Поэтический словарь

ТАКТОМЕТРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

ТАКТОМЕТРИ´ЧЕСКИЙ ПЕРИ´ОД —объективная мера правильного ритмического процесса в стихе, в пределах которой гармонически сочетаются структура ритма и фразостроение, работа речевого аппарата и дыхание. Вопрос о границах метрического стиха был поставлен в 19 в. русским теоретиком стиха А. Кубаревым, который в книге «Теория русского стихосложения» (1837) писал: «Пока из оснований рифмики (т. е. ритмики — А. К.) не будет положительно выведено, чем должно определять пространство стиха, до тех пор пределы его произвольны». О «пределах стопности стиха» и о пределах большой ритмической единицы говорил в своем «Трактате о русском стихе» Г. Шенгели (1923). Такой мерой «пространства стиха» является Т. п., он охватывает собой весь стих — от анакрузы до эпикрузы включительно. В классе трехдольников существует 12 видовых тактометрических периодов, в классе четырехдольников — 16, в классе пятидольников — 20 и в классе шестидольников — 24 периода. Теоретически в ритмических процессах формирования правильного метрического стиха могут участвовать 72 видовых Т. п. и, значит, 72 видовых контрольных ряда, а в пределах каждого ряда — множество типовых формообразований. Это — «динамические стереотипы» (И. П. Павлов), метрические эталоны стиховых размеров, в рамках которых формируется речевой процесс. Как большая мера ритмического процесса, Т. п. слагается из кратного повторения в нем первичной, малой метрической меры одного нз многодольников, которая называетсякратой, отсюда — трехдольная крата, или трехдольник, четырехдольная крата, или четырехдольник, и т. д. Пределы кратности повторов определяются теми же количествами, что и при установлении классов многодольников, — трехкратный, четырехкратный, пятикратный и шестикратный повторы. Периоды объединяются в метрическом цикле (строфа). Из практики поэтов видно, что стих (поэтическая строка) не всегда совпадает с Т.п. Вот примеры.
Стих и период совпадают. Четырехкратный четырехдольник второй:
Без | отдыха пи | рует /\\ с дру | жиной уда | лой /\\ /\\
И | ван Васильич | Грозный /\\ под | матушкой Мос | квой. /\\ /\\
(А. К. Толстой)
Размер тот же; стих и период не совпадают:
╔ Лю | безный име | нинник, /\\
╚ О, | Пущин доро | гой! /\\ /\\
╔ При | брел к тебе пус | тынник, /\\
╚ С от | крытою ду | шой. /\\ /\\
(А. Пушкин)
Четырехкратный четырехдольник первый; стих и период совпадают:
| Осень! Обсы | пается /\\ | весь наш бедный | сад. /\\ /\\ /\\ |
| Листья пожел | телые /\\ | по ветру ле | тят. /\\ /\\ /\\ |
(А. К. Толстой)
Размер тот же; стих и период не совпадают:
╔ | В сумерки ве | сенние /\\ |
╚ | За листвой бе | рез /\\ /\\ /\\ |
╔ | Гулко в отда | лении /\\ |
╚ | Свистнул паро | воз. /\\ /\\ /\\ |
(С. Маршак)
Четырехкратный трехдольник второй; стих и период совпадают:
Гля | жу как бе | зумный на | черную | шаль /\\
И | хладную | душу тер | зает пе | чаль. /\\
(А. Пушкин)
Размер тот же; стих и период не совпадают:
╔ Гус | тая кра | пива
╚ Шу | мит под ок | ном, /\\
╔ Зе | леная | ива
╚ По | висла шат | ром. /\\
(А. Фет)
И, наконец, последний пример сличения двух одноразмерных периодов (четырехкратный четырехдольник четвертый), в первом случае стих совпадает с периодом:
Ходила | по´лесу, по | ве´ресу, а | ве´рес не тра | ва´.
Любила | ма´льчика три | го´дика, как | ро´занчик цве | ла´.
(Народная частушка)
Во втором случае период разбит на пять стиховых строк по принципу рифмы:
╔ Ночной зе | фи´р
‖ Струит э | фи´р.
‖ Шумит,
‖ Бе | жи´т
╚ Гвадалкви | ви´р.
(А. Пушкин)
То же без разбивки на строчки:
Ночной зе | фи´р струит э | фи´р. Шумит, бе | жи´т Гвадалкви | ви´р.
Запись Пушкина с разбивкой периода на пять строк объясняется строфической структурой стиха.
См.тактовик,народный стих,исторические песни,частушка.