Педагогика общей заботы - понятийный аппарат

РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА

Это процесс все более глубокого и полного отражения объективной реальности, внешнего мира, «действительных отношений» людей (К.Маркс) в сознании и поведении человека, т.е. в субъективных («личных») отношениях человека к миру. Развитие может идти как целенаправленно, так и стихийно. В первом случае развитие происходит с открытой целью формирования, укрепления одних личных отношений и их компонентов и преодоления других личных отношений и их компонентов. Во втором — под стихийным влиянием природы, обстоятельств, предметов, событий окружающей жизни или под таким воздействием со стороны других людей или самого человека, которое преследует жизненно-практические цели, а не цели развития, например, создание какой-нибудь вещи, желание развлечься, победить в состязании и т.п. Развитие может быть всесторонним или односторонним, равномерным или неравномерным, искривленным, когда одни компоненты личности развиваются в ущерб другим. Особенностью развития человека является разнообразие тех видов личных, субъективных отношений (Cм. «Личные отношения»), в которых отражается действительность. (Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — c.14-15)

  1. развитие человекаизменения происходящие на протяжении жизненного цикла человека. С точки зрения ПСИХОЛОГИИ развития люди развиваются в четырех направлениях когнитивном социальном лингвист...Словарь справочник по социальной работе
  2. развитие человекапроцесс становления личности под влиянием внешних и внутренних управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов [ c. ]....Современный образовательный процесс