Поэтический словарь

МОДИФИКАЦИИ РИТМИЧЕСКИЕ

МОДИФИКА´ЦИИ РИТМИ´ЧЕСКИЕ(лат. modificatio — видоизменение) — различные состояния первичной элементной группы (краты), содержащей в себе многофигурные комбинации речевых ритмических элементов: ударные и безударные слоги, разнодлительные слоги — долгий, краткий и кратчайший; разнодлительные паузы. Так, в трехдольнике содержится не только основная полносложная M. p. ⌣́⌣⌣, которую признает и силлаботоническая теория, но и такие М. р., как ⌣́⌣ ^ , ⌣́ ^ ^ , ⌣́ ^ ⌣, ^ ^ ⌣, ^ ^ ^ , ⌣̅́⌣̅⌣, ⌣̅⌣̅⌣, ⌣⌣⌣ и т. д. — всего 36 ритмических модификаций. В элементной группе четырехдольника теоретически содержится 124 модификации, в числе их ⌣́⌣⌣⌣, ⌣́⌣⌣ ^ , ⌣́⌣ ^ ^ , ⌣⌣⌣⌣, ⌣⌣⌣ ^ , ⌣⌣ ^ ^ , ⌣ ^ ^ ^ , ⌣́ ^ ⌣ ^ , ^ ^ ⌣⌣, ⌣̅̀⌣̅⌣⌣, ⌣̅́⌣̅⌣̅⌣̅, ⌣̅́⌣̅⌣ ^ , ⌣̅⌣̅⌣̅⌣̅ и т. д. Последовательная смена разнофигурных ритмических модификаций в метрическом стихе создает размерную упорядоченность речевого процесса в границах метра, подтверждая тем самым диалектический принцип гармонического движения — единство в многообразии, неизменность количества и изменяемость качества. Многофигурные М. р., негативно заключенные в элементной группе, позитивно выявляются в реальном стихе; в них кроется колоссальный динамический потенциал ритмического процесса, чего нельзя сказать о традиционной полносложной стопе, представляющей лишь однофигурную статическую модификацию.
См.крата,стопа,тактометрический период.