Поэтический словарь

ОДИННАДЦАТИСЛОЖНИК

ОДИННАДЦАТИСЛО´ЖНИК— одна из наиболее употребительных и устойчивых форм стиха в русской т. н. силлабической поэзии 17 и 18 вв. — строка из 11 слогов с паузной цезурой после пятого слога. Общепринятое мнение гласит, что О., равно как и другие формы т. н. силлабического стиха, не имеет стопного, метрического строения и только рифма придает ему вид стиха. Это неверно: О. вышел из русской народной поэзии и является стопной формой стиха. Его ритмическая структура является вариантом двойного шестидольника первого, с контрольным рядом | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣ || ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣ | . Полносложный стих шестидольника звучит так:
| Как во поле, | поле, ||в широкомраз | долье |
|Стоялтут са | дочек, ||не мал, не ве | личек. |
|Во томво са | дочке ||стояли три| древа, |
|Стояли три| древа || зелены, куд | рявы. |
Одиннадцатисложный вариант этого размера у виршевиков заключается в том, что в конце первого полустишия допускалась паузная цезура, уменьшавшая в стихе количество слогов до одиннадцати, т. е.:
12-сложник: | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣ || ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣ |
11-сложник: | ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́ /\\ || ⌣́⌣⌣⌣ | ⌣́⌣ |
Если под эту меру написаны стихи, то О. будет звучать так (в третьей строке допущена ритмическая инверсия):
| Ой стоги, сто | ги, /\\ || на лугу ши | роком, |
| Вас не пере | честь, /\\ || не окинуть | оком! |
| Ой, стоги, сто | ги /\\ ||в зеленомбо | лоте, |
| Стоя на ча | сах, /\\ || что вы стере | жете? |
(А. К. Толстой)
Стих А. Толстого служит прекрасной метрической моделью для понимания ритмической структуры О. русских виршевиков: О. есть паузированный вариант двенадцатидольника, вернее сдвоенного шестидольника первого. Если обратиться к стихам самих виршевиков, то мы увидим, что их двенадцатисложники и О.подконтрольны одной и той же мере. Возьмем примеры из Симеона Полоцкого, из его книги «Рифмологион»; вот беспаузный двенадцатисложник слова, подпадающие под ритмическую инверсию, выделены):
| Да благосло | вит тя ||господьот Си | она |
| на высоко | честнем || местецаря| фрона. |
| Да благосло | вит же ||венчанную| главу |
| на премноги | лета || соблюдати | здраву. |
А вот одиннадцатисложник Симеона Полоцкого с однодольной паузой в конце первого полустишия, ритм инверсирован:
| Потемной но|щи/\\ || деньсветлыйбы | вает, |
| солнцалуча|ми/\\ || всютьмуистреб | ляет. |
| Всявеселят|ся, /\\ ||егдаосве | щенна |
| солнцембыва|ют/\\ || преукра | шенна. |
Или у А. Кантемира:
| Тщетнуюмуд|рость/\\ || мира вы ос | тавьте, |
| Злыбогобор|цы!/\\ || обратив кор | мило, |
|Корабльсвой | кбре|гу/\\ || истины на | правьте, |
|Теченье вы|ше/\\ || досель блудно | было. |
(«Противу безбожных»)
| Чтодал Гора|ций, /\\ || занял у фран | цуза. |
| О,коль собо|ю/\\ ||бедна моя| муза! |
| Да верна; у | ма /\\ || хоть пределы | узки, |
| Чтовзял по-галь|ски —/\\ || заплатил по- | русски. |
(Автоэпиграмма)
Или пример из Кариона Истомина, который отделял полустишия заметным пробелом, отмечая так паузную цезуру:
|Началоа | за /\\
| Бытность вАда|ме/\\
|Земляесть в час | тех, /\\
| Отрочазрети/\\
| писмене долг | знати, |
|людейвсех смот | ряти. |
| в месяцах из | мена, |
| сладце в смысл оденна. |
(Стихи к букве «А»)
Церковнославянский язык «силлабистов» мало понятен современному читателю, которому, конечно, трудно следить одновременно и за смыслом стиха и за прихотливым инверсированным ритмом. Однако это не мешает нам установить преемственную связь между строем стиха виршевиков и стихом народной поэзии.

  1. одиннадцатисложникОДИННАДЦАТИСЛОЖНИК в силлабическом стихосложении стих из слогов. В европейской поэзии развился из античного ямбического триметра. Итальянский О. с XII в. имеет обязател...Литературный энциклопедический словарь
  2. одиннадцатисложникСм. endecasllabo....Пятиязычный словарь лингвистических терминов
  3. одиннадцатисложникв силлабич. стихосложении стих из слогов. Один из самых попул. размеров европ. силлабики итал. О. польск. О. В рус. силлабич. поэзии нач. в. О. по польск. образцу им...Российский гуманитарный энциклопедический словарь