге...») ритмологически относится к концу предыдущего стиха («... при | мету о...»). Что касается 12-сложного стиха среди тринадцатисложников, то он образовался вследствие паузированной модификации в первой четырехдольной крате (⌣́⌣⌣́ ^ ). Эти ритмологические новшества Кантемира свидетельствуют о тонком ритмическом чувстве поэта, причем подобные новации возможны в пределах именно метрического стиха. «Выпрямленный» Тредиаковским Т. с константным ритмом вошел в арсенал русских поэтов наравне с другими стиховыми размерами. Им пользовались многие поэты:
| Раз в крещенский | вечерок /\\ | девушки га | дали: /\\ /\\ |
| За ворота | башмачок, /\\ | сняв с ноги, бро | сали. /\\ /\\ |
(В. Жуковский)
| Дайте в руки | мне гармонь, /\\ | золотые | планки. /\\ /\\ |
| Парень девуш | ку домой /\\ | провожал с гу | лянки. /\\ /\\ |
(М. Исаковский)
Таким образом, можно сказать, что Т. виршевиков, выйдя из недр народной поэзии, в течение двух веков служил нашим виршевикам верой и правдой, чтобы затем уже в реформированном виде работать в русской поэзии еще два столетия.
Ср.одиннадцатисложник,реформа Тредиаковского,инверсия ритмическая,силлабическое стихосложение.

  1. тринадцатисложникнаиболее популярный стихотворный размер в русской силлабике вв. до реформы В. К. Тредиаковского М. В. Ломоносова. Стих состоит из слогов после го слога цезура. У стих...Литература и язык. Современная энциклопедия
  2. тринадцатисложникнаиболее популярный стихотворный размер в русской силлабикеem вв. до реформы В. К. Тредиаковскогоem М. В. Ломоносоваem. Стих состоит из слогов после го слога цезура. ...Литературная энциклопедия
  3. тринадцатисложникТРИНАДЦАТИСЛОЖНИК в русском и польском силлабическом стихосложении стих объемом в слогов с цезурой после слога окончание стиха обычно женское окончание предцезурного по...Литературный энциклопедический словарь
  4. тринадцатисложникв силлабич. стихосложении стих из слогов с цезурой после го слога и обязат. ударением на м слоге. Один из самых употребит размеров польской и рус. силлабич. поэзии на...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  5. тринадцатисложниктринадцатисложник сложник...Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник