Педагогика общей заботы - понятийный аппарат

ОДНОСТОРОННЕЕ ПОНИМАНИЕ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Процесс только или по преимуществу открытой передачи готового общественно необходимого опыта и усвоения этого опыта воспитанниками. Это характерно для регрессивных типов воспитательных отношений: авторитаризма, чрезмерной опеки и «свободного» воспитания. Объективная позиция воспитателя в этом процессе — это позиция передатчика готового опыта, объективная позиция воспитанника — позиция пассивного или активного потребителя такого опыта, послушного или «свободного» исполнителя воли воспитателя. Этот характер взаимодействия отражается в направляющих развитие данного взаимодействия типах субъективных воспитательных отношений: авторитарная требовательность воспитателей к воспитанникам и «уважение» к ним как к послушным исполнителям воли старших; или в «уважении» к воспитанникам без требовательности к ним; или в уважении и требовательности к воспитанникам как активным потребителям готового опыта, активным исполнителям воли воспитателей. (И.П.Иванов)