Поэтический словарь

НАПЕВНЫЙ СТИХ

НАПЕ´ВНЫЙ СТИХ— термин поэта И. Рукавишникова, назвавшего так форму своих сказов, построенных на использовании и развитии традиции русского народного эпического стиха (былины, исторические песни). Попытка Рукавишникова создать литературный стих по метрическим законам народного стиха весьма примечательна. Его «Сказ про Степана Разина» — закономерный опыт применения народных форм стиха в современной поэзии; после «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Лермонтова это — второй удачный пример обращения поэта к народному стиху. Опыт Рукавишникова представляется тем более ценным, что поэт, взяв за образец метрические формы народного стиха, не слепо следовал им, а сознательно совершенствовал метрические начала народного стиха, ощутимо показывая богатейшие возможности национальных форм стиха, таящиеся в русской народной поэзии. Заслуга И. Рукавишникова заключается в опровержении заблуждения теоретиков, утверждающих, что растяжение слогов, т. е. долгие слоги, — это свойство и преимущество только античного стиха. Растяжение слогов частично уже допускали и допускают русские поэты — К. Рылеев, Н. Некрасов, Ап. Григорьев, А. Блок, В. Маяковский, В. Луговской, Н. Асеев и др. (см.долгий слог,тактометр,Народный стих,частушка).
Н. с. Рукавишникова, подобно русским былинам и историческим поэмам (песням), нужно скандировать четким речитативом, нараспев. Ритмическая структура Н. с. — четырехкратный четырехдольник, в нижеследующем примере — с двудольной анакрузой. Ритм. Н. с. преимущественно константный. Вот начальные строки из «Сказа» Рукавишникова:
Нале | тел /\\ то-о | пор /\\ да на | о-остры-ый | сук, /\\
Наско | чи-ила под | кова на бу | лы-ыжни-и | чек. /\\
Уж ты, | во-оля, ты | во-оля, ты | во-оля мо | я. /\\
Были | ту-уги о | ре-ешки Те | рё-ошке. /\\ | /\\ /\\
Уж ни | ка-ак-то он | с ними совла | дать /\\ не-е | мог. /\\
Сидел | голодом Те | рё-ошка да | пла-ака-ал | ся. /\\
В отличие от И. Рукавишникова, обозначившего термином «Н. с.» определенную ритмическую структуру, близкую традициям народного стихосложения, исследователь русского лирического стиха Б. Эйхенбаум в книге «Мелодика стиха» (1922) ввел тот же термин для характеристики напевной интонации в лирике.

  1. напевный стихсм. Мелодика стиха....Большой энциклопедический словарь II
  2. напевный стихНАПЕВНЫЙ СТИХ см. Мелодика стиха....Большой энциклопедический словарь III
  3. напевный стихНАПЕВНЫЙ СТИХ см. Мелодика стиха....Большой Энциклопедический словарь V
  4. напевный стихНАПЕВНЫЙ СТИХ в мелодике стиха один из трех основных интонационных типов наряду с говорным и ораторским. В русской поэзии разработан преимущественно В. А. Жуковским А. ...Литературный энциклопедический словарь
  5. напевный стихВ мелодике стиха один из осн. типов интонации выделяемой наряду с ораторским и говорным стихом. Н. С. наиб. употребителен в интимной камерной лирике. В построении темат...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  6. напевный стиходин из интонационных типов стиха наряду с декламационным ораторским и говорным. Различают три вида Н. с. куплетный песенный романсный. См. также интонация...Словарь литературоведческих терминов
  7. напевный стихНАПЕВНЫЙ СТИХ см. Мелодика стиха....Современный энциклопедический словарь
  8. напевный стихсм. песенный стих....Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
  9. напевный стихНАПЕВНЫЙ СТИХ см. Мелодика стиха....Энциклопедический словарь естествознания