Поэтический словарь

ВЕНОК СОНЕТОВ

ВЕНО´К СОНЕ´ТОВ— архитектоническая форма поэмы, состоящей из 15 сонетов. В.с. строится так: тематическим и композиционным ключом (основой) является магистральный сонет (или магистрал), замыкающий собой поэму; этот, пятнадцатый по счету, сонет пишется раньше других, в нем заключается замысел всего В. с. Первый сонет начинается первой строкой магистрала и заканчивается второй его строкой; первый стих второго сонета повторяет последнюю строку первого сонета и заканчивается этот сонет третьей строкой магистрала. И так далее — до последнего, 14-го сонета, который начинается последней строкой магистрала и кончается первой его строкой, замыкая собой кольцо строк. Таким образом, 15-й, магистральный сонет состоит из строк, последовательно прошедших через все 14 сонетов.
B. c. изобретен в Италии в 13 в. Это весьма трудная поэтическая форма, требующая от поэта исключительного мастерства (особенно в подборе выразительных рифм). Первый В. с. на русском языке принадлежит Ф. Коршу, который в 1889 г. перевел В. с. славянского поэта Франца Прешерна. Оригинальные В. с. написали: Вяч. Иванов («Cor ardens»), В. Брюсов («Роковой ряд»), М. Волошин («Luñaria»), из советских поэтов — С. Кирсанов («Весть о мире»), М. Дудин («Орбита»), С. Матюшкин («Осенний венок»).
Для ознакомления с формой В. с. ниже приводятся три первых и два последних сонета из лирического В. с. Валерия Брюсова «Роковой ряд», напечатанного в сб. «Скрижаль» (1918 г.):
1.
Четырнадцать имен назвать мне надо...
Какие выбрать меж святых имен,
Томивших сердце мукой и отрадой?
Все прошлое встает, как жуткий сон.
Я помню юность; синий сумрак сада;
Сирени льнут, пьяня, со всех сторон...
Я — мальчик, я — поэт, и я — влюблен,
И ты со мной, как белая Дриада!
Ты страсть мою с улыбкой приняла,
Ласкала, в отроке поэта холя,
Дала восторг и, скромная, ушла...
Предвестье жизни, мой учитель, Лёля!
Тебя я назвал первой, меж других
Имен любимых, памятных, живых.
2.
Имен любимых, памятных, живых
Так много! Но, змеей меня ужаля,
Осталась ты царицей дней былых,
Коварная и маленькая Таля.
Любила ты.Средь шумов городских,
Придя ко мне под волшебством вуаля,
Так нежно ты стонала: «Милый Валя!»,
Когда порыв желаний юных тих.
Но ты владела полудетской страстью;
Навек меня сковать мечтала властью
Зеленых глаз... А воли жаждал я.
И я бежал, измены не тая,
Тебе с безжалостностью кинув: «Падай!»
С какой, отравно ранящей, усладой!
3.
С какой, отравно ранящей усладой,
Припал к другим я, лепетным устам!
Я ждал любви, я требовал с досадой,
Но не хотел любви предаться сам.
Мне жизнь казалась блещущей эстрадой;
Лобзанья, слезы, встречи по ночам, —
Все было повод к огненным стихам;
Я скорбь венчал сонетом иль балладой.
Был вечер; буря; вспышки облаков;
В беседке, там, рыдала ты, — без слов
Поняв, что я лишь роль играю, раня...
Но роль была — мой Рок! Прости мне, Маня!
Сам я судил себя в стихах глухих.
Теперь, в мечтах я повторяю их.
.......................
14.
Да! Ты ль, венок сонетов, неизменен?
Я жизнь прошел, казалось, до конца;
Но не хватило розы для венца,
Чтоб он в столетьях расцветал, нетленен.
Тогда, с улыбкой детского лица,
Мелькнула... Но — да будет сокровенен
Звук имени последнего: мгновенен
Восторг признаний и мертвит сердца!
Останься ты неназванной, безвестной, —
Но будет жив твой образ бестелесный
Для тех, кто стих мой вспомнят наизусть.
Ты — завершенье рокового ряда:
Тринадцать названо; ты — здесь, и пусть
Четырнадцать назвать мне было надо.
15.
Четырнадцать назвать мне было надо
Имен любимых, памятных, живых!
С какой, отравно ранящей, усладой,
Теперь, в мечтах я повторяю их!
Но боль былую память множить рада:
О, счастье мук, бесстрашных, молодых,
Навек закрепощенных в четкий стих!
Ты — слаще смерти! ты — желанней яда!
Как будто призраков туманный строй,
В вечерних далях реет предо мной, —
И каждый образ для меня священен.
Вот близкие склоняются ко мне...
В смятеньи — думы, вся душа — в огне...
Но ты ль, венок сонетов, неизменен?
См.сонет.

  1. венок сонетовлирический цикл состоящий из сонетов. Последняя строка каждого из сонетов повторяется в начале следующего таким образом связывая смежные стихотворения. Предпоследний со...Литература и язык. Современная энциклопедия
  2. венок сонетовВЕНОК СОНЕТОВ см. Сонет. Литературная энциклопедия. В т. М. издательство Коммунистической академии Советская энциклопедия Художественная литература.Под редакцией В. М....Литературная энциклопедия
  3. венок сонетовсм. Сонет....Литературная энциклопедия II
  4. венок сонетовВЕНОК СОНЕТОВ см. Сонет....Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  5. венок сонетовВЕНОК СОНЕТОВ цикл из сонетов в которых первый стих каждого повторяет последний стих предыдущего образуя гирлянду а вместе эти первые стихи складываются в й магистральны...Литературный энциклопедический словарь
  6. венок сонетовв канонич. виде цикл из сонетов первые сонетов связаны кольцевым построением последний стих каждого сонета повторен как й стих последующего последний стих го сонета по...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  7. венок сонетовВЕНОК СОНЕТОВ см. Сонет....Словарь литературных терминов
  8. венок сонетовСм. сонет...Словарь литературоведческих терминов
  9. венок сонетовпоэтический цикл из сонетов представленный как самостоятельное произведение. Первая строка каждого из сонетов повторяет последнюю строку предыдущего а заключительный сон...Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению