Поэтический словарь

СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ

СИЛЛАБИ´ЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕ´НИЕ(от греч. συλλαβή — слог) — система книжного равносложного («слогочислительного») стиха, существовавшая в России в 16—17 вв. и в первой трети 18 в. Все стихи носили тогда общее название виршей (или вершей); вирша — это двустишие, скрепленное рифмой. Силлабическими же они стали называться лишь в начале 19 в. Почти все поэты-виршевики 16—17 вв. были священнослужителями и писали стихи на славянском языке: в результате образовался разрыв между языком народной поэзии и языком виршевиков. Светские писатели 17 в. (например, князь Семен Шаховской и князь Иван Катырев) писали вирши на языке, близком к народному. Разница в языке народа и поэтов-силлабистов видна из сопоставления текстов следующих стихов, сочиненных примерно в одно время (около 1680 г.):
Пойду я, младенька, погуляю,
Я на свои новые на сени;
Посмотрю-ка я далече в чисто поле,
Хорошо ли в поле луги зеленеют.
Лазоревые цветы расцветают.
Зеленеются в чистом поле луги,
Лазоревые цветы расцветают.
(Песня А. М. Пестова, сб. «Демократическая поэзия 17 века», М.—Л., 1962)
Срам честный лице девы вельми украшает,
Егда та ничесоже нелепо дерзает.
Знамя же срама того знается оттуду,
Аще очес не мещет сюду и онуду.
(Симеон Полоцкий)
Относительно ритмического строения виршей сложились две основные точки зрения: одни считают, что, помимо равносложия, неощутимого на слух, рифма («краесогласие») является единственным отличием виршей от прозы; это мнение — самое распространенное вплоть до наших дней. Другие, например критик 40-х годов 19 в.Н. Надеждин, полагают, что в основе С. с., помимо равносложия и рифмы, лежит метрическое, т. е. стопное начало. Многие придерживаются мнения, что форма С. с. заимствована из Польши. Поводом к этому послужило следующее обстоятельство: стихи «Псалтыри» Симеона Полоцкого, изданные в 1680 г., имеют женскую рифму, так же, как и в «Псалтыри» польского поэта Яна Кохановского, предшественника Симеона Полоцкого. Однако в стихотворном обращении к царю Федору Алексеевичу Симеон Полоцкий говорит, что церковные псалмы
Тем в инех языцехв метры приведени,
разумети и пети удобь устроени,
Им же аз поревновах, тщахся тож творити,
в славянском диалекте в меру устроити...
... Еже яко первоев метры преложено,
подобаше да будет первому вручено.
Здесь Симеон Полоцкий мотивирует свое намерение переложить псалмы в стихи, считая своим патриотическим долгом переложить их на славянский язык метрами. Он прямо говорит о метре, т. е. о стопе, которая в то время называлась «ногой»; об этом имеется свидетельство у поэта 17—18 вв. Кариона Истомина. Последний в книге «Полис» описал, как складывали и читали вирши в школах, где писание стихов было обязательным предметом:
Пиитики стихотворство,
Ирмосов, канонов стройство.
Учащие пиитику,
Творят стихи песней клику,
В мере слоги и ногами,
Степеней счет и перстами.
Истомин прямо говорит, что при сложении стихов вслух меру слогов отбивали ногой (отсюда термин — «стопа») и отсчитывали пальцами; ногой отбивали количество «степеней» (стоп), а пальцами — количество слогов, по два слога на удар ноги. Такой метод применялся только в школах для начинающих поэтов; опытные же мастера с течением времени приобретали навыки ритмической инерции. Ученый-филолог и первый на Руси теоретик стиха Мелетий Смотрицкий в своей «Грамматике славянской» (1618) писал: «Просодия учит метром, или мерою количества стихи слагати».
Таким образом, можно предположить, что двусложие было счетной мерой виршевой просодии, причем соблюдение акцента на первом из двух слогов относилось к цезуре и к последнему в стихе рифмованному двусложию; этого требовал самый размер стиха. Равносложие (изосиллабизм) стихов могло быть соблюдено лишь при наличии определенного метрического каркаса, который поддерживает совершенно обязательную манеру речитативного исполнения стихов. Вне метрического речитатива писать такие стихи в большом количестве нельзя. Русские виршевики разработали около десяти размеров, которые соответствуют нормам народной просодии. Если возьмем параллельные ряды стихов силлабических и стихов из русской народной поэзии, то мы увидим разительное совпадение и в количестве слогов в стихе, и в клаузулах (окончаниях). Кто кому следовал — виршевики народному стиху или поэты из народа виршевикам? Конечно, естественно первое предположение. Ниже в параллель виршам приводятся народные стихи позднейших записей, в этих стихах сохранилась традиция народной просодии, которая слагалась в течение нескольких веков.
Вот стихи Симеона Полоцкого, написанные в пределах контрольного ряда четырехкратного четырехдольника первого (подчеркнуты слова, подпадающие под ритмическую инверсию); их ритм похож на хореический:
Шестнадцатисложник:
|Витаемтя, | православный |царю, правед | ное солнце, |
| Здавна бовек| прагнули те | бедуши на|шии сердце. |
Пятнадцатисложник:
|Витаем тя, |царю, от вос | тока к нам при | шедшего, /\\ |
| Белорусский | же отнужды|народвесь сво | бодшего. /\\ |
То же и у А. Кантемира:
|Не так мила| птице холя | в роскошном пи | тании, /\\ |
| Как приятна |свояволя | всвободномле | тании. /\\ |
Этому размеру стихов соответствуют народные стихи (частушка):
| Мы с подружкой | дружно жили, | из окна в о | кошечко /\\ |
| Полюбили | одного, по | ссорились не | множечко. /\\ |
Силлабическийчетырнадцатисложник:
|Дела господ|ня господа| вси благосло | вите, /\\ /\\ |
| пойтеего|во всявеки | и превозно | сите. /\\ /\\ |
| Ангели гос | подни, бога | вси благосло | вите, /\\ /\\ |
| небесагос|подапойте | и превозно | сите. /\\ /\\ |
(Симеон Полоцкий)
Соответственно в народной поэзии:
| Белолица, | круглолица, красная де | вица, /\\ /\\ |
| При дорожень | ке стояла, |калинуло | мала. /\\ /\\ |
Примеры силлабическоготринадцатисложникасм. в статьетринадцатисложник.
Двенадцатисложниксостоит из сдвоенного шестидольника:
| Да благосло | вит тя ||господьот Си | она |
| На высоко | честнем || местецаря| фрона. |
| Да благосло | вит тя ||венчаннуюглаву |
| На премнога | лета || соблюдати | здраву. |
(Симеон Полоцкий)
Соответственно в народной поэзии:
| Как во поле, | поле ||в широкомраз | долье, |
|Стоялтут са | дочек, ||не мал, не ве | личек. |
Примеры силлабическогоодиннадцатисложникасм. в статьеодиннадцатисложник.
Десятисложниксостоит из двух паузированных шестидольников (шестидольник четвертый):
Как | благ яв | лю´ся, /\\ не | доум | лю´ся, /\\
И |в моя| ле´та, /\\ смерть | без от | ве´та. /\\
(К. Истомин)
Соответственно в народной поэзии:
А | жил-был | ду´рень, /\\ а | жил-был ба´бин. /\\
Взду | мал он, | ду´рень, /\\ на | Русь гу | ля´ти, /\\
Лю | дей ви | да´ти, /\\ се | бя ка | за´ти. /\\
Это тот же размер, которым написаны «Стихи похвальные России» В. Тредиаковского:
Нач | ну на | фле´йте /\\ сти | хи пе | ча´льны;
Зря | на Рос | си´ю /\\ чрез | страны | да´льны: /\\
И | бо все | днесь мне /\\ е | ё доб | роты /\\
Мыс | лить у | мом есть /\\мно|гоо | хоты. /\\
Восьмисложнику виршевиков разработан хорошо, он соответствует четырехстопному хорею:
Песни новы составляйте,
Господеви воспевайте...
(Симеон Полоцкий)
Семисложниксоответствует усеченному четырехстопному хорею; вот пример из Кантемира:
Не любити тяжело, /\\
И любити тяжело, /\\
А тяжелее всего /\\
Любя любовьне достать. /\\
Таковы основные формы метрических стихов русских силлабистов; эти формы родственны строю народного стиха. См. такжевирши,одиннадцатисложник,тринадцатисложник,реформа Тредиаковского,инверсия ритмическая,равнодольность в стихе.

  1. силлабическое стихосложениеСИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ основано на соизмеримости стихотворных строк по количеству слогов. С. с. присуще преим. языкам с постоянным ударением во франц. на последнем ...Большая советская энциклопедия
  2. силлабическое стихосложениеосновано на соизмеримости стихотворных строк по количеству слогов. С. с. присуще преимущественно языкам с постоянным ударением во французском на последнем слоге в польск...Большая Советская энциклопедия II
  3. силлабическое стихосложениесистема стихосложения основана наупорядоченности числа слогов в стихе. Употребительно преимущественно вязыках с постоянным нефонологическим ударением многих тюркскихрома...Большой энциклопедический словарь II
  4. силлабическое стихосложениеСИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ система стихосложения основана на упорядоченности числа слогов в стихе. Употребительно преимущественно в языках с постоянным нефонологическим ...Большой энциклопедический словарь III
  5. силлабическое стихосложениеСИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ система стихосложения основана на упорядоченности числа слогов в стихе. Употребительно преимущественно в языках с постоянным нефонологическим...Большой Энциклопедический словарь V
  6. силлабическое стихосложениесистема стихосложения основанная на упорядоченности числа слогов в стихе. Преимущественно в языках с постоянным нефонологическим ударением многих тюркских романских фран...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  7. силлабическое стихосложениеСИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ см. Стихосложение.Литературная энциклопедия. В т. М. издательство Коммунистической академии Советская энциклопедия Художественная литератур...Литературная энциклопедия
  8. силлабическое стихосложениеСИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ см. Стихосложение....Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  9. силлабическое стихосложениеСИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ от греч. syllab слог стихосложение основанное на соизмеримости строк по числу слогов изосиллабизм. Стихи различаются сложные сложные и т. д. ...Литературный энциклопедический словарь
  10. силлабическое стихосложениегреч. syllabe слог тип стихосложения основанный на соизмеримости строк по числу слогов. В его основе лежит определенное количество слогов в каждой стихотворной строке т...Мировая художественная культура. Словарь
  11. силлабическое стихосложениеСИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ от греч. слог стихосложение осн. на соизмеримости строк по числу слогов. Их фонетич. признаки ударностьбезударность долготакраткость и т. ...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  12. силлабическое стихосложениеСИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ Построение стиха основанное на количестве слогов и на их ударении. Объяснение иностранных слов вошедших в употребление в русский язык с означ...Словарь иностранных слов русского языка
  13. силлабическое стихосложениесистема стихосложения основанная на упорядоченности числа слогов в стихе. В русской поэзии употребительно в XVIIначале XVIII вв. основные размеры сложный стих....Словарь исторических терминов
  14. силлабическое стихосложениеСИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ см. Метрика....Словарь литературных терминов
  15. силлабическое стихосложениеот греч. syllabe слог стихосложение основанное на одинаковом количестве слогов в каждой стихотворной строке равносложии длина стиха определяется количеством слогов. Как...Словарь литературоведческих терминов
  16. силлабическое стихосложениеСИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ система стихосложения основанная на упорядоченности числа слогов в стихе. Преимущественно в языках с постоянным нефонологическим ударением мн...Современная энциклопедия
  17. силлабическое стихосложениеСИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ система стихосложения основана на упорядоченности числа слогов в стихе. Употребительно преимущественно в языках с постоянным нефонологическим ...Современный энциклопедический словарь
  18. силлабическое стихосложениеот греч.u syllabe слог система стихосложения в которой длина стиха определяется только количеством слогов вне зависимости от количества ударений стихи называются сл...Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
  19. силлабическое стихосложениеСиллабическое стихосложение см. Стихосложение....Энциклопедический словарь
  20. силлабическое стихосложениеСИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ система стихосложения основана на упорядоченности числа слогов в стихе. Употребительно преимущественно в языках с постоянным нефонологическим...Энциклопедический словарь естествознания
  21. силлабическое стихосложениесм. Стихосложение....Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона